Элеватор, являясь самым высоким сооружением в городе, представлял интерес для противоборствующих сторон в ходе Сталинградской битвы как господствующая высота. Немецкие части вышли в район Элеватора 14 сентября 1942 года, после чего завязались упорные и кровопролитные бои за здание. Напрягая все силы, здесь героически держали оборону остатки 35-й гвардейской и 131-й дивизий, а также других частей 62-й армии. Немцы яростными атаками стремились любой ценой овладеть элеватором и сбросить в Волгу защитников этого рубежа обороны.
16 сентября немецкий солдат из штаба батальона Вильгельм Гоффманн написал в своем дневнике: «Наш батальон вместе с танками атакует элеватор, из которого валит дым — горит пшеница. Говорят, русские сами подожгли ее. Батальон несет тяжелые потери. В ротах осталось по 60 человек. В элеваторе сражаются не люди, а дьяволы, которых не берет ни пуля, ни огонь.»
18 сентября на помощь защитникам элеватора прибыла 92-я отдельная бригада морской пехоты Северного флота. Не давая врагу опомниться, морпехи прямо с переправы ринулись в атаку...
К 22 сентября у бойцов, защищавших элеватор, иссякли боеприпасы и продовольствие. Ночью остатки оборонявшихся покинули здание, и вышли из окружения по Волге на подручных средствах...
О конце истории штурма Элеватора этот же немецкий солдат написал: «22 сентября. Сопротивление в элеваторе сломлено. Мы нашли трупы сорока убитых русских. Половина из них в военно-морской форме — морские дьяволы. В плен взяли одного тяжелораненого, который не может говорить — или притворяется.»
Этим тяжелораненым был командир пулеметного взвода 92-й морской стрелковой бригады с Северного Флота Андрей Хозяинов.
Андрей Хозяинов был отправлен в лагерь военнопленных под г. Калач. Вскоре бежал, но был пойман и помещен в другой лагерь. При наступлении советских войск ему удалось снова бежать около города Шахты. После лечения он воевал до 18 марта 1945 года, когда был ранен уже в 5-й раз...
...2 октября, когда бои за заводы «Баррикады» и «Красный Октябрь» были в самом разгаре, и казалось, что еще немного — и немцы окончательно сломят сопротивление остатков советской 62-й Армии, Гитлер приказал разработать проект нарукавной нашивки за взятие Сталинграда.
Бои за Элеватор носили такой ожесточенный характер, что слухи о них дошли до самого верха рейха, и Гитлер приказал изобразить на этой нарукавной нашивке именно здание Элеватора.
Что и сделал в первом варианте в ноябре художник 637-й роты пропаганды 6-й Армии Вермахта Эрнст Айгейнер. Но его вариант не понравился Гитлеру. И было из-за чего: в этом эскизе под символическим Элеватором лежал мертвый немецкий солдат в терновом венце из колючей проволоки. Аналогии были очевидны.
Через весь щит шла надпись «Сталинград».
Ставка проект отклонила - «Слишком деморализующе» было написано на краю проекта.
Эскиз отправили на доработку, но Эрнст Айгейнер, словно подтверждая свою идею проекта, вскоре погиб под Калачом. За три часа до смерти он написал: «Вечны звёзды, но люди ведут себя так, как если завтра их уже не будет».
По легенде исправления в эскиз затем вносил никто иной, как сам командующий 6-ой армии Паулюс. В новом эскизе (ставке Гитлера, правда, было уже не до него) нижнюю часть щита заняло изображение речных волн и надпись "WOLGA", что ещё раз показало насколько глубоко засела в его уме идея о выходе к Волге любой ценой.
Щитом "Сталинград" предполагалось награждать военнослужащих 6-й армии и гражданских лиц, отличившихся в боях на Волге в период с октября 1942 года по январь 1943 года.
Однако после полного поражения 6-й армии знак так и не был утвержден или запущен в производство.
Самое удивительное в истории сталинградского Элеватора то, что после всех этих обстрелов и штурмов, он не был снесен. Его восстановили, а в 1960 году элеватор был включен в список исторических памятников. Позже, в 1977 году, у его стен поставлен монумент в виде моряка-пехотинца с ПТР. В 1992 элеватор приватизировали, а в 1995 году его статус объекта культурного наследия был подтвержден указом президента РФ.
Элеватор до сих пор работает по своему прямому назначению. Можно ещё раз с уважением заметить: этот Элеватор строили на совесть, прочность его железобетона сравнится только с крепостью духа его защитников.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3