02.2021. кружок "Театральная студия" педагог Вертей Н.П.
ПАМЯТКА:
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА.
Иногда уже по первому слову видно,
что хорошего диалога не выйдет.
Джулиана Вильсон
Диалог — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками, естественная форма общения с собеседником.
Диалог имеет свои специфические особенности:
1. При диалоге происходит обмен информации между двумя (собственно диалог) или несколькими (полилог) участниками разговора;
2. Каждое высказывание участника диалога называется репликой;
3. Участники диалога по очереди обмениваются репликами в форме вопрос/ответ, утверждение/отрицание, утверждение/уточнение;
4. Чаще всего на письме каждая реплика пишется с новой строчки, перед ней ставится тире;
5. Грамматической особенностью диалогов является употребление неполных предложений, ведь большая часть информации известна участникам разговора из предыдущих реплик.
Виды диалога:
1. Обычный диалог (беседа на любую тему);
2. Дискуссия (обмен мнениями);
3. Диспут (спор).
При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество. Диалог подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя, - это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения.
Правила для говорящего:
1. Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию;
2. Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы;
3. Каждое высказывание должно быть целесообразным;
4. Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено;
5. Сообщение должно быть уместным;
6. Сообщение не должно быть противоречивым;
7. Сообщение должно содержать новую информацию;
8. Сообщение не должно быть многословным.
Правила для слушающего:
1. Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц;
2. Слушающий должен выделить истинные и ложные высказывания;
3. Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания;
4. Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания;
5. Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями;
6. Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет добросовестность намерений говорящего;
7. С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам;
8.Внимание уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается способность собеседника к пониманию и суждению;
9. Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям;
10. Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного суждения.
Знание данных правил поможет вам справиться с 4 заданием устного собеседования по русскому языку. Это задание включает в себя диалог с экзаменатором – собеседником. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Вам необходимо давать полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором.
Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по 5 ответам.
1
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но дан неточный или односложный ответ на вопрос, или экзаменуемый не дал ответ на вопрос.
0
Максимальное количество баллов
1
Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы.
Баллы
Грамотность речи
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.
2
Допущено не более 3 ошибок.
1
Допущено более 3 ошибок.
0
Речевое оформление
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции
1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции
0
Максимальное количество баллов
3
Общее количество баллов за задание – 8.
Упражнение 1.
1. Есть ли у Вас друг?
Ответ:___________________________________________
2. Почему Вы подружились? Что у вас общего?
Ответ: ___________________________________________
3. Чем Ваш товарищ отличается от Вас?
Ответ: ___________________________________________
4. Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?
Ответ: ____________________________________________
5. Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.
Ответ: ___________________________________________
Упражнение 2.
1. Случалось ли Вам попадать в затруднительное положение?
Ответ: ___________________________________________
2. Кто помог Вам справиться со сложной жизненной ситуацией?
Ответ: ___________________________________________
3. Какую роль в разрешении Ваших проблем играют друзья?
Ответ:__________________________________________
4. Как Вы думаете, кому легче переносить жизненные невзгоды, тому, кто одинок, или тому, у кого есть друг? Почему Вы так считаете?
Ответ: ____________________________________________
5. Посоветуйте своим сверстникам, как избежать неприятностей.
Ответ: _____________________________________________
ТЫ ИЛИ ВЫ?
«Обращение на «ты» сближает, стирает границы в общении между людьми» – отмечают некоторые противники обращения на «Вы». Однако границы между людьми всегда были и будут. Спорным остаётся вопрос разделения «ты» и «Вы» в Интернете. Так, многие полагают, что интернет всех уравнивает: все – один социальный слой и класс. Интересный выход нашли на некоторых форумах, когда при регистрации необходимо указать предпочтительную форму обращения. Что действительно существенно упрощает общение.
Итак, согласно правилам современного этикета обращение «Вы» является обязательным в следующих случаях:
• Независимо от возраста и социального происхождения – в официальной среде и при обращении к малознакомому либо же незнакомому. При этом, обращение на «Вы» к человеку, достигшему 25 лет, дополняется именем и отчеством; к тем же, кому от 15 до 25 – чаще всего только полной формой имени.
• При общении с человеком, встреченным впервые.
• В общении между сослуживцами, в случае присутствия при этом посторонних лиц.
• Во время делового общения в случае отсутствия неформальных отношений между людьми.
• К коллегам во время конференции, симпозиума, и т.п., вне зависимости от форм общения с ними в неформальной обстановке.
• При общении врача с пациентом, вне зависимости от обстоятельств.
• Журналистами во время интервью даже с хорошо знакомыми людьми.
• При обращении к учащимся старшей и средней школы, что подчёркивает уважительное отношение и отмечает зрелость личности.
• По отношению к людям старшего возраста – вместе с именем и отчеством.
• В официальной обстановке даже по отношению к хорошо знакомому человеку.
Обращение «ты» допустимо:
• В семье, что является свидетельством близких отношений. Хотя и сегодня кое-где сохраняется традиция обращения к родителям на «Вы».
• В неофициальной обстановке при обращении к хорошему знакомому, коллеге, другу, к детям.
• В школе при обращении к ребёнку до 9 лет.
СЕКРЕТЫ ИСКУСНОГО ДИАЛОГА
• Искусство грамотного общения
Овладеть богатым словарным запасом при желании не составит труда. Намного важнее будет уверенно поставленный голос, четкая дикция и уместность применения тех или иных слов. Не поленитесь узнать точное значение слов, их синонимы и антонимы, склонение, род и ударение. Только так вам удастся правильно и грамотно использовать их в разговоре.
• Избавляемся от банальности
Первое, что вы должны сделать — это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить альтернативными вариантами, Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на "яркий", "изящный", "роскошный", "бесподобный", "великолепный", "восхитительный".
• Засоряющие речь выражения
Следует обратить свое пристальное внимание на слова-паразиты. Даже если вы не замечаете их присутствия в своем лексиконе, они есть практически у каждого человека. Такие слова режут слух окружающих и сбивают вашу речь, из-за этого вашим собеседникам порой бывает сложно уловить даже мысль разговора.
Научившись четко выстраивать предложения, используя умные слова для общения, избавившись от засоряющих речь выражений, вы сможете произвести превосходное впечатление, ведь чем более грамотно человек разговаривает, тем более разумным и успешным он кажется своим собеседникам.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев