элемент русского традиционного костюма
или Египетский «плагиат».
Кокошник происходит от слова «кокошь» (курица). Это старинный головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита). Кокошник являлся собой украшением женщины, прятал её волосы, которые было неприлично выставлять напоказ, особенно в незаплетенном виде, особенно замужним женщинам.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Не вооруженным глазом просматривается большое сходство Кокошника с Царским головным убором Египетских фараонов. Имеется не авторитетное мнение, что кокошник позаимствован Русичами у Египтян, причем царского происхождения. Это утверждение не выдерживает ни какой критики. Поскольку Египетские фараоны являются ни кем иным, как представителями белой расы, прибывшими, после великого похолодания, в более теплые края с Севера планеты, то есть с «Мистической страны» Гипербореи (теперешней территории России). Следовательно, головные уборы фараонов, есть ни что иное как наши русские кокошники.
Гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По всей Руси, а затем России, по кокошникам можно было узнать из какой губернии или уезда девушка или женщина. Изготавливали кокошники профессиональные мастерицы на заказ. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.
Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник носили и незамужние женщины.
Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники».
В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком.
В XIX в. кокошник бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. В XIX веке распространился с севера России на юг, вытеснив сороку. В конце XIX века во многих губерниях России кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и т. д.
Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил указом носить кокошник боярышням, этот головной убор был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм.
В 1834 году Николай I издал указ, вводив¬ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции. (Конечно, форма придворных кокошников уже достаточно далека от крестьянских прототипов, став ближе к головным уборам итальянского Возрождения или арселе).
Во 2-й пол. XIX века также появились бриллиантовые тиары-кокошники(«тиары в русском стиле»), которые носились при дворе и подражали традиционным формам.
Де Кюстин в 1839 году удивлялся: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Диадема, вышиной в несколько дюймов, украшенная драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, совершенно его не закрывая. Она представляет собой старинный головной убор, придает женскому облику оттенок благородства и оригинальности, очень идет к красивым лицам и ещё более уродует некрасивые».
Во 2-й пол. ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализованные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в „оперном“ стиле русские кокошники».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев