Слово «эпатаж» произошло от французского жаргона «épatage», и изначально было задумано этим словом призвать всех желающих «ошеломить буржуев» исключительно в художественной среде 19 века. Более того, появление эпатажа связано именно со стилем «модернизм» в искусстве. Но сейчас эпатировать можно всех и везде – настолько прочно вошло это слово в нашу жизнь в разных значениях и сам эпатаж, как действо, как некий драйвер, уже реально составляющее нашей жизни. Или наша жизнь стала сплошным творчеством. Так или иначе, но эпатаж повсюду. И проще сказать где его нет, чем перечислять его присутствие.
Шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемое с целью привлечения внимания, присуще многим и многим. И непонятна негативная реакция других «многих» на эпатаж – ведь сами почти такие же. Или их просто опередили и из-за этого они психуют? Если серьёзно, эпатаж – это желание «поразить, растормошить, взбудоражить», по мнению М.И. Шапира. Согласен с ним. Согласен и с И.К. Вовчаренко: «Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж – самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям». Слежу за мыслью Е.А Рогалёвой: «Эпатаж – скандальное поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила, обретает в этих условиях особую роль. В отличие от асоциального, деструктивного девиантного поведения, направленного на разрушение жизни социума, эпатаж становится средством выхода из неопределенного и неустойчивого положения, обретения нового опыта идентификации (усвоения поведенческого кода и символики одежды, выработки лингвистической компетенции, освоения пространств, в которых происходит презентация избранной культурной формы…» И мне нравится следить за ней. Не просто нравится, а хорошенечко запоминаю: «Шокирование публики, намеренная скандализация, отклонение от нормы позволяют нам рассматривать эпатаж как проявление девиантного поведения. С точки зрения структурной, эпатаж является следствием утраты идентификаций и проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям социальной среды, эпатаж – это поиск идентификации». И точка зрения «бунтаря» Альбера Камю мне по душе. «Бог умер» – это же надо такое придумать. Но больше всего понравился Александр Флакер, который взял и разделил на два лагеря проблему эпатажа. А сам термин вообще старается не произносить вслух. Вот и появились на белый свет «эстетическая провокация» вместе с «эстетическим вызовом». И горя не знают в монографиях всяких. И в статьях разных. А эпатаж «жизнестроения» С. Даниеля существует сам по себе...
Ладно искусство, в искусстве большинство – с «приветом», но оказывается: «В современной России сложилась во многом новая и весьма непростая ситуация, которая заключается в том, что ломаются старые и формируются новые нормы. И если раньше эпатаж затрагивал только сферу искусства и шоу-бизнеса, то теперь он проникает и в политику. Пересматриваются ценности вчерашнего дня, в том числе правила и нормы поведения государственных деятелей…» (Е.А. Рогалева)
Во как! Короче, нет однозначного мнения и определения у учёных. Есть только ёмкое выражение мнения народа одним словом. Но его нельзя вслух произносить.
Автор: Николай Драч
#психология
Комментарии 105
Поверьте, признак мудреца — великодушное забвенье
Лопе де Вега