По учению преподобных отцов кадило и используемые в нем вещества отнюдь не просто предметы богослужебного обихода. Их сакральный духовный смысл означает следующее:
· Огонь в кадиле – символ Божественной природы Спасителя
· Уголь в нем – символ Человеческой природы Иисуса Христа
· Благоухающий ладан – символ молитв верующих, возносимых Вседержителю
· Само кадило – также, как и Потир, олицетворяет Пречистую Богородицу, вместившую в Себя Самого Сына Божьего, и потому именуемую в некоторых священных текстах «Кадилом благовонным, произведшим Истинное Благоухание – Иисуса Христа»
· Взмахи кадилом при каждении – символ беспрестанных молитв Богородицы за род человеческий.
Из кадила восходит к Небесам благоухание подобно тому, как исходит из Церкви дух благочестивого поклонения верующих Всемогущему Богу. Вместе с тем это благовоние напоминает верующим о Господней Благодати.
Святитель Симеон Фессалоникийский о значении кадила говорил следующее: «Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиамом приносить Богу огонь, как служебный Ему: ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные произведения, и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздухе… Кадило служит для принесения нами фимиама в честь Создателя - как дар благословенный для Его упокоения и ради нашего освящения, поскольку фимиамом мы очищаем наше обоняние и дыхание точно так же, как Божественным Хлебом и Чашею питаем и укрепляем душу, а видением и красотою святых просветляем и просвещаем наше зрение. Посему и предано Церкви делать это как во славу Создателя (ибо все от Него), так и для нашего просвещения и освящения, потому что фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание. Он сообщает благоухание, от одного вещества разливая на все благовоние - посему он также изображает Святаго Духа, ибо и Дух, Один Сам в Себе, всем разделяет дары, и все чрез Него получают Благодать».
То есть, по наставлению архиепископа Симеона, воскурять фимиам необходимо не только в знак почитания Господа, не только ради Его благодарения или ради умилостивления Создателя, но это необходимо делать также и ради нашего собственного здоровья и духовного просвещения.
Каждение совершают перед святынями, находящимися в Доме Божьем либо в домах верующих. Когда же во время службы кадило обращено к месту, где стоят клир и прихожане, то данное действие церковнослужителя означает призывание на них Благодати Господней.
Совершается каждение в особо значимые моменты богослужения и бывает полным, при котором священник обходит все церковное помещение, и малым, когда кадят лишь в алтаре и пред иконостасом.
Обязательным было вознесение фимиама и при богослужениях у народа Божьего. Писание рассказывает, как Господь повелел Своему служителю Моисею создать алтарь, на котором брат его Аарон каждые утро и вечер должен был совершать курение особым составом благовоний. У евреев в то время, наряду с кадильным алтарем, использовались также кадильницы.
Первые сведения о каждениях в христианских церквях упоминаются уже позднее – в документах IV-го века. Их авторы повествуют, что совершали это действо перед началом богослужений, перед произнесением Евангельских текстов и при торжественных шествиях к усыпальницам угодников Божиих. В ту пору кадильницы не походили на современные – они имели вид, схожий более с небольшою сковородой прямоугольной формы либо с закрывающимся контейнером. Делали их обычно из бронзы.
Кадила, приближенные по облику к современным, появились в V-ом столетия в Сирии: их крышка увенчивалась Крестом и закрывалась на чаше при помощи специального замочка. Они имели также и цепи с кольцом для удобного держания.
При императоре Константине Великом их стали украшать затейливой резьбой и камнями. Так, в житии папы Сильвестра рассказывается, как император передал в Латеранскую базилику два кадила из золота, одно из которых украшали 49 драгоценных камней, а другое – 60. Подобные этим реликвии сохранились до наших дней в Государственном Эрмитаже и в Стамбульском Археологическом музее.
В XI-ом веке облик этого предмета сформировался окончательно. Кадило состояло из поддона, контейнера для угля, регулируемой цепями крышки и переносного кольца. Украшалось оно резьбой, медальонами с ликами Спасителя и апостолов, а также фигурками персонажей Священного Писания: Авеля, Мелхиседека, праотца Иакова и других ветхозаветных праведников.
С XIII-го столетия крышки кадила стали напоминать готические соборы. В тот период появляется еще одна деталь украшения – эмалевые изображения. Наиболее распространенным материалом для этих предметов в ту пору была латунь, но могли их также изготовлять из серебра или бронзы.
На Русь кадила попали, как и прочие предметы религиозной утвари, из Византии. Известно, что святая Евдокия Полоцкая приобрела в XII-м столетии у греков «тимиян (то есть ладан) и кацию злату».
КАК УСТРОЕНО КАДИЛО?
Этот предмет церковного обихода состоит из двух разъемных составляющих частей: нижней чаши, называемой фиалой, и крышки, обычно исполненной в виде храмового купола с навершием в виде Креста. Крышка богослужебного кадила приподнимается благодаря цепочке, а верхняя часть небольшой домашней кации приподнимается либо вручную, либо при помощи специального небольшого рычажка.
В фиалу кладутся раскаленные угли. В ее основании иногда имеются звонцы – металлические бубенцы, звенящие при движении. Звонцы могут располагаться также и на цепочках кадила, и в местах крепления цепочек к крышке.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЮ ЛАДАН И ФИМИАМ?
ЛАДАН
В современном понимании верующих ладан представляет собою смолу, обогащенную благовонными маслами. При каждении смолистая его основа плавится, создавая дым, а ароматические масла испаряются, наполняя окружающее пространство приятным благоуханием.
Как вещество, ладан - смола тропического растения, относящегося к роду Босвеллия. Он имеет вид продолговатых округлых кусочков размером до 1 см, а гамма его оттенков меняется от полупрозрачно-желтого до розового, иногда даже с зеленоватым отливом.
ФИМИАМ
Слово «фимиам» происходит от греческого глагола «θυμιάω», означающего в переводе «курить» или «возжигать». Это многосоставная смесь благовонных веществ наподобие современного богослужебного «ладана».
Писание повествует, что изначальный состав фимиама определен был Самим Вседержителем, повелевшим изготовить данную смесь святому Боговидцу Моисею: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36).
Преподобные старцы оставили разъяснения вышеуказанного состава курения:
Так, под «чистым ливаном» принято понимать натуральный ладан.
Под наименованием «стакти» (от греческого «στακτή» - «капающий») многие подвижники, в том числе и святитель Василий Великий, подразумевали очищенную мирру – смолу, истекаемую из растения рода Коммифора. Однако следует упомянуть, что, в отличие от христианских учителей Церкви, иудеи, к которым обращено было данное повеление, под компонентом «стакти» подразумевают стираксовый бальзам.
«Оних» (от греческого «νύχι» - «коготок») – выпуклая створка раковины моллюска Оперкулума, предохраняющая его нежное тельце от высыхания и с ветхозаветных времен применяемая в растертом виде для курительных смесей.
«Халван душистый» - это гальбанум – смолистое вещество растения Ферула, растущего в Иране и до наших дней широко используемого парфюмерами.
В древности иудеи использовали фимиам не только для курения в скинии, но и в качестве лекарственного средства, и как домашнее благовоние. Но если бы кто-нибудь из них в пору Ветхого Завета пожелал сделать подобную смесь для каких-либо своих нужд, то человеку тому неминуемо грозила бы казнь, ибо велено было Создателем: «Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; истребится из народа своего» (Исх. 30:37–38).
Потому богословы минувших столетий всегда придавали указанному составу фимиама значение сакральное. В частности, подвижник IV-го века Евагрий Понтийский предполагал, что 4 ингредиента Библейского фимиама означают единство 4-х добродетелей: мужества, справедливости, чувства меры и благоразумия.
Сегодня же существует множество рецептов «ладановарения» - то есть приготовления из различных составляющих фимиама для каждения. Почти в каждой обители есть свой подобный рецепт, отличающийся в монастырях России, Греции, Румынии, Афона и прочих православных государств. К примеру, есть ладан «Студитской обители по Оптинскому рецепту». Есть ладан «по рецепту болгарской Охридской обители» и ладан «по рецепту румынской обители «Брынковяну». https://dzen.ru/a/Y-SNlpsOlAJ7gWry
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев