Ясень
МАГИЧЕСКИЕ СИЛЫ ЯСЕНЯ
Биоэнергетик-травник Нина ГОНЧАРОВА
С самых древних времен ясень почитали как священное, приносящее счастье дерево, связанное с огнем, молнией и облаками. В некоторых языческих мифах его называют предком человека. Некоторые греческие семейства даже считались происходящими от этих деревьев.
В прошлом ясень считался целебным, особенно при лихорадке, грыже, рахите, коклюше и бородавках. Одно из поверий гласит, что если принести в жертву дереву младенческие волосы, то оно излечит от кашля. Человек, страдающий от бородавок, мог избавиться от них, если брал такое же число булавок и начинал втыкать их, одна за другой, в ясень. Воткнув одну, он должен был затем вынуть ее и проткнуть ею одну из бородавок, а затем снова воткнуть в дерево. Таким довольно болезненным способом добивались того, что бородавки одна за другой перемещались на ясень, и пока они оставались там, первоначальный владелец более не испытывал от них никаких неудобств.
Другое, менее болезненное, средство для выведения бородавок заключалось в следующем. Нужно было потереть свои бородавки кусочком сала и спрятать его в надрез, сделанный на коре ясеня. Бородавки должны были сойти с руки и появиться на дереве в виде выпуклостей или наростов.
Как средство от рахита или от грыжи широко применялся расщепленный ясень. Лечение производилось следующим образом. Молодое деревце раскалывали вдоль и вгоняли в щель широкие клинья. Больного ребенка раздевали догола и трижды продевали сквозь образовавшуюся развилку. Продевать следовало на рассвете.
После лечения клинья вынимали, а дерево тщательно связывали. Трещину замазывали глиной и илом. Считалось, что если трещина в дереве закроется и зарастет, то грыжа у ребенка тоже закроется и зарастет. Однако если дерево останется расколотым и не срастется, грыжа тоже не пройдет. А если дерево засохнет - должен умереть и ребенок. Считалось также, что, если человек, излеченный таким образом от грыжи, умирал, его душа уходила в то дерево, сквозь которое его продевали в детстве.
С самых древних времен ясень почитали как священное, приносящее счастье дерево, связанное с огнем, молнией и облаками. В некоторых языческих мифах его называют предком человека. Некоторые греческие семейства даже считались происходящими от этих деревьев.
* * *
В отличие от дуба, о котором до сих пор часто говорят, что он предохраняет стоящих под ним от молнии, ясень, как полагают, притягивает к себе вспышку, и потому его следует избегать во время грозы.
Змеи ненавидели ясень и держались подальше от того, кто носил с собой его древесину. Старая легенда гласит, что воду для первого омовения младенца Иисуса подогрели на ясеневых дровах, и потому долгое время новорожденных младенцев старались, по возможности, впервые искупать в воде, нагретой именно таким способом.
Пастухи предпочитали ясеневые прутья всем остальным, потому что они предохраняли скот от колдовства, а удар таким прутом не причинял животным никакого вреда. Ревматизм у людей кое-где объясняли вредным воздействием мыши-землеройки, пробежавшей по телу пострадавшего. Средством от этого недуга было замуровать живую землеройку в стволе ясеня и затем натирать больные места его листьями и побегами.
* * *
В прошлом ясень считался целебным, особенно при лихорадке, грыже, рахите, коклюше и бородавках. Одно из поверий гласит, что если принести в жертву дереву младенческие волосы, то оно излечит от кашля. Человек, страдающий от бородавок, мог избавиться от них, если брал такое же число булавок и начинал втыкать их, одна за другой, в ясень. Воткнув одну, он должен был затем вынуть ее и проткнуть ею одну из бородавок, а затем снова воткнуть в дерево. Таким довольно болезненным способом добивались того, что бородавки одна за другой перемещались на ясень, и пока они оставались там, первоначальный владелец более не испытывал от них никаких неудобств.
Другое, менее болезненное, средство для выведения бородавок заключалось в следующем. Нужно было потереть свои бородавки кусочком сала и спрятать его в надрез, сделанный на коре ясеня. Бородавки должны были сойти с руки и появиться на дереве в виде выпуклостей или наростов.
Как средство от рахита или от грыжи широко применялся расщепленный ясень. Лечение производилось следующим образом. Молодое деревце раскалывали вдоль и вгоняли в щель широкие клинья. Больного ребенка раздевали догола и трижды продевали сквозь образовавшуюся развилку. Продевать следовало на рассвете.
После лечения клинья вынимали, а дерево тщательно связывали. Трещину замазывали глиной и илом. Считалось, что если трещина в дереве закроется и зарастет, то грыжа у ребенка тоже закроется и зарастет. Однако если дерево останется расколотым и не срастется, грыжа тоже не пройдет. А если дерево засохнет - должен умереть и ребенок. Считалось также, что, если человек, излеченный таким образом от грыжи, умирал, его душа уходила в то дерево, сквозь которое его продевали в детстве.
"Ясеневые листья использовались для любовного гадания. Девушке следовало взять ясеневый листок с четным числом прожилок (если ей посчастливилось его найти) и прочитать вслух следующие строчки: Славный ясеневый лист! Как ты ровен, гладок, чист! Помоги мне этой ночью Суженого увидать! Чтобы статный и пригожий, Пусть и в простенькой одеже. Затем девушка должна была положить ясеневый листок под подушку, и в эту ночь ей мог присниться суженый. "
Чтобы видеть другие вещие сны, нужно носить на груди ясеневый побег с тройным листом. А чтобы избавиться от невезения, следует поймать мышь и выпустить ее в дупло ясеня - вместе с ней уйдет и невезение.
* * *
Поляки считают ясень достойным того, чтобы вешать на него образки. На Руси верили, что он гонит и устрашает змей: от него они якобы цепенеют. Словаки полагали, что змеи так боятся ясеня, что не заползают даже в его тень. В канун Иванова дня сербы втыкали ветки и листья дерева в загоны со скотом, чтобы уберечь его от нечистой силы.
Вообще, ясень - дерево, традиционное для всех видов волшебства и гадания. Именно из его древесины изготавливаются лучшие комплекты гадательных рун, именно ее предпочитали использовать мастера для изготовления оружия и орудий, особенно имевших магическое назначение. Так, например, в Скандинавии нередко считалось, что копье с ясеневым древком является волшебным уже просто в силу того, что использован ясень: такое копье уподоблялось священному копью Одина, Гунгниру, ибо оно сработано из древесины именно этого дерева.
Помимо изготовления волшебных орудий и оружия, древесина ясеня очень широко применяется для изготовления защитных амулетов, обороняющих владельца почти от любых вредоносных воздействий, вплоть до укусов ядовитых змей. Кроме того, особая магия традиционно приписывается огню, разожженному на ясеневых дровах. Дым такого костра считается священным курением, а сила, исходящая от огня, - благотворной и целебной.
* * *
Ясень обладает защитными силами. Ветки ясеня, повешенные над входной дверью, оберегают от злых сил, а пояс, сделанный из зеленой коры, служил некогда защитным средством против магов и волшебников. Для защиты дома и прилегающего участка можно разбросать листья ясеня на четыре стороны. С этой же целью их используют в мешочках и при совершении магических действий.
Несколько листьев ясеня кладут в миску с водой около кровати на ночь, таким образом ясень предохраняет от болезни. Эту воду нужно каждое утро выливать и каждый вечер повторять ритуал. Если человека или животное укусит змея, сделайте ожерелье из веточек ясеня и наденьте его на шею пострадавшего, и человек или животное выздоровеют.
Если вы зажжете древесину ясеня в рождество, то будете процветать, а если хотите, чтобы ваш новорожденный стал хорошим певцом, то когда в первый раз будете подстригать ему ногти, закопайте обрезки под ясенем. Для того же, чтобы добиться любви противоположного пола, нужно постоянно носить с собой листья ясеня.
Ясень
Ясень – дерево мировой оси, символизирует божественную природу человечества. Он помогает понять наше предназначение, иногда его энергия пробуждает способность к ясновидению, позволяет узнать будущее, но помогает только тем, кто искренен в своем желании познания. Ясень - это дерево возрождения и обновления, с которым эзотерическое учение связывает светлые и радостные руны Старшего Футарка - Гебо и Вуньо. Кроме того, ясень олицетворяет связь того, что вверху, с тем, что внизу, то есть связь мира богов и мира людей или мира духовного и мира материального, и потому это дерево соотносится с руной Одина Ансуз, а также руной путешествия меж мирами Эваз. Ясень - дерево, традиционное для всех видов волшебства и гадания. Именно из его древесины изготавливаются лучшие комплекты гадательных рун, именно ее предпочитали использовать мастера Северо-Запада для изготовления оружия и орудий,. особенно имевших магическое назначение. Так, например, в Скандинавии нередко считалось, чтокопье с ясеневым древком является волшебным уже просто в силу того, что использован ясень: такое копье уподоблялось священному копью Одина, Гунгниру, ибо оно сработано из древесины именно этого дерева. Помимо изготовления волшебных орудий и оружия, древесина ясеня очень широко применяется для изготовления защитных амулетов, обороняющих владельца почти от любых вредоносных воздействий, вплоть (как до сих пор верят кое-где в Европе) до укусов ядовитых змей. Кроме того, особая магия традиционно приписывается огню, разожженному на ясеневых дровах. Дым такого костра считается священным курением, а сила, исходящая от огня, - благотворной и целебной. Согласно Найджелу Пеннику, некогда существовала традиция первый раз обмывать новорожденного ребенка именно возле ясеневого костра.
Расстановка ударений: Я`СЕНЬ
ЯСЕНЬ (Fraxinus), род листопадных деревьев сем. маслиновых. Выc. до 30—50 м, диам. ствола до 1,5 м. Крона удлинённо-яйцевидная, с возрастом высоко поднятая, широкоокруглая, с изогнутыми молодыми ветвями. Кора у молодых деревьев зеленоватая или светло-коричневая, с возрастом становится серой или коричневой, с чёткими неглубокими трещинами. Побеги с редкими беловатыми чечевичками, голые или опушённые. Листья большие, непарноперистые (редко цельные), с 3—17 листочками, тонкие или кожистые, по краю пильчатые или зубчатые, сверху тёмно-зелёные или желтовато-зелёные, снизу светлее. Распускаются до цветения или одновременно с ним (редко позже). Цветки ветроопыляе-мые (иногда опыляются насекомыми), редуцированы, обычно невзрачные, собраны в пучковидные метёлки; обоеполые или раздельнополые (полигамные — на одном растении могут быть и мужские, и женские, и обоеполые цветки); у нек-рых видов околоцветник отсутствует. Плод — крылатая семянка (орешек). Плоды висят на дереве почти всю зиму (поедаются птицами). Корневая система обычно мощная, с далеко расходящимися боковыми корнями. Древесина кольцепоровая, с бурым ядром и широкой заболонью, красивым рисунком, очень упругая, гибкая, крепкая. Живут деревья Я. до 150—350 лет. Цветут и плодоносят с 15—20 лет, в густых насаждениях — позже. Размножение семенное (в культуре семена требуют стратификации) и пнёвой порослью, в культуре также черенками.
Ясень обыкновенный.
Ясень обыкновенный.
Ок. 70 видов, преим. в умеренном поясе Сев. полушария, реже в субтропиках и тропиках. Растут одиночно или группами в смешанных лесах, часто с дубом и др. лиственными или хвойными породами, иногда преобладают, образуя ясеневые леса. В СССР 9—13 видов. Я. высокий, или обыкновенный (F. excelsior),— дерево выс. 25—45 м, диам. ствола 1—1,5 м. Распространён по всей Зап. Европе, в Средиземноморье, М. Азии; в СССР — к Ю. и 3. от Волги, в Крыму и на Кавказе. Растёт в дубравах на тёмно-серых суглинках и оподзоленных чернозёмах, часто в поймах рек. Почки чёрные, цветки обоеполые или раздельнополые, женские — без околоцветника. Метельчатые соцветия по нескольку в пазухе листового рубца прошлогоднего побега. Цветёт до распускания листьев. Растёт быстро, особенно в 20—40 лет. Часто страдает от весенних заморозков. Воздушную засуху переносит хорошо. Широко используется в озеленении. Я. маньчжурский (F. mandshurica), выc. до 25—35 м, растёт от низовьев Амура до Ю. Приморского края, а также в Китае, Корее, Японии. Образует ясеневые, смешанные с др. древесными (в т. ч. хвойными) породами, леса. Другой дальневост. вид — Я. носолистный (F. rhynchophyla), выс. 10—25 м, растёт в ниж. ярусе широколиственных (преим. дубовых) и хвойно-широколиств. лесов, часто на опушках, в речных долинах. В культуре изредка в Европ. части. В горных лесах Ср. Азии растут небольшие деревья выс. 10—15 м — Я. сирийский (F. syriaca), очень засухоустойчивый, способный переносить засоление почвы, и эндемик СССР Я. согдийский (F. sogdiana), встречающийся одиночно и группами в поймах рек. По долинам горных рек Памиро-Алая на выс. 1200—2000 м растёт низкорослый, часто в виде куста, Я. изогнуто-плодный (F. raibocarpa). В Закавказье (вне СССР — в Средиземноморье, Центр. Европе и М. Азии) распространён Я. цветочный, или белый (F. ornus), со своеобразной низкоопущенной, часто шарообразной кроной и с красивыми многоцветковыми густыми душистыми соцветиями. Этот вид, как и Я. остроплодный (F. охусаrра), используют в озеленении и защитных насаждениях в Крыму, на Кавказе, Ю. Украины, в Ср. Азии. Среди 20 интродуцир. видов наибольшее практич. значение имеют 3 быстрорастущих, зимостойких североамериканских вида: Я. пенсильванский, или пушистый (F. pennsylvanica), выс. до 15—20 м, Я. ланцетолистный, или зелёный (F. lanceolata), выc. до 15—20 м, и Я. белый американский (F. alba), выc. до 20—40 м. Все эти виды используются в озеленении, реже в лесокультурах и полезащитных насажденяях в р-нах, где Я. высокий повреждается морозом, хорошо переносят засушливые степные условия Вост. Сибири и Ср. Азии. Легко размножаются зелёными черенками. На Черномор. побережье Кавказа и в Крыму как декоративные используют неск. видов. Я. — ценная лесная порода. Древесина служит сырьём для изготовления различных деталей в машиностроении, в вагоностроении, мебельном произ-ве. Кора и семена идут на суррогат хинина и лекарств. средства. Кора используется также как дубитель и для изготовления красок, листья — на корм скоту. Нек-рые виды Я. — редкие растения. Я. Зибольда (F. sieboldiana), напр., занимает в СССР очень узкий ареал в Сахалинской обл. (о. Кунашир).
Листья Я. повреждаются ясеневой шпанкой, стволы и сучья — ясеневым лубоедом, семена — ясеневым долгоносиком-семяедом. Стволы средневозрастных и приспевающих деревьев страдают от рака, вызываемого грибом Neetva gebigena.
(Николаев Е. В., Род Fraxinus (Oleaсеае) во флоре СССР, «Ботанический журнал», 1981, т. 66, № 10.)
Источники:
Лесная энциклопедия: В 2-х т., т.2/Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.-631 с., ил.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев