Представляет собой стилизованный портрет главной жены фараона XVIII династии Эхнатона (около 1351—1334 до н. э.). Демонстрируется в экспозиции Нового музея (Neues Museum) в Берлине.
Бюст изготовлен из известняка, имеет слой гипсовой штукатурки и полностью окрашен. Высота 48 сантиметров. Изображение имеет незначительные повреждения: левый глаз не инкрустирован, одно ухо царицы немного отломано, имеются сколы и повреждения на головном уборе.
Бюст был обнаружен немецким археологом Людвигом Борхардтом (Ludwig Borchardt) в 1912 году. Борхардт стоял во главе экспедиции, проводившей раскопки в Тель-эль-Амарне. 6 декабря они обнаружили бюст в доме скульптора по имени Тутмос. Вся экспедиция была профинансирована немецким предпринимателем Джеймсом Симоном. При вывозе с территории Египта скульптурный портрет Нефертити был намеренно изуродован гипсом и, будучи признан египтянами малоценным, перевезён в Германию. До сих пор является предметом бесконечных споров между двумя странами.
На самом деле скульптур, обнаруженных экспедицией, было несколько, цветной бюст - лишь самый известный из них.
Главная причина популярности и связанной с этим странностью бюста Нефертити – его современность при полном несоответствии канонам древнеегипетского искусства, таких выразительных лиц древнеегипетские мастера не ваяли. Скульптура передаёт портретную индивидуальность царицы - ничего подобного в искусстве древнего Египта ни до, ни после просто не существовало.
Разговоры о подлинности скульптуры идут давно, однако саму статую Нефертити датировать невозможно, поскольку она сделана из известняка, пигментные краски по результатам радиоуглеродных анализов говорят об их подлинности. Однако вышедшая в 2009 году книга швейцарского историка искусства Анри Стирлина (Henri Stierlin) "Le Buste de Nefertiti - une Imposture de l'Egyptologie?" ("Бюст Нефертити - египтологическое надувательство?") подвела некую черту под старыми подозрениями.
Вот аргументы, говорящие в пользу этой версии.
Считается, что условия пребывания бюста Нефертити в земле были идеальными, неплохо же сохранились амарнские мумии, по составу менее стойкие, чем любой даже самый мягкий скульптурный материал. Однако это не так - мумии в Амарне помещали в скальные гробницы, которые находились в горах в двух замурованных захоронениях — Северном и Южном (ниже на карте они обозначены как North Tombs и South Tombs), без доступа воздуха, влага и температура были постоянными. Такие идеальные условия существовали практически во всех египетских гробницах — вот почему в них сохраняли первозданную форму даже гипсовые изделия.
Зато так называемая мастерская Тутмоса, где был обнаружен бюст царицы, находилась на открытом воздухе, в ней условия пребывания скульптурных изделий были совершенно иные.
Город Амарна (Tell el-Amarna) или Ахетатон стоял на самом берегу Нила на небольшом плоскогорье, так что мастерская Тутмоса находилась примерно в 150-200 метрах от воды. Время от времени паводки на реке были столь сильными (5-7 метров высотой), что водой заливалась вся территория. Известковые и гипсовые изделия, которые якобы нашли в мастерской, включая цветной бюст Нефертити, во время паводка должны были находиться если не в воде, то в насыщенном влагой грунте. Борхардт сообщает, что бюст Нефертити лежал в песке на небольшой глубине менее метра, место находки находилось на самом берегу Нила. В этих условиях надеяться на то, что известняковый бюст, покрытый гипсом, сможет пролежать в земле 3360 лет и при этом останется совершенно невредимым - следует поверить в чудо.
Ещё одна странность - бюст Нефертити не имеет следов контакта с грунтом, создается впечатление, будто он находился в термостате, лишённом воздуха. Между тем условия пребывания скульптуры были далеки от идеала, мягкий известняк и покрывающий его гипс за три тысячи с хвостиком лет должны были испытать внутренние структурные изменения и внешнюю эрозию, которая повредила бы окраску лица и создало бы неровности его поверхности - они почему-то отсутствуют. Гипс - очень мягкий материал и тем удивительней, что на лице нет ни одной царапины, ободрано лишь ухо, немножко пострадало основание скульптуры и, как нарочно, больше всего краски слезло с головного убора, за левым ухом, почти на затылке.
Итак, имеют место лишь небольшие механические повреждения на ушах и в других местах головы, появившиеся не иначе как при разрушении мастерской мифического Тутмоса.
Традиционно считается, что мастерская, где была изготовлена Нефертити, принадлежала скульптору по имени Тутмос и ему приписываются эти уникальные произведения. Однако всё тождество основывается на одной случайной надписи, это крохотный фрагмент текста, нацарапанный на лошадиной шоре из слоновой кости. Само изваяние колесницы, запряженной двумя скакунами, бесследно исчезло, от него остался лишь небольшой обломок.
Но скульптура древнего Египта предельно статична, это её главный признак, она всегда выполнена с чрезмерным запасом устойчивости. Любой древнеегипетский мастер прекрасно ощущал эту механическую устойчивость своего творения, у него и в мыслях не было слепить нечто воздушное, изящное и легкое. Он делал вещи на долгие века, которые не могли опрокинуться от случайного дуновения ветра.
Бюст Нефертити входит в противоречие с этими традициями, центр тяжести сильно смещён вперёд, скульптура крайне неустойчива. Для её крепления в Новом Музее было решено вмонтировать в ее основание два металлических штифта.
Вопрос: а какой крепеж придумал Тутмос? И к какому месту во дворце Эхнатон прикручивал бюст своей любимой супруги?
Обращает на себя внимание и вертикально отсечённые плечи скульптуры. Больше ни одна древнеегипетская скульптура не имеет такой формы, они всегда заканчивались либо шеей, либо по пояс или в полный рост человека.
Вертикальный же срез плеч характерен для скульптур эпохи модерн, для стиля конца 19-го – начала 20-го века, кстати, такую форму часто имели магазинные манекены для демонстрации женских украшений.
Журналы экспедиции Людвига Борхардта сохранились, но упоминаний о сенсационной находке в них нет. Все профессиональные археологи ведут журнал, куда записывают сведения о найденных ценностях: где и когда они были обнаружены, делаются их описи, прилагаются фотографии артефактов или их зарисовки и так далее. При вывозе археологических предметов с места раскопок в другую страну египетское правительство выдавало специальное разрешение.
В случае с бюстом Нефертити ничего этого не обнаружено.
Отсутствие первичной информации о скульптуре настораживает серьезных исследователей, однако дальше история с бюстом Нефертити становится еще более запутанной.
После того, как ее видел герцог Саксонский, приехавший на раскопки ровно в день замечательной находки, она странным образом исчезает из поля зрения ученых и общественности и первое сообщение о ней появляется лишь в 1923 году. Где же она находилась в течение 11 лет? Оказывается, всё это время скульптура стояла в гостиной спонсора экспедиции Борхардта, Джеймса Симона. Можно себе представить, чтобы маска Тутанхамона пылилась такое длительное время у кого-нибудь в гостиной?
Позднее с помощью компьютерной томографии были сделаны объемные модели внутренней части скульптуры. Выяснилась странная вещь - внутри бюста спрятана вторая скульптура. То есть налицо был многослойный технологический процесс, когда художник сначала работает с камнем, а потом вытаскивает горшок с гипсом и начинает шаг за шагом создавать идеальную форму по каменной заготовке.
Но ни один из древних мастеров не пользовался подобной технологией изготовления и археологи никогда не имели дела с вложенными друг в друга скульптурами. Это как раз и есть важнейший аргумент в пользу всего лишь столетнего возраста бюста – при изготовлении скульптуры на самом деле используется современная технология подделок.
С помощью томографии удалось заглянуть и под горный хрусталь, из которого сделан правый глаз. Оказалась, что поверхность левого и правого глаза изначально обработаны по-разному: у левого глаза плоская поверхность, у правого — выпуклая. Таким образом, стало понятно, что левый глаз не утерян - его никогда в глазнице не было.
Но не трудно представить себе, что было бы с бедным Тутмосом, который изваял одноглазую красавицу – скульптура ведь полностью закончена. Скульптора казнили сразу же, как только его творение увидел кто-нибудь из окружения фараона.
Одноглазие было запланировано с самого начала, о чем свидетельствует различная обработка поверхности левой и правой глазницы на уровне гипса.
Повреждение ушей осуществлено на уровне заготовки. На снимках, сделанных с помощью компьютерного томографа, поверх правого уха наложена координатная сетка с мм и см делениями, которые позволяют произвести точные измерения всех частей бюста Нефертитии установить отклонения от строгой симметрии. В частности, правое ухо оказалось больше левого за счет мочки с отверстием для серьги; у левого уха мочка почти отсутствует.
На правом ухе скульптуры явно видна работа фальсификатора. Он демонстративно оставил следы от реконструкции поврежденного уха, и даже неспециалист заметит, что реконструкция понадобилась ему лишь для того, чтобы нанесенные им же самим повреждения выглядели как можно более естественно.
Главная ошибка заключается в том, что это ухо не имеет следов тысячелетней эрозии.
В своей книге Анри Стирлин утверждает, что бюст был создан для того, чтобы опробовать древние краски, привезённые с раскопок. Бюст Нефертити был изготовлен скульптором Герхардом Марксом (Gerhard Marcks) по заказу Людвига Борхардта. Однако, когда красоту «шедевра» оценил прусский принц Иоганн Георг, Борхардт «не осмелился позволить своему гостю выглядеть глупо» и сделал вид, будто это действительно древняя скульптура – так в 1924 году Нефертити попала в Берлинский музей. Если вглядеться непредвзято, то видно, что скульптура раскрашена в манере нуворишей времён Art Nouveau и выглядит, как дешевый кич, базарная матрешка.
Наиболее радикальная версия заключается в следующем: вся экспедиция Людвига Борхардта изначально ставила своей целью легализацию подделок, выполненных на основе гранитной головы Нефертити (Older Nefertiti), которая и была единственным подлинным артефактом, обнаруженным экспедицией.
Гранитная голова Нефертити подверглась эрозии. Очертания ее лица сделались нечеткими, достаточно внимательно посмотреть на ушную раковину и отломанный нос из гранита-диорита. По ним сразу видно, что этой скульптуре не одна тысяча лет. Длительная естественная эрозия твердого материала оставляет особые следы, хорошо видные как раз на острых изломах, такое выветривание породы невозможно подделать.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1