коллекционер и фотограф, «невозвращенец» в СССР, оставшийся в Канаде во время гастролей в 1974 году. Заслуженный артист РСФСР (29 ноября 1973 года), номинант на премии «Оскар» (1978) и «Золотой глобус».
Он не стремится танцевать лучше других, но он хочет танцевать лучше
самого себя - в этом весь Михаил Барышников. Его назвали величайшим
артистом балета прошлого века. Он один из избранных русских, который
повлиял на судьбу мирового балета.Барышников родился 27 января
1948 года в Риге. Семья переехала в Латвию, куда отца Михаила,
советского офицера, направили проходить службу. Барышников-старший был
человеком жестким, с крутым нравом. Отношения с женой и сыном у него
были сложные. Мать Миши, напротив, старалась привить сыну любовь к
искусству, ходила с ним в театр, в филармонию. Мальчик был очень
привязан к матери. Когда ему было 10 лет, он заявил, что хочет
заниматься в балетной школе и уже записался на экзамен.Дальше
была учеба в хореографическом училище Риги. Михаил Барышников мечтал
солировать на сцене, но проблемой был его маленький рост. Как-то педагог
Хелена Тангиева сказала ученику, что ему нужно дорасти. Каждый день
Барышников выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и
подрос почти на 4 сантиметра.В
12 лет мать отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу.
Там она покончила с собой. Причина самоубийства так и осталась загадкой.
Сын какое-то время прожил с отцом, но тот вскоре женился во второй раз -
Мише в новой семье места не нашлось.Через несколько лет
Барышников переехал в Ленинград - с того времени с отцом он не общался. В
1964 году Латвийская национальная опера была на гастролях в Ленинграде.
В некоторых спектаклях был занят и Михаил Барышников. Один из артистов
привел его в Ленинградское училище хореографии. Так он стал учеником
знаменитой школы русского балета, а вскоре – солистом прославленной
Мариинки.БалетВ
Мариинский театр Михаил Барышников поступил сразу после училища в 1967
году. Он работал там на протяжении 7 лет. Барышников моментально стал
знаменитым. Хореографы и артисты отмечали его уникальный талан,
безупречное исполнение, идеальную координацию. Правда, внутри театра
царил застой. Советские чиновники, курировавшие культуру, тормозили
развитие. В Мариинский театр была заказана дорога новаторам
хореографии. Барышников стремился танцевать в балетных постановках,
которые были интересны ему. Но таких было только всего два - «Вестрис» и
«Сотворение мира».В
1973 году артисту позволили организовать творческий вечер и
самостоятельно выбрать репертуар. Он пригласил современных хореографов
для постановки балетных танцев в одном акте. На вечере он исполнил
«Блудного сына», «Дивертисмент», «Данфиса и Хлою» – это была вершина его
творчества в России.Летом 1974 года Михаил Барышников не
вернулся с гастролей по Канаде. Он попросил политического убежища, хотя
решение остаться на Западе далось ему сложно. 27 июля того же года
артист впервые выступил перед американскими зрителями в Нью-Йорке. Это
была партия в балете «Жизель» на сцене «Метрополитен опера»: зрители
кричали от восторга. С тех пор Михаил Барышников стал популярным
танцовщиком Америки. Он
танцевал в классических и современных постановках, поставил собственную
версию «Щелкунчика», работал с многими хореографами в разных
направлениях. В 1978 году Барышников перешел в балетную труппу NYCB, а
через десять лет вернулся в АБТ, с которого начинал путь в США, как
солист и художественный руководитель. Ему удалось создать сильную
труппу, поставить оригинальную версию «Золушки» и «Лебединого озера».
Через год Михаил Барышников ушел из АБТ, потому что не хотел
согласовывать творческие планы с дирекцией, а в 1990 году он совместно с
хореографом Марком Моррисом создал WODP.С уходом из АБТ Михаил
Барышников ушел и из классического балета. Его следующим этапом стал
модерн, который в Америке ценится так же, как классический балет. И
здесь он превзошел себя, показав новый уровень мужского танца, наполнив
его эстетикой и красотой. Многие его сольные балеты – это
монологи-исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности
жизни, неизбежности смерти, размышления о творчестве.ФильмыВ
1974-2002 годах Михаил Барышников снялся в шести художественных
фильмах. За роль в картине «Поворотный момент», снятой в 1977 году, он
был номинирован на «Оскара». Он также сыграл в картинах «Белые ночи»,
«Танцовщики», «Это танец!», «Кабинет доктора Рамиреса», «Динозавры».
Специально для танцора пять лет подряд создавались телевизионные
программы, в которых он принимал участие.В
начале 2000-х Барышников снимался в телесериале «Секс в большом
городе», исполнив роль художника Александра Петровского, возлюбленного
Кэрри Брэдшоу, в последних сериях шестого сезона. Затем были роли в
кинолентах «Джек Райан: Теория хаоса» и «Мой папа Барышников».
Личная жизньПервые
месяцы в эмиграции давались Михаилу Барышникову сложно. В Советском
Союзе осталась балерина Татьяна Кольцова, с которой он жил в гражданском
браке. Барышников не знал английского языка, что также осложняло его
пребывание за рубежом. Но вскоре жизнь наладилась.
Весной 1976 года Михаил познакомился с актрисой Джессикой Лэнг,
вскоре у них родилась дочь Александра. В их союзе страсти бушевали с
самого начала, поэтому он был обречен. Журналисты поговаривали о частых
изменах Джессики, а Джессика говорила, что Барышников сводил ее с ума,
заставляя готовить русские блюда и принимать гостей среди ночи.Во второй раз танцор и хореограф женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом браке родились сын Петр и дочери Анна и София.Его
жизнь в Америке не похожа на страдания эмигранта. Михаил Барышников
лично знал Жаклин Кеннеди, принцессу Диану, дружил с Иосифом Бродским.
Ему принадлежит популярный ресторан русской кухни «Самовар» в центре
Нью-Йорка. У артиста есть завод по производству пуантов и одежды для
балета, его именные духи продаются так же хорошо, как билеты на
выступления.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2