Наступили тяжёлые времена: ни одно российское ведомство и ни один российский чиновник не чувствуют себя в безопасности. Одних обвиняют и ловят на коррупции — тут, если вина доказана, ничем не помочь. Другие рискуют потерять должность из-за слабой эффективности. Здесь спастись гораздо легче, нужно лишь доказать, что на самом деле всё хорошо: люди работают, дела делаются, все функции выполняются.Попадание в медиа с грамотным заголовком — лучший способ подтвердить свою эффективность. В ФАС это поняли и активно пользуются нехитрым, но действенным приёмом.Достаточно взять пример с "глюком фруктовой компании". Год назад "Евросеть" запустила рекламу, в которой актриса Оксана Акиньшина расхваливает Samsung Galaxy S6, уточняя, что он лучше, чем iPhone. Правда, вместо iPhone в ролике прозвучало словосочетание "глюк фруктовой компании". Реклама, как видно из даты на YouTube, вышла в мае 2015 года. ФАС активизировался в феврале 2016-го. На сайте управления антимонопольной службы по Москве даже опубликовали анонимное голосование для пользователей с вопросом "Вызывает ли использованная в рекламе мобильных телефонов фраза "фруктовая компания" ассоциацию с компанией Apple, а фраза "глюк фруктовой компании" — с продукцией компании Apple?". Как ни странно, 57% респондентов ответили, что не вызывает. Однако в мае ФАС всё равно оштрафовала "Евросеть" и Samsung — каждая компания заплатила по 100 тысяч рублей.Правда, штраф выписали фактически не за "глюк", а за то, что "Евросеть" не привела доказательств, чем Samsung Galaxy S6 Edge лучше конкурента. Вторая претензия антимонопольной службы звучала так: в рекламе говорилось, что гаджет продаётся только в "Евросети", но это не соответствовало действительности.Итог всего дела: небольшие штрафы и ненавязчивый медийный шум. Все читают новости и видят, что ФАС работает.Но иногда для попадания в СМИ возбуждение дела вовсе не обязательно. Громкая история о российских ретейлерах, которые устанавливают одинаково высокие цены на iPhone по требованию Apple, попала во все издания.Всё началось в феврале. Замначальника управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Филимонов объявил, что служба проводит проверку ценообразования на смартфоны iPhone 6S и iPhone 6S Plus у 16 ретейлеров, среди которых — "Евросеть", "Связной", "Эльдорадо", "Техносила", re:Store, "Билайн" и другие. Параллельно ведомство проверяло работу официального магазина Apple в России — Apple Store.Антимонопольное ведомство выясняло, почему цены на новые iPhone либо не отличаются, либо отличаются незначительно. Представители ФАС получили логичный ответ от семи продавцов: все цены сформированы рынком, сговора нет.Прошло четыре месяца. Замглавы ФАС Андрей Цариковский пообщался с "Интерфаксом" на ПМЭФ-2016 и заявил следующее: "Сейчас вопрос находится в стадии возбуждения дела. Кейс с этим делом лёг мне на стол буквально перед отлётом на форум. Я как раз прилечу и буду его внимательно смотреть вместе с сотрудниками". Речь, естественно, шла о ценообразовании на iPhone 6S и 6S Plus. Как выяснилось, четырёх месяцев проверок было недостаточно, чтобы возбудить дело.Прошло ещё полтора месяца. Андрей Цариковский давно прилетел с ПМЭФ. 29 июля грянула новость со стандартным заголовком: "ФАС заподозрила Apple в причастности к ценовому сговору в России". Сначала можно даже подумать, что дело всё-таки возбудили, но нет, ничего не изменилось."Дело находится на стадии возбуждения... Мы уже очень близко. Нам опять не нравится эта ситуация, несколько лет назад уже было похожее дело, но здесь уже в первую очередь мы видим координирующую роль, к сожалению, уважаемого "яблока". Куда бы вы ни пошли, если хотите купить iPhone, цены везде одинаковые. Мы считаем это неправильным", — отметил всё тот же Андрей Цариковский.Старое дело, о котором говорит замглавы ФАС, рассматривалось в 2012 году. Тогда МТС и "Вымпелком", по мнению службы, согласованно поддерживали одинаковые цены на iPhone 4. Сначала операторы пытались объяснить одинаковые цены экономическими причинами объективного характера, но затем заплатили штрафы — 16 миллионов рублей от МТС и 18 — от "Вымпелкома".Нынешняя ситуация отличается тем, что ФАС обвиняет не операторов, а саму Apple, и не в согласованных действиях, а в сговоре. Ниже — три причины, почему Apple ничего не грозит.1) Крайне тяжело доказать факт сговора. Ещё раз обратите внимание на слова Цариковского: "Нам опять не нравится эта ситуация. Куда бы вы ни пошли, если хотите купить iPhone, цены везде одинаковые. Мы считаем это неправильным". "Мы считаем" — фраза, которая ничего не доказывает. Чтобы зафиксировать сговор, ФАС должна получить в своё распоряжение либо переписку менеджеров компаний, либо протокол их встречи, либо показания свидетелей, присутствовавших на встрече. Можно сделать вывод: раз ФАС молчит об уликах, то их единственное доказательство — одинаковые цены у разных ретейлеров, которые смущают ведомство.2) Apple Store, официальный магазин Apple в России, даёт другим ретейлерам ориентир. Продавать значительно дешевле этого ориентира, не нарушая закон, просто невыгодно. Предположим, iPhone 6s стоит 50 тысяч рублей. Все ретейлеры устанавливают такую цену. У "серых" продавцов, которых в России по-прежнему хватает, цена — 40 тысяч рублей. Но они закупают айфоны за границей, поэтому всё равно получают прибыль. Для ретейлеров из списка ФАС, в свою очередь, цена в 40 тысяч рублей неприемлема, потому что эти продавцы закупают товар официально. Следовательно, логичнее поддерживать максимально высокую цену — всё остальное будет работой в минус или в ноль.3) Но самое главное, что "правило" об одинаковых ценах не распространяется на все модели — из-за этого ФАС будет ещё труднее что-то доказать. Как только появляется возможность снизить цену без ущерба для бизнеса, ретейлеры это делают. Последний пример — резко подешевевшая флагманская модель iPhone 6S Plus на 128 Гбайт. В Apple Store за неё просят 84 тысячи рублей, в re:Store — уже 83 тысячи, а в "Связном" — всего 76 тысяч. Кто-то дороже, кто-то — дешевле. Откроем секрет антимонопольной службе — это и есть рынок.Учитывая всё перечисленное, стоит запротоколировать три вывода. Во-первых, дело о сговоре едва ли возбудят — у ФАС мало доказательств (нет переписки или протокола) и заметные пробелы в фактуре (иногда цены всё же отличаются). Во-вторых, даже если дело откроют, Apple и ретейлеры будут судиться до последнего (им грозит суровый оборотный штраф от 1% до 15% от продаж топовых iPhone).И в-третьих, миссия ФАС выполнена: дела нет, судов нет, но фраза "мы работаем и готовим доказательства" фактически прозвучала три раза.Идеальный сценарий. https://life.ru/884466
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев