Вернулся Петр I из очередной поездки по Европе и привез оттуда, помимо знаний полученных, некоторые традиции новомодные, как то - бороды боярам брить, трубки курить, одеваться в европейский сюртук и праздновать начало года по-европейски - в январе. А был тогда царь Петр в Германии, там и увидел, что улицы да площади ёлками украшают, а на домах да воротах ветки еловые развешаны. Но то была совсем даже не ель, а пихта. Она похожа на ель, но хвоя у нее несколько иная, отчего дерево и без украшений выглядит пышно и нарядно. В Европе она встречается чаще ели, и изначально именно пихту выбрали там в качестве новогоднего, а точнее, «рождественского» дерева.
А почему же в последствии все-таки именно ёлка стала новогодним деревом?
Поскольку в России пихты не являются повсеместно растущими деревьями, сосны очень высоки, можжевельники низки и порою не очень опрятны, а вот ёлок полным-полно – так, методом исключения, и стала ёлка новогодним деревом вместо пихты.
Подобным образом на Рождество ёлки устанавливали в доме и украшали немцы, живущие в Петербурге. Да это и не удивительно - ведь подобная традиция родилась именно в Германии приблизительно в XVI-м веке, но только к середине XVIII века рождественская ёлка получила в Германии повсеместное распространение.
Упоминаний о рождественской ёлке нет ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни в повестях Сомова, Погодина и Полевого периода 1820-1830 годов. Что же получается? Уважаемые авторы, подробно описывая уклад жизни и устройство празднования, упустили столь важную деталь? Отнюдь нет! Вывод прост - в те времена рождественской ёлки, в привычном нам сейчас виде, просто не существовало! И только накануне1840 года на страницах газеты "Северная пчела" начинает упоминаться сама ёлка в качестве рождественского дерева и обсуждаться коммерческая сторона вопроса о покупке-продаже уже украшенных ёлочек.
Вот что было написано в одном из выпусков: "Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками и книгами составляет отраду детей... получить в праздник за хорошее поведение внезапное награждение..." В повести С. Ауслендера "Святки в старом Петербурге" (1912 г.) можно прочесть, что первая рождественская ёлка была установлена в конце 1830-х годов государем Николаем I, после чего по примеру царской семьи ёлку стали устанавливать в знатных домах Петербурга.
К концу 1840 года рождественское дерево становится привычным предметом праздничного интерьера, распространяясь из Петербурга по всей России.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев