Такое ощущение,как будто стоишь по колено в воде.А серебристые волны беззвучно плещутся.Ветер сильнее,волны ещё быстрее.Неописуемая красота степного "моря" завораживает.
Вдали виднеются сохранившиеся три-четыре ржавые железные оградки могил,наполовину уже в земле.Кое-где сверкают на солнце полумесяцы.А те что деревянные за давностью лет сгнили,упали,обвалились.Это всё что осталось от аула,который был родиной моих предков,родиной моих отцов.Это аул,который именовался Елубай(Елюбай,Елюбаевка).В переводе с казахского-пятьдесят баев.Фактически был самым беднейшим в округе населенным пунктом своего времени.Сколько тайн хранит эта земля?Сколько судеб ушли в небытие?Как пережили голод,военное лихолетье?О чем мечтали в то непростое время?
После войны,вплоть до 1950 года жизнь в селах,аулах была неимоверно тяжелой и беспросветной.Потому что всё что имели было отдано для фронта,победы.И подниматься из ничего было нелегко.
Елубай аул в то время состоял из 40-45 деревянных домов.Если раньше аул разделяло пресное озеро,то оно таковым и оставалось.На одной стороне села проживали татары,на другой казахи.Представьте себе деревянное домишко,состоящее из одной жилой комнатенки.Которая была одновременно и кухней,и спальней,и гостиной.Крыша покрытая жердями,сучьями.Сверху застланная сеном,соломой.Со временем это всё сгнивало,чернело.В дождь вода капала,то есть не капала,лилась на жильцов.Кроватей нет,спали на полу укрывшись старыми тулупами,пальтишками.Вместо матрасов-сено и солома.Маленькая немазанная печь согревала большую семью.Выйдешь во двор ни забора,ни ограждений.Нет скотного двора.Почему?Потому что не было скотины.Из животных-собака да тощяя кошка.Ну кто побагаче имели двухкомнатную избу.На вопрос"Были ли в ауле богатые?.Отец не задумываясь отвечает:"Конечно были!".Но 90% процентов жили на грани выживания.Богатые это наверно те,кто имел в хозяйстве одну корову,одну козу.Кто работал там,чуть выше простого несчастного народа.
-Чем питались?Какая еда больше запомнилась?
-Еда,еда???...жаренные зернышки пшеницы,болтушка(только была ли в ней мука?),пшенная каша,қара көже,ашты көже,айран,құрт,талқан.
Когда сынки этих "чуть-чуть"баев ели баурсаки другие пускали слюни.Они кидали баурсаки на землю,как собакам.А голодные дети дрались.А они издевательски смеялись.
Деревянная школа с 4-классовым обучением на казахском языке.Школа типа барака,без окон.Учились летом.Запомнился учитель того времени-Байканов Кадыр.Очень порядочный,хороший человек был.В ауле была единственная баня у этого человека.Мылись у него.Учитель,чтоб сохранить жар и тепло,в бане закрывал задвижку в трубе раньше,чем выгорали дрова.Кто мылся выбегали и падали от угара в обморок.Родители кое -как откачивали детей,всеми возможными и невозможными методами.Забывали,приходили снова.Все лето купались в озере.
После окончания 4классов продолжали обучение в Николаевке.Примерно четыре,пять км.Ходили пешком туда и обратно.Летом забегали на бахчи,наедались вдоволь арбузов.Арбузный сок оставлял следы-полоски на груди,животе.Вот такие чумазые,босоногие,но счастливые учились.И никто не обращал,что на тебе нет рубахи,а из одежды вручную сшитые подобия штанов.Осенью многие переставали ходить в школу.Не было обуви.Или одна обувь на двоих,носили поочередно.С тетрадями,книгами,карандашами тоже было проблематично.В Николаевке учились те,у кого были родители.А сироты,дети с неполных семей обучались в интернате в Бегени.
Был колодец-журавль,один на всё село.Колодец Сəдільжана,по имени того,кто выкопал.
Хлеб пекли на золе от тезека(кизяка),который по свойствам лучше даже каменного угля.На раскаленную золу ставили сковороду,в нее тесто.Прикрывали сверху второй сковородой.Засыпали всё сверху горячей раскаленной золой.Вкуснее того хлеба,ничего наверно не было.И то этот хлеб начали печь к 48году.А после войны о хлебе и речи не было.Осенью "масачили" после уборки урожая.(Пшеница,просо.)Женщины,дети собирали остатки,колоски.А бригадиры не давали возможности этим изголодавшим людям "масачить".На лошадях рьяно охраняли уже скошенные поля.Выпавший снег подтаивал,дети босые,потому что у многих не было обуви,прыгая по черным клочкам земли бежали к спасительному полю.Маленькие детские ножки мёрзли,затвердевший снег больно колол ступни.За колосками,за жизнью!Иной раз везло,когда не было лошадников.Их было трое.Одна женщина,она никогда не ругалась,жалела.Второй тоже был помягче нравом.А вот третий бил детей и женщин плеткой.Выслуживался перед начальством.
Память человеческая удивительная штука.Сидит перед мной старый человек,которому за 80.Он не может вспомнить название вчерашнего просмотренного фильма.А то что связано с его детством,то что было 70 лет назад забыть не в силах.
Люди умирали с голода,горсть проса или пшеницы могла спасти чью то жизнь.Прошли годы,потомки этих бригадиров живы.Но жизнь у них отнюдь не сказочная и не богатая.Может за слезы тех голодных детей Всевышний вернул им бумерангом за поступки их дедов?Не нам судить,не нам...
Выжили несмотря на затянувшийся голод,холод.Выжили несмотря на то,что их жизнь невозможно было назвать жизнью.И это выживание сделало этих людей сильнее и крепче,мудрее.Душа и тело от испытаний судьбы,нескончаемых трудностей крепчало и закалялось.
Старожилы вспоминают,что после войны было много волков.Как только начинало смеркаться серые безбоязненно забегали в аул.Утаскивали собак.Был случай,когда хищники загрызли женщину.Она задержалась по работе и пошла домой поздно.По ее следам пошли волки.Взяли ее в окружение и начали отдалять ее от аула.Бедная женщина,что она испытала перед смертью?Недалеко были маленькие стожки сена.Подожгла,надеясь,что хоть кто-то увидит ее.Но в то время не было электричества,люди жгли керосиновые лампы.В целях экономии ложились рано спать. С наступлением темноты на улицах никого не было.Звать на помощь было бесполезно.С собой была тетрадка и карандаш.Пока горело сено она успела лишь написать прощальное письмо.Сено догорело и надежда вместе с ней.Увы...Утром рабочие;проходившие мимо нашли от нее лишь валенки,а в валенках ступни ее ног,тетрадь и карандаш.
Большинство казахов на данный момент,проживающих в Карагайлы(Н-Николаевка) являются потомками тех,кто когда то жил в Елюбаевке (или Елубай).Аула давно нет,но есть дети,внуки их.Это такие семьи-Айтжановы,Алпысовы,Атыгаевы,Бейсекины,Елюбаевы,Жексенаевы,Жангировы,Мурзакановы,Мухамедиевы,Мухитовы,Каримовы,Искаковы,Исины,Токашевы,Токсанаевы,Тасжановы,Токамановы,Хамидуллины,Уатаевы,Утиновы,Ораловы,Рахметулины,Шарипкановы....
Что знает юное поколение о жизни своих дедов?Думаю ничего.Аула нет и нет прошлого.Прошлое в сердцах,памяти пожилых людей.И дверь в прошлое не открывается всем подряд.Таки и унесут в небытие тайны ушедших лет.
Седой старик задумчиво курит.Он знает точно то место,где стоял его дом,на краю села.Он помнит всё до мелочей.Но не может вспомнить название вчерашнего фильма.Вот такая она память человеческая....
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 21