Именно поэтому с того момента, когда сын решал жить отдельно от родителей, строительству новой избы уделялось большое внимание. Особое значение придавалось поиску места под новый дом.
Так, в некоторых селах Кочкуровского р-на будущие хозяева не строили жилище вне села, в другой части улицы по отношению к родительскому дому, т. е. опасались возводить избу вдали от родителей. Для этого оставляли необходимую территорию рядом с родительским домом. Если таковой не было, то сносили собственный амбар, сарай или др. хозяйственную постройку. При уничтожении жилья, напр. , пожаром, вопрос о приобретении избы в др. месте не только не возникал среди домочадцев, но и запрещался. Связывалось это с тем, что при переселении в чужой дом земля, на которой он стоял, и хранительница дома Кудава, по поверью мордвы, забирали у новоселов две человеческие души, т.е. в семье должны были умереть двое людей. В связи с этим в чрезвычайных ситуациях семья переселялась к близким родственникам или, в худшем случае, в одну из сохранившихся хозяйственных построек: баню, амбар и т. д. Подобные поверья среди мордвы существовали и по отношению к запрудам водяных мельниц, постройке ветряных мельниц и др. Во время возведения зданий, согласно поверью, требовалась «строительная» жертва. Однако она, как правило, заменялась. Так, напр., во время запруживания воды «верхней мельницы» крестьянин заговаривал украденную перчатку и бросал её под плотину. После этого пруд запруживался. При сооружении ветряной мельницы приносилась символическая человеческая жертва. Хозяин 3 раза ударял топором и говорил: «Вот тебе 3 человеческих головы из одного племени».
По окончании возведения глинобитных стен избы строители в оставшуюся глиняную воду бросали будущего хозяина. В связи с этим Д. К. Зеленин писал: «Общепринятое у западноевропейских этнографов объяснение того, почему при основании здания требуется жертва человека или его заместителя, мы уже знаем: эта жертва обеспечивает прочность здания, между прочим, и тем, что из нее возникает дух-покровитель этого здания. В народе же чаще встречается иное объяснение, которое надо признать более древним: жертвоприношение при закладке дома спасает жильцов и строителей будущего дома от близкой смерти» . Близкую позицию по этому вопросу занимал и известный мордовский фольклорист А. И. Маскаев: «Принесенная жертва должна быть отдана в иной мир, чтобы обеспечить надежность окончания строительства и гарантировать прочность сооружения.. И поскольку строительство города происходит на земле (земля держит или не держит сооружение, и оно стоит или рушится), то жертвоприношение, посвященное строительству, осознается как дар Модаве, как выкуп за место, занимаемое строящимся городом». При этом Д. К. Зеленин видел иной смысл в этом поверье:
«Материал постройки, загубленные на здание людьми деревья жаждут мести, которая может быть удовлетворена только смертью нарушителей табу — жильцов-строителей. В этом смысле и можно сказать, что „дом требует жизни“».
Судя по тому, что мордва в новую избу первым пускала кота, то жертвой построенному зданию следует считать первого переступившего через порог.
После того, как место под основание дома было выбрано, в землю забивались колышки. Устраивалось моление. На то место, где в будущем построенном доме должен был стоять стол, ставили табуретку (иногда обходились без нее). На нее ставили хлеб, воду и др. пищу. Зажигали свечу. Самая старшая в семье женщина молилась хранительнице отцовского дома, прося о защите, даровании жильцам счастья и богатства, избавлении от семейных ссор и т. п. После этого слева на право лопатой по всему периметру дома проводили черту, делая по углам кресты, тем самым маркируя углы и отмечая границы будущего дома и остального пространства. После окончания моления на место будущего дома ставили ветку или деревце рябины.
Объяснение этого суеверного обряда содержится в работе Н.И. Толстого: «четыре угла… священны…они связаны с духом-хранителем дома, домашнего очага, семьи и скота, т. е. с домовым и ему подобными духами».
В день строительства избы «никому ничего не дают, чтобы не отдать счастья дома». При возведении деревянной избы под первый венец сруба клали деньги. Если дом был саманный, то их подкладывали под матицу. Смысл этого суеверного обычая мордва трактует по-разному. Так, одни кладут деньги для «богатства в доме», другие - «для того, чтобы выкупить дом». Как только изба была готова к заселению , считалось необходимым дать ей хранителя, покровителя. Таким существом, по мордовским поверьям, была Кудава. Под влиянием тюрков для обозначения дома со всеми надворными постройками мордва стала применять слово «юрт», а хранительницу дома называть Юртава. Для того чтобы «перенести» Кудаву, в родительском доме совершали моление, открывали западню в подпол, брали горсть земли из красного угла и заворачивали в чистое белое полотно. Высыпали ее в новом доме там же. В некоторых селах землю из подпола не брали, а заворачивали после моления пустое полотно.
Потапкин И.И. "Поверья и суеверия мордвы, связанные с жильём"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев