Христианин должен всегда чувствовать свою ответственность за то, что происходит вокруг него, и в первую очередь – за свои собственные поступки. И как сказано в Священном Писании, человек даст ответ на Страшном суде не только за поступок, но даже за каждое праздное слово. Уж тем более за действие, связанное с языческим культом.Вспоминаются жития мучеников за веру, которым предлагали формально (это известно из протоколов) отречься от креста. Им говорили: «Оставайтесь христианами, кланяйтесь Христу, молитесь Ему. Не надо даже никакого отречения произносить, просто опустите благовония на жертвенник Зевсу или Артемиде… Этим самым вы засвидетельствуете свое примирение с язычеством и законопослушность нашим языческим законам…» Но христиане не шли на это никогда, они понимали, что даже молчанием предается Бог, а не то что прямым участием в языческом культе.Здесь – то же самое: нас пытаются втянуть в совершенно чуждое нам по культуре и по идеологии действие, чужое и по нашей национальной принадлежности, и по вероисповеданию. Мы, православные христиане, не можем участвовать в языческих обрядах. Известно, что данный «праздник» вышел из ирландских и кельтских культов и распространен в англоязычных странах, а нам-то он зачем?Почему в Америке он настолько популярен? Когда происходит некое явление массового безумия, беснования, всегда следует задать вопрос: кому это выгодно? Это очень легко выяснить, потому что есть реальные цифры. Ежегодно шоу, аттракционы, связанные с Хэллоуином, дают доход от 300 до 500 млн. долларов, и это только в США. А ведь в других англоязычных странах этот праздник тоже весьма распространен. Только в 2006 году доходы от продажи костюмов, масок вампиров, оборотней и прочей нечисти в тех же Соединенных Штатах составили около 5 млн. долларов. Понятно, что Хэллоуин кроме совершенно безбожной, оккультной, темной основы имеет и чисто коммерческую составляющую, как иДень святого Валентина. Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц, чтобы продать побольше товаров и развлечений.Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в любом случае даже формальное участие в язычестве всегда очень строго осуждалось Церковью и было равносильно измене вере.– Но в некоторых школах могут настаивать на участии в Хэллоуине и православных детей – вместе со всеми другими одноклассниками. Что должны предпринять православные родители, чтобы уберечь своих чад от этого?– Я думаю, что этот праздник совершенно не обязателен для всех, он не имеет никакого отношения к системе образования. Поэтому можно просто уклониться от участия в нем под каким-то предлогом или напрямую объясниться с учителями. Во времена не столь отдаленные многие мужественные верующие люди шли даже на то, что не соглашались на вступление своих детей в пионеры. Почему? Потому что там было нужно принести клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия», красное знамя целовать, то есть тоже пройти своего рода языческие обряды посвящения. Некоторые принимали это, повязывали пионерский галстук, некоторые – стойкие люди – нет. Все зависело от степени веры и личного мужества. Но сейчас все гораздо проще: мы свободны в своем выборе. В нынешнее лукавое время, когда мир глубоко агрессивен духовности и нравственности, наша задача – все время в детях наших воспитывать твердость и силу духа, показывать, что христианин – это человек, который не может вести себя как все, жить как все, даже если никакого осуждения его поступкам нет. Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский: «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит». Мир во зле лежит – это как раз про наше время.
Каждое время имеет свои вызовы. Советский период, например, имел какую-то нравственность, порядочность, но делал свои вызовы – коммунистические, атеистические, и задача родителей была показать детям, почему учителя – вроде бы люди авторитетные, уважаемые – иногда говорят неправду и не всегда их нужно слушаться. Помню, когда я учился в школе, у нас вплоть до конца 1980-х годов был уголок атеиста. По непонятной причине помещался он в кабинете химии, там были собраны какие-то атеистические книжки и брошюрки. Сейчас время затишья, время, про которое можно сказать словами Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою», время, когда мы должны учиться противостоять этим вызовам и привыкнуть к тому, что вера наша ни под каким предлогом не должна быть скрываема, что мы не должны ее стесняться. Наоборот, сейчас мы должны воспитать детей в том, что это совершенно естественно – зайдя, например, в кафе, помолиться перед едой; проходя мимо храма, перекреститься на церковь. Этому я стараюсь учить своих детей. Если за это над нами кто-то смеется, то это не комплекс неполноценности в нас воспитывает, а умение противостоять, наращивать броню, тренировать силу воли. И наоборот, когда человек плывет по течению, он является слабым. Кто верен в малом, тот и в большом будет верен, а кто в малом не верен, тот проявит слабость и в другой ситуации.И, может, будет еще предложен какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться большими гонениями на христиан и пришествием антихриста. Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача – воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков, которые будут толерантны к любой инфекции.– Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин – это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?– В Интернете, в других источниках очень много рассказано о Хэллоуине, о его языческих, оккультных корнях – в наше время информация очень доступна. Но если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговаривать как с личностью, как с взрослым человеком – обоснованно, аргументированно. Поэтому необходимо собрать побольше информации и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа – можно сказать, подвижник семейного воспитания: у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, курения, винопития и т. д. – и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары, потому что знает: дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. Так что с детьми надо беседовать, и, конечно, рассказывать им о своих праздниках, о своих традициях.Сейчас мы видим, как одна идеология, которая имела свои праздники, рухнула, и людям понадобились какие-то другие псевдопразднования, потому что «душа хочет праздника», как говорил главный герой фильма «Калина красная» В. Шукшина. Но этот персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная радость. А желание праздника, радости, чего-то яркого, каких-то переживаний, эмоций – обычное человеческое желание. И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках всю жизнь вспоминаются. Помните, у И. Шмелева, в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства предстают именно праздники?Мы, православные, – счастливые люди: недостатка в праздниках у нас нет. Только надо позаботиться об организации празднований. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На Благовещение выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования – яйца и куличи. И конечно, ребенок должен почувствовать атмосферу праздника дома. Если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они не захотят уже убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.Когда человек вступает во взрослую жизнь, что в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное. Плохое забывается – хорошее остается. И дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании Рождества, о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например по Золотому кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.Мне кажется, у любого нормального человека все эти беснования иных чувств, кроме отвращения, не вызывают. Хотя, конечно, у некоторых людей есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному. А к чему это приводит, еще Николай Васильевич Гоголь очень хорошо описал в своей повести «Вий»: Хома Брут проявил любопытство, посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос не глядеть, – и тем самым открыл двери нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его барьер… Что дальше произошло, мы знаем. У каждого человека есть, конечно, определенная такая тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.– А какие примеры привести, объясняя, почему нельзя на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?– Иногда нам говорят, что, конечно, есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы, а Хэллоуин – это всего лишь некое шоу… Мол, и в Америке в нечисть тоже не верят. Но там, по-моему, скорее всего вообще ни о чем не задумываются: просто срабатывает очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина. Но они все-таки связаны своими корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу – и с этим тоже надо бороться.Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы, надевать костюм вампира или, скажем, костюм Чебурашки на утреннике. Однако разница большая. Не будем забывать, что для ребенка игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем взрослому, который и психически крепче, и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться.
Комментарии 1