В первые четыре дня Великого Поста на вечернем Богослужении читается Канон Преподобного Андрея Критского. Это один из Величайших Богослужебных текстов — Покаянный Канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека. Великий Канон Андрея Критского — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты, пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое его начало обращено ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца», и с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.
По своему содержанию Великий Канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе: "Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы". Вся апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй".
К основным особенностям Великого канона относится очень широкое использование образов и сюжетов из Святого Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души – вспомни этого Праведника, он так угодил Богу, вспомни этого Праведника, он так угодил – ты же ничего подобного не сделала. Самые страшные грешники покаялись и придут в Царство Небесное прежде тебя: "Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы: душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытарие и прелюбодее кающийся".
Какие поразительные слова в Великом Покаянном Каноне Преподобного Андрея Критского! Понимаем ли мы их, слышим ли, или просто произносим как красивые стихи? Начало Покаяния, говорят Святые Отцы, - видеть свои грехи, бесчисленные как песок морской. Основание Покаяния - осознание греха, вопль скорби за содеянные нами преступления, скажем больше, - пребывание на грани отчаяния от отсутствия Света. Только так можно узнать, что Христос - Истинный Свет, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в Мир. И что милосердие Его непобедимо ничем.
Мы привыкли все ускорять, делать поверхностно. Но хотя бы на это время Великого поста мы должны немножко заставить себя жить Великим образом, то есть научиться смирять себя (не так, как мы обычно смиряем, а в большей степени) и научиться любить — не поверхностно, а выражая свою Любовь к Богу через шествие по пути Покаяния, которым уже прошли миллионы людей Ветхого Завета. И в Новом Завете, мы знаем, исполнилось то, что чаяли эти люди, о которых мы вспоминаем в словах Великого Покаянного Канона: их любовь к Богу победила грех.
Конечно, нам хотелось бы всегда любить Бога так, как в эти спасительные дни, но грех пытается заставить нас поклониться ему, — не Богу, Которому мы кланяемся до земли, а греху, дьяволу, который и Христа хотел заставить поклониться. Мы помним, что Господь постился сорок дней в пустыне иудейской. И в конце поста дьявол стал искушать Его: «Ты же взалкал! Ты же хочешь есть! Ты же Бог! Ты можешь сказать камням и они станут хлебами! Ты воду источил из камня! Ты можешь напиться, даже если нет воды». Но Господь отвечает: "Не хлебом одним будет сыт человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих".
Вот мы с вами сейчас и пытаемся начать усваивать глаголы Вечной Жизни, ту пищу, которая может помочь нам ослабить привязанность к земной пище, потому что все мы знаем: сколь бы человек ни ел, все равно не насытится. А пища для души не имеет границ. Человек может бесконечно насыщаться Благодатью Божией, потому что Бог Сам бесконечен, потому что Он — Величие всего того, что мы с вами можем представить.
В конце Великого повечерия положен чин Прощения, похожий на тот, который совершался в неделю вечера. Указано после последних молитв Великого повечерия: "Творит предстоятель поклон земный, глаголя братии: благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом и всеми моими чувствы". Братия: "Бог простит тебе, отче святый". Так Богослужение первой седмицы вводит нас в Великий Пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.
Будем же бдеть и молиться, чтобы не пришла напасть, чтобы дьявол, который, как рыкающий лев, ищет, кого поглотить не увлек нас в свои сети. Мы — чада Божии, и мы имеем силу. Вот почему Постный Путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью Славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.
Поспешим же, в Храмы Божии, и вместе со всей многомиллионной Православной Церковью из глубины кающегося сердца со слезами воззовем: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний. Кое-ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию. Но яко Благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.»
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
И тогда Всемилостивый Господь подаст всем нам «…скончати без порока начатый сей святый пост, и в нем заповеди исполняти, в молитвах же прилежати и сподобит всех нас в мире исполненных дел благих доити, и поклонитися спасительным Его страстем и Святому Воскресению». Аминь.
Комментарии 1