Бем Елизавета родилась в Санкт-Петербурге в семье выходцев из старинного татарского рода Эндауровых, которые перешли на службу русским царям в XV веке. С пяти до четырнадцати лет она жила в имении отца в Ярославской губернии. До конца своей жизни Бем Елизавета любила сельскую жизнь и деревенских ребятишек. Они были постоянным источником вдохновения, в то время когда Елизавета Меркурьевна стала уже взрослым человеком. А пока девочка не выпускала из рук карандаш и рисовала на любом клочке бумаги, который попадался ей под руку. Знакомые ее родителей посоветовали отдать учиться увлеченную искусством девочку. Родители, когда дочке исполнилось 14 лет, определили ее в Школу поощрения художников. Ее учителями были выдающиеся люди – П. Чистяков, И. Крамской, А. Бейдман. Школу Бем Елизавета закончила в 21 год в 1864 с Золотой медалью.
Спустя три года Лизочка Эндаурова выходит замуж за Людвига Францевича Бема. Он был старше на 16 лет, но очень привлекателен своей неординарностью. Это был музыкант-скрипач, который потом занимался преподавательской деятельностью в петербургской консерватории. В их доме всегда звучала музыка, и не только скрипичная. Фортепиано был также любимый инструмент. Брак, в который вступила Бем Елизавета, был счастливым. Она родила несколько детей. Семья жила на Васильевском острове, впоследствии, когда дети выросли и стали жить отдельно, то все равно по поводу и без него вся семья вместе с внуками-гимназистами собиралась в приветливом гостеприимном доме бабушки Елизаветы Меркурьевны, и вновь сказочно звучала скрипка Страдивари, которая некогда принадлежала Бетховену, и на которой теперь играл Людвиг Францевич. Он привез ее с собой из Вены.
В XVII веке зародилось увлечение вырезания ножницами из сложенного листа бумаги портретов-силуэтов, контурных изображений профилей. В XVIII веке оно стало просто повальным. Люди сидели и по вечерам целыми семьями вырезали более или менее сложные картинки. Это могли быть парусники, бегущие кони или портрет человека в полный рост со шляпой и тросточкой. Для этого использовалась как черная, так и белая и цветная бумага. Увлекался этим и Ганс Христиан Андерсен. Были умельцы в этом милом занятии, которые виртуозно владели ножницами.
В XIX веке на уровень высокого искусства его подняла Бем Елизавета. С 1875 она начала изготавливать силуэтные картинки в технике литографии. На отшлифованной поверхности камня она специальными чернилами наносила тщательно выписанный рисунок с мельчайшими деталями (кудрявые волосики детей, перышки птиц, кружевца на кукольных платьицах, тончайшие травинки, лепесточки цветов), затем протравливала его кислотами, и в результате после нанесения краски и печати происходило маленькое чудо. Таким сложным способом делала Елизавета Бем силуэты. Теперь их можно было многократно распечатать для целого тиража книг.
Сначала появились открытки «Силуэты». Через два года вышел альбом «Силуэты из жизни детей». Не менее пяти альбомов было издано позже. Они пользовались безумной популярностью. Их издавали не только в России, но и за рубежом, в частности в Париже. Ее поклонниками были и Лев Толстой, и Илья Репин.
Бем Елизавета с 1882 года иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и Малюточка». Позже – сказку «Репка», басни И. Крылова и «Записки охотника» И. Тургенева, А. Чехова, Н. Некрасова, Н. Лескова. И везде к ней приходил успех. Строжайший критик В. В. Стасов восторженно отзывался о ее работах. Ее силуэты перепечатывала вся Европа. Одно за другим выходили ее издания в Берлине, Париже, Лондоне, Вене и даже за океаном. Уже когда зрение ослабело (1896 год) и художница оставила силуэтную технику, то все равно ее произведения участвовали в Международных выставках, получая медали. Так, в 1906 году художница получила в Милане золотую медаль. Азбука В наше время не удалось точно установить, когда вышло первое издание «Азбуки». Видимо, это произошло примерно в конце 80-х годов. Это замечательное произведение так и притягивало ребенка, заставляя его вглядываться в красочные рисунки, попутно запоминая буквы. Для буквы «буки» инициал разрисован в виде змея, который ухватил себя за хвост. А картинка изображает маленького боярина.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3