Еще лет двадцать назад в церковных кругах преобладало недоверие к психиатрии и мнение, что чуть ли не любая шизофрения – это беснование. «Какие таблетки? Только отчитка!» Сейчас вошло в моду психологическое чтение, и маятник качнулся в обратную сторону. В церковных кругах, и даже на ответственных постах в нашей Церкви, можно встретить людей, придерживающихся точки зрения, что источник психических болезней в основном физиологический. «Какая исповедь? Только таблетки!»
Понятно, что правильное решение вопроса о происхождении болезни дает возможность более успешно ее лечить. Если болезнь связана с грехом, то очевидно, что одними таблетками ее не вылечить: таблетки не действуют против греха. Но роль греха здесь многими, даже церковными деятелями, отрицается.
Я пытался прояснить этот вопрос для себя, беседуя с нашими известными православными психиатрами, но получил более чем уклончивые ответы. Может быть, и есть православные ученые, которые пришли к определенным выводам, но в открытых источниках исследований на эту тему я не нашел.
Поэтому хочу поделиться собственными наблюдениями, имеющими отношение к этой теме. Они могут пролить свет по крайней мере на часть ситуаций. Как психологу мне приходится иметь дело с большим количеством психически больных людей. Более всего я встречаю их в своем антиоккультном проекте zagovor.ru и антисуицидном проекте pobedish.ru . Каждый из этих проектов является крупнейшим в своей сфере. Первый из них в лучшие времена посещало 5 тыс. человек в день, а второй посещает 15 тыс. ежедневно, что позволяет видеть не отдельные случаи, а общие закономерности. Не претендую на научность и глубину моих наблюдений, но логика позволяет сделать простые выводы. Или хотя бы выдвинуть гипотезы.
Последствия оккультизма
История первая. «В свое время у меня неожиданно открылись способности к предсказаниям, с 14 лет, да и не только к ним. С глупым подростковым максимализмом я начала предсказывать “правду” всем знакомым родителей. Говорила женам о любовницах мужей; у нас в квартире один раз летали сковородки – разгневанные супруги-знакомые стали выяснять отношения прямо у нас в квартире; самое плохое, что это было правдой, и жена нашла доказательства измен мужа. Я просто лопалась от гордости и тщеславия, ощущала свое могущество и превосходство. К тому же делала много других плохих вещей: с моими недоброжелателями или с теми, кто мне что-то не так сказал, происходило плохое. Даже близкий человек после высказывания неодобрения в мой адрес мог вылить на себя чашку с кипятком, которую держал в руках, кто-то падал на ровном месте. Тогда меня просто распирало от всего этого, от своих способностей. И экстрасенсы во мне видели свою. Но какова была расплата за все это! Искалеченная личная жизнь, ужасные болезни (это и прыщи жуткие на моем бывшем чистом личике, и органы пищеварения, а под конец и опухоль в груди, которую мне вырезали), тяжелейшая депрессия, под конец сидела на наркотических транквилизаторах…» – Алена, 30 лет.
История вторая. «Я врач. Моя мама 68 лет, бывшая до этого в добром психическом и физическом здравии, заболела психическим заболеванием после долгого общения со своей подругой и совместного использования маятника и магии. Сейчас она уже второй раз проходит курс лечения в психдиспансере, состояние ужасное, как психическое, так и физическое. Раньше ей и 55 лет не давали, а теперь все 80» – Ксения Анатольевна.
Сюжет типичный: регулярные занятия оккультизмом (от гаданий до приворотов) – психиатрический диагноз либо симптомы психической болезни при отсутствии обращения к врачу. При знакомстве со всем массивом историй можно сделать вывод: после достаточно долгого занятия оккультизмом люди в большинстве случаев жалуются на психические проблемы, не только на физические и на неудачи в личной жизни.
Можно сделать вывод, что за грех оккультизма Бог часто наказывает нарушениями психического здоровья согрешившего. Не всегда это психоз, но депрессия – практически норма.
Исповедь или таблетки?
«Чем ушибся, тем и лечись» – гласит русская пословица. Значит, то, что появилось через поступки духовного характера, может быть излечено также через духовные поступки? Как известно, грех врачуется исповедью, причастием и преодолением привычки к грехам такого рода вплоть до выработки ненависти к ним. Конечно, таблетки нужны и в том случае, если болезнь – духовного происхождения! Душевное состояние психически больных людей нередко таково, что они не могут вести нормальную церковную жизнь. Ведь чтобы работать над собой, надо видеть себя, видеть реальность, а именно этого болезнь и лишает зачастую. Получив поддерживающую лекарственную терапию у психиатра, человек может начать вести духовную работу над собой. Наблюдаю немало таких людей, которые принимают оба вида «лекарств» – химические и духовные, и их состояние улучшается.
К сожалению, психические болезни в большинстве своем вообще трудноизлечимы. Почему-то Господь так устроил. И духовные лекарства, увы, не приносят мгновенного и стопроцентного результата. В моей практике не было такого, чтобы человек сходил на исповедь, покаялся в грехах – и у него прошло тяжелое психическое заболевание, возникшее на почве оккультизма.
Но значит ли это, что в тех случаях, когда имел место оккультизм или попытка суицида, следует положиться только на таблетки и психотерапию, напрочь забыв о том, что, возможно, послужило первопричиной заболевания?
Я уверен, что осознание возможной причины болезни, покаяние и работа над собой не только не вредят, но часто приводят к улучшению состояния человека. К сожалению, многие бывшие оккультисты уверены, что они один раз покаялись на исповеди в своих увлечениях, и все, перед Богом они практически невинны. Но преподобный Амвросий Оптинский говорил, что тяжелый грех мало исповедать, его надо «выболеть». Выболеть – это не значит просто пострадать. Это значит пострадать, осознавая, за что страдаешь, и принимая это страдание как целительное лекарство. При таком отношении к своей болезни улучшение более вероятно.
В качестве иллюстрации приведу три истории тех, кто воцерковился после оккультных опытов.
История первая. «…Я начала выпивать, курить, в отношения вступала и с парнями, и с девушками – тормозов у меня тогда вообще не было. Прошло полгода, и меня начали мучить приступы панического страха, постоянно снились кошмары – так плохо еще никогда не было. Превратилась в истеричку, постоянно плакала, могла часами просто бродить по городу, лишь бы домой не возвращаться. Слава Богу, в какой-то момент я поняла, что так дальше продолжаться не может… подумала, что, кроме как Бог, мне помочь не сможет никто. Долго решалась пойти в храм, наконец решилась, стала приходить на службы, дома молиться, как умею. На исповедь решалась еще дольше – почти год. Было ужасно стыдно и страшно! Но решилась, и стала постепенно оживать. Так легко и радостно мне, наверное, никогда в жизни не было, а после первой исповеди и причастия вообще как будто груду камней с души сбросила! Правда, тоска иногда накатывает, на душе тяжело бывает, но теперь с Божией помощью справляюсь!» – Ирина, 25 лет.
История вторая. «…И что самое главное, помутился ум. Окончив колледж с красным дипломом, я не могла сложить элементарное 2+2… Стало так плохо!!! И вот на вокзале я нечаянно встретила православную лавку. Там мне подарили выпуск журнала “Фома”. Я прочла статью о Николае Чудотворце. Первая мысль: сказки. Приехав домой, почувствовала боль. Душевную. Меня терзали такие душевные муки, что думала: умру. Встала я на колени и говорю изображению на журнале: “Помоги! Мне так плохо!” И вдруг я почувствовала, что нужно идти. Пешком, через весь город, я, сама того не зная, шла. А когда опомнилась, увидела церковь. Покрова Божией Матери. Я никогда не чтила Ее и не задумывалась о помощи Царицы Небесной. Постояв у храма, пошла домой. Было 29 августа. Колокола звенели на весь город, и с каждым ударом, казалось, умирало всё плохое, что во мне было. Я покаялась. Причастилась. Ушла тяга к воровству, болтание с собой, психованность. В этот день я сожгла все книги Степановой. Первый раз видела, как бумага не хотела гореть и тлела. Но из той гадости не осталось ни странички!..» – Ольга, 24 года.
История третья. «Читала все подряд (Норбеков, Свияш, Зеланд, Лулле Виилма, Ошо и т.д.). И в 2000 году весной вдруг резко почувствовала небывалый прилив сил, мне казалась, я избранная, сознание изменилось, в голове крутилась потоком информация. И как-то после нескольких бессонных ночей я пришла на работу к начальнику и сказала: “Я спасла Россию – вам спасать мир”. После чего они взяли телефон моих родственников, и я попала в психушку. Я пережила ужас, мне бы тогда задуматься и остановиться, но я продолжала искать этих озарений и измененных сознаний. Искала просветленного мастера, посвящалась в абсолют, ходила к экстрасенсам. Я инвалид 3-й группы по психике, принимаю таблетки. Бог послал мне мужа, который привел к Православию; хотя сознание отравлено эзотерикой, я поняла, насколько я была далека от Бога, от Истины. Потихоньку воцерковляюсь, сейчас мне 40, я жду ребеночка, собираюсь пройти чин от оккультизма и молюсь, чтоб Боженька уберег нашего ребенка и на нем не сказался весь вред моих греховных занятий. Не скажу, что сейчас все легко, бывают скорби, но теперь я вижу путь – падаю, встаю и иду с молитвой к Богу. И слава Богу за все! Слава Богу, я жива и Бог не совсем отнял у меня разум, я могу молиться, размышлять и каяться!» – Елена, 40 лет.
Дмитрий Семеник, психолог
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев