В 2015 году состоялся вечер памяти , посвященный 100- летию со дня рождения актера. На этом вечере памяти друзья и коллеги юбиляра старались
вспомнить что-то особенное в его характере, что было присуще только
ему. Так Людмила Гнилова, актриса театра с 1964 по 2002 годы,
рассказала, что «у него был очень большой шаг, на его один – моих
четыре.
Он сам по себе был очень большой и очень значимый». А Евгения Пресникова,
игравшая здесь с 1962 по 2014 годы, добавила, что это был «самый
мощный актер» из всех, кого она знала в театре. Но при этом она
вспомнила, что Иван Дмитриевич был очень чувствительным и мог заплакать
даже во время читки пьесы: «Я никогда не видела, как он работал над
ролью. На репетиции он приходил абсолютно готовый и эмоционально был
наполнен так, что становилось как-то неловко. Проходила рядовая
репетиция, а он был просто на грани».
Юльен Балмусов, артист театра с 1962 года, рассказал историю о том, как Иван
Дмитриевич был привлечен в КГБ на операцию, на которой надо было
скомпрометировать иностранную женщину. «Я спросил, сколько свиданий
было? –Три. – Скомпрометировали? – Да. – А почему не остались? –
Все-таки я люблю театр!»
Иван Дмитриевич так и не изменил ЦДТ-РАМТу,
хотя его часто звали перейти в другие театры. Актер Центрального
детского с 1964 по 1989 годы Александр Бордуков предположил, что в
Детском театре его держала «чувствительная наивность».
Алексей Бородин,
художественный руководитель РАМТа, охарактеризовал Ивана Дмитриевича,
как «инициатора, с огромной жаждой жизни, творчества и человеческого
существования», а его юмор – как «настоящий и подлинно артистичный».
«Вся моя жизнь прошла в этом театре рядом с Иваном Дмитриевичем Вороновым, с
которым я никогда не была знакома, но всегда смотрела на него и
чувствовала непонятную мне загадку», – поделилась своими ощущениями
театральный критик Наталья Старосельская. Вспоминая сказку «Ребячья
болтовня» Ганса Христиана Андерсена, в которой обсуждались термины
«аристократизм крови» и «аристократизм ума», она ввела новый термин –
«аристократизм духа».
«Я поняла, что та загадка, которая всегда была в
Иване Дмитриевиче – это то, что он был абсолютным аристократом духа: и
своим обликом, и голосом. У него были удивительные говорящие руки,
которые всегда участвовали в создании любого образа.
Я помню многие его роли, но три самые лучшие для меня – это Жан Вальжан в
«Отверженных», Доктор в спектакле «Жизнь впереди» и Граф Доринкур в
«Маленьком лорде Фаутлерое».
Когда появлялся этот граф, становилось
ясно, что такое аристократизм духа. Иван Дмитриевич в каждой своей роли
абсолютно точно знал, для чего он вышел на сцену, что он несет и что
хочет сказать залу, состоящему то из малышей, то из подростков, то из
взрослых. Он видел свою работу, как некую миссию. А это возможно только при высочайшем аристократизме духа».
Воронов Иван Дмитриевич Родился 6 (19) января 1915 года.
Заслуженный артист РСФСР (1952).
Народный артист РСФСР (1962).
Сценическую деятельность начал в 1935 году в Театре В.Э. Мейерхольда
(впоследствии — ГОСТИМ), ещё не будучи профессиональным артистом. В 1938
году окончил Театральное училище имени В.Э. Мейерхольда, играл в
Госцентюзе (до 1941 года).
С 1942 по 1944 годы Воронов состоял в труппе Фронтового театра при
Всероссийском Театральном Обществе (ВТО), с 1944 года играл в труппе
Центрального детского театра (ныне — РАМТ). Именно здесь, на сцене
детского театра, талант Воронова раскрылся в полной мере. Здесь артистом
созданы образы, вошедшие в историю отечественного театрального
искусства.
1980–1990-е годы выявили в творчестве Воронова новые черты. С возрастом
оттачивались характеристики персонажей, навыки мейерхольдовской школы:
ювелирная отделка жеста, богатство интонаций, владение мимикой.
Умер 6 августа 2004 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
#6августа
Комментарии 3