Войну встретил семилетним мальчишкой в деревне на Украине, гостил у деда с бабкой. Мать с отцом должны были приехать к ним через неделю, но война разлучила их почти на 3 года - страшные годы оккупации, когда ни родители, ни дети ничего не знали друг о друге.
«Сначала было отступление наших: шли плотной колонной на восток, потом движение начало убыстряться, шли уже не колонной, а отдельными группами. Расстояние между группами становилось все больше, а скоро мы увидели и первых раненых. И, наконец, образовалась пауза. А затем появились первые мотоциклисты, а вслед за ними показались колонны машин, солдат, повозок, велосипедистов, зениток - это была лавина, этакая орда, “чингисханщина”, захватившая все пространство».
В деревне остановился немецкий отряд. Немец, который жил в доме у Лановых, подарил Василию свой ремень, а другой немец потребовал отдать ему дареную вещь. Василий запротестовал. Тогда фашист снял автомат и над самой головой мальчика дал очередь, описав дугу. Бабушка Ланового упала в обморок, дед застыл в оцепенении. Внешне Вася все это перенес спокойно, но потом стал заикаться и с большим трудом избавился от этого недуга.
Родители Василия работали на заводе. В первые дни войны, пока не была налажена автоматическая линия, им приходилось вручную разливать жидкость, используемую для противотанковых гранат, - производство, вредное для здоровья, так что оба стали инвалидами. К концу войны они едва передвигались. Но только услышали по радио о том, что советские войска освободили деревню, где был их сын, как мать, не раздумывая, села в поезд. Вернее ее посадили - сама она не могла ходить, и в таком состоянии отправилась в дальнюю дорогу, не зная, найдет ли кого в живых.
«Я бежал, как никогда в жизни не бегал, обгоняя других, раньше меня устремившихся к станции, - вспоминает встречу с мамой Лановой. - Пробежав больше полпути, увидел в телеге, двигавшейся мне навстречу, совсем незнакомую, худющую женщину. Я ее, конечно, не узнал и пробежал мимо… Дед, который ее вез, окликнул меня: “Василь, да это же твоя мамка, куда ж ты?..”»
Но самое большое счастье ожидало Василия в 1945-ом, когда все же пришел День Победы: «24 июня я был на Красной площади, на параде. Мы были маленькими героями. И дышали, не могли надышаться, этим воздухом».
После Победы казалось, что все можно осилить - любой голод, любую разруху. «Я, как зверь, грыз гранит науки и окончил школу с золотой медалью, - рассказывает Лановой. - Военные дети взрослеют в сто раз быстрее, чем обычные. Жизненные ценности были ясны, не надо было объяснять, что хорошо, а что плохо. Помню в 47-м году, уже перед отменой карточек, мама сварила нам картошку, а из шелухи сделала какие-то котлеты. А меня тошнило после них, и мама рыдала оттого, что она не могла мне помочь. Мы жили бедно, но счастливо. Меня иногда спрашивают: ну что, Корчагин, как теперь относитесь к этому образу? Я отвечаю: вот теперь я ценю его в тысячу раз больше. Я говорю: дай Бог, чтобы ваши дети хоть во что-нибудь верили так, как верил в свою идею этот самый бескорыстный человек на земле».
Василий сыграл роль Павки Корчагина так, что созданный образ называли "Коммунистический Иисус Христос".
Более 70 персонажей сыграно этим замечательным актером, и многие кинофильмы именно благодаря яркой проникновенной игре Ланового обрели свою популярность. Кстати, одной из своих любимых ролей Василий Семенович считал эпизод в комедии «Полосатый рейс» с запомнившейся каждому зрителю фразой: «Красиво плывет та группа в полосатых купальниках». Он в то время просто отдыхал в Одессе. Его уговорили сняться в эпизоде.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 18