Хюррем носила самые особенные наряды среди гаремных дам и была из тех, кто собственноручно моделировал и шил свои одеяния. Ахмет Рефик в «Женском Султанате» описывает платки, принадлежащие Хюррем, которые он видел в Музее исламских вакыфов. Один платок был голубым с вышитыми на нём зелёными и красными цветами и расшитыми краями, другой был из белого шёлка с вышивкой гвоздик из переплетения бумажных и золотых нитей, ещё один платок, записанный на Хюррем, был украшен небольшими жемчужинами на золотом фоне и игольным кружевом. Были даже написаны статьи, оценивающие их художественную ценность. Также во дворце Топкапы есть разнообразные повязки на голову и платок, вышитый блестящей серебряной канителью и шёлком. Специалисты предполагают, что среди всех вещей во дворце, принадлежащих правящей семье, некоторые накидки, жилеты, рубашки и другая одежда, оригинальная своим кроем и материалами, может принадлежать Хюррем. Поскольку известно, что она своими руками сшила для Элькаса Мирзы рубашку и накидку для бриться, очевидно, что она создавала свои наряды со щепетильностью профессиональной портнихи.
Эту артистическую сторону её натуры отображает элегантность образов на портретах. Она – одна из немногих Османских Султанш, для кого были созданы портреты маслом при жизни или в более поздний период. На самом красивом из них она изображена в одеяниях «Хюррем Султан» с высокой короной, украшенной драгоценными камнями, которую носили только султанский жены, и с «менгюш»ем в ухе – серёжкой в виде полумесяца, которая испокон веков являлась символом власти. Этот портрет, автор которого неизвестен, находится во дворце Топкапы. Исторические данные свидетельствуют о том, что Хюррем интересовалась одеждой и аксессуарами настолько, что её впору назвать дизайнером-моделистом. Художник Тинторетто на портрете, который хранился в коллекции эрцгерцога Франца Фердинанда, изобразил Хюррем немного в полуобороте, на голове у неё более массивная высокая корона, но более простое платье с открытым воротом и рукавами по локоть. Её густые волосы заплетены и забраны назад, но на лбу и висках остались вьющиеся локоны. На этой картине, которая по правилам покрытия женщин, довольно открыта, и на других портретах помимо её красоты также отображается её живой ум и элегантность. На обоих портретах и на двух других портретах, хранящихся в Топкапы, черты лица любимой Хасеки Султана Сулеймана переданы очень похоже, что доказывает то, что художники работали с натуры. На этих портретах Хюррем выглядит довольно длиннолицей с тонкими чертами лица, большими карими глазами, тонким носом и аккуратным ротиком. Привлекательность выражения её лица подсказывает нам, что Падишах не ошибался в своих чувствах, проживших 40 лет. На одном из портретов из Топкапы с подписью Vixor (?) и надписью вверху картины «Rosa Salimani Turc imp.» (Роза (?) Сулеймана, Турецкого Императора), она словно беременна. Яшмак, которому был придан вид головного убора с козырьком, завязан под подбородком. Ворот платья отвёрнут настолько широко, что оголяет часть спины. Художник Мельхиор Лорх, посещавший Стамбул во времена Султана Сулеймана, нарисовал Хюррем в профиль, с цветами в руках, на голове у неё украшенный жемчугом головной убор, а в ушах – грушевидные серьги.
Любовь между Хюррем и Сулейманом жила не менее 38 лет. Но довольно значительную часть этого довольно продолжительного срока они провели в разлуке, потому что Падишах выходил в серию походов: 5 месяцев с мая по сентябрь 1521 года во время похода на Белград, 6 месяцев с июня по январь 1522 года во время похода на Родос, 8 месяцев с апреля по ноябрь 1526 года во время похода на Венгрию (Мохач), 7 месяцев во время похода на Австрию (Вену) в 1529 году, 8 месяцев с апреля по ноябрь во время похода на Германию, 6 месяцев с июня по январь во время похода на оба Ирака в 1534 году , 6 месяцев во время похода на Италию в 1537 году, 5 месяцев в 1538 году во время похода на Бугдан, 6 месяцев с июня по ноябрь в 1541 году во время второго похода на Венгрию (Истабур), 8 месяцев с апреля по ноябрь в 1543году во время похода на Эстергон, 9 месяцев в 1548-49 годах (март 1548-декабрь 1549) во время похода на Иран, 2 года во время похода на Нахдживан с августа 1553 по июль 1555 года. В целом отдельно друг от друга они провели 9 лет, во время которой писали друг другу любовные письма, а когда встречались, обычно уезжали в Эдирне и проводили время в романтической обстановке этой второй столицы, также несколько раз они ездили в Бурсу на лечебные горячие источники.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10