Режиссер стал известен благодаря своей уникальной способности открывать зрителю новых талантливых актеров. Например, в его дипломной картине «Счастливый Кукушкин», которая была
отмечена на фестивале «Молодость», появился его однокурсник Владимир Меньшов, позже получивший широкую известность.
Также в этой ленте была задействована юная десятиклассница Лариса Удовиченко — ее студенты ВГИКа случайно заметили в стенах учебного заведения.
"После окончания ВГИКа я приехал на Одесскую киностудию снимать дипломную работу. Мы с Володей Меньшовым (тогда его еще никто не знал) написали сценарий по рассказу Валентина Катаева «Ножи». В то время Володя служил ночным администратором в булочной. Попросту охранял объект, в четыре утра, когда привозили хлеб, он этот товар разгружал. Я туда часто приходил, и там мы и творили.
Картину, вышедшую в 1971 году, назвали «Счастливый Кукушкин». Слово «счастливый» в названии, судя по всему, было запрограммировано — поговорка «Как вы лодку назовете, так она и поплывет» полностью себя оправдала.
Помнится, уже утвердили для фильма актеров, в том числе исполнительницу главной роли Наташу Богунову. Но неожиданно на Одесской киностудии увидел девочку — юную Ларису Удовиченко, которая еще училась в десятом классе и одновременно постигала здесь азы актерского мастерства. Красивые глазки, круглые щечки, девочка шла в каких-то ситцевых штанах. Увидел и понял: это — она! Оставил ей контактный номер телефона, а сам позвонил Меньшову. Тогда автоматическая телефонная связь еще не существовала — все через коммутатор.
В общем, зазываю Володю на пробы: «Я тут девочку нашел — совсем молоденькую, нетронутую. Не хочу, чтобы она начинала с кем-то другим, хочу, чтобы сразу с тобой… Нужно ее попробовать, но я один не буду. Хочу, чтобы мы попробовали ее вместе…». Вдруг наш разговор прервала телефонистка: «Сволочи! Я засекла ваш номер. Сейчас передам данные в милицию! Я вам покажу пробовать девочек!» (смеется). Вот таким образом Лариса и Володя снялись в «Счастливом Кукушкине».
Потом Лариса поступила во ВГИК, а Володя тут же уехал играть главную роль в своей первой полнометражной картине режиссера Алексея Сахарова «Человек на своем месте». Через год Меньшова отметили на всесоюзном кинофестивале за исполнение лучшей мужской роли, и он стал популярным советским киноартистом.
Я же за свою дипломную работу получил главный приз фестиваля «Молодость», о чем узнал совершенно случайно, в метро. Ехал человек, который читал газету «Известия». Информацию обо мне разместили на последней странице. Как сейчас помню, правый крайний столбец: «Сообщение ТАСС. Вчера в Киеве закончился кинофестиваль «Молодость». Главный приз получил выпускник ВГИКа Павловский за дипломный фильм «Счастливый Кукушкин».
(Из интервью А.Павловского для газеты "Юг", №39)
В 1990 году Александр Павловский работал над скандальной картиной «И черт с нами!», и снова пригласил Ларису Удовиченко принять участие в съемках. Это был очередной совместный проект
режиссера и сценариста Игоря Шевцова, посвященный появлению Иосифа Сталина в самый разгар праздника смеха в южном приморском городке.
Александр Павловский также знаменит благодаря фильмам «Зеленый фургон», «Трест, который лопнул» и «Ребенок к ноябрю». В последнем появился тогда еще никому не известный актер Сергей
Маковецкий.
В 1993 — 1999 годах Александр Павловский был художественным руководителем киностудии «Аркадия», главным режиссёром муниципального телеканала города Одессы, в 1997 — 1999 годах — Главным режиссёром Одесского шоу-карнавала «Юморина». С 2000 года Александр Павловский жил в Москве, где как режиссёр работал на различных студиях.
"Уехал в Москву, потому что здесь все остановилось. Я был последним режиссером, который еще снимал в Одессе, где почти замерло кинопроизводство. Делал Юморины, думая, вот-вот что-то изменится... Потом понял: нужно уезжать — «кина» нет! В Одессе остался мой брат и коллега Леонид Павловский — за десять лет он снял одну картину, а я — десять. В России.
Из них — три двенадцатисерийных, одну шестнадцатисерийную. Вот ответ о малой родине. Но буду счастлив вернуться в Одессу и работать на дорогой мне киностудии. Однако для этого здесь что-то должно происходить..."
(Из интервью А.Павловского для газеты "Юг", №39)
В 2000-х годах режиссер начал работать преимущественно над многосерийными телевизионными проектами: «Адвокат», «В ритме танго», «Лето Индиго», «Петля», «Земский доктор. Продолжение» и
другими.
В 2012 году Александр Павловский снял сериал «Людмила», посвященный легендарной отечественной артистке Людмиле Зыкиной...
"Одесса всегда гуляла сама по себе. Будь то в составе Российской Империи, СССР или Украины. Она — некий пуп земли. Чем больше здесь будет проходить всего культурно интересного, тем лучше...".
(Из интервью А.Павловского для газеты "Юг", №39)
Александр Ильич Павловский умер 16 марта 2018 года от инфаркта миокарда. Похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища.
#26мая
Комментарии 2