Анатолий с раннего возраста стал проявлять творческие наклонности: хорошо рисовал, пел, играл на музыкальных инструментах. Но, пройдя трудное, полное лишений, детство, не смог себе позволить поддаться зову души и выбрал, как ему казалось, более основательный путь в жизни: поступил в Московский институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.
Вскоре, однако, понял, что ошибся, но прерывать учёбу не решился. Терпеливо отучившись четыре года и получив диплом, Анатолий Обухов не стал более противиться влечению сердца, прошёл конкурсные испытания в Театральное училище имени М.С. Щепкина и был принят на вечернее отделение актёрского факультета, на курс Михаила Ивановича Царёва.
Окончив училище в 1964 году, Обухов был распределён в труппу Малого театра, откуда через год перешёл в Театр имени Н.В. Гоголя, которому оставался верен до конца жизни. Обладая яркой фактурой, Анатолий Матвеевич буквально был создан для характерно-
комедийных ролей, и режиссёры, используя его своеобразную индивидуальность, доверяли ему, как правило, именно такие образы.
В итоге, на сцене Театра имени Н.В. Гоголя актёр сыграл мужа в «Верхом на дельфине» Л.А. Жуховицкого, князя Андронникова в «Заговоре императрицы» А.Н. Толстого, Иовеля в «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани, Луку Герасимовича Дергачёва в «Последней жертве» А.Н. Островского, Скворцова в «Счастливом муже» Е.И. Габриловича и С.Г. Розена, Микича в «Проделках Ханумы» А.А. Цагарели, Кмита в «Верховном суде» А.И. Ваксберга, Сканлона в «…А этот выпал из гнезда» Д. Вассермана, Пиона в «Я догоняю лето» В. Пальчинскайте, Эркки Карилу в «Безобразной Эльзе» Э. Рислакки и другие роли.
В кино Анатолий Обухов начал сниматься сразу после окончания училища. Исполнял, в основном, небольшие характерно-комедийные роли, для каждой из которых находил индивидуальные актёрские штрихи и нюансы, вследствие чего все созданные им образы получались яркими и самобытными.
Среди лучших его работ на экране: Петрусь Гребешков («Всё для Вас»), монах Алексей («Андрей Рублёв»), ветеринар («Скверный анекдот»), Евсеев («Золотой телёнок»), Гриша («Семь стариков и одна девушка»), Миша («Нечаянная любовь»), де Гик («Шаг с крыши»), Бермята («Весенняя сказка»), мясник («Совсем пропащий»), Никишка Маслаков («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил») и другие.
Анатолий Обухов был творчески разносторонним человеком: прекрасно играл на гармошке и гитаре, занимался живописью, писал рассказы, один из которых, «Цена хлеба», посвятил трудным военным годам. Ежегодно в новогодние праздники выступал в роли Деда Мороза на детских утренниках. Был весёлым, общительным человеком, душой компании, обладал большим чувством юмора. Но, не смотря на это, семьи актёр так и не создал. Его самыми близкими людьми всегда оставались мама Дарья Степановна, сестра Нина, ласково называемая им Цыпой.
Осенью 1994 года Анатолий Обухов принял приглашение Николая Губенко сыграть одну из ролей в его новой постановке в «Содружестве актёров Таганки», стал ездить к нему в театр на репетиции. Вечером, 3 октября, возвращаясь с одной из них, в метро он почувствовал себя плохо и упал на одной из станций. Проходящие мимо пассажиры, видя лежащего на полу полного небритого человека, принимали его за алкоголика и проходили мимо.
Кто-то даже позволил обокрасть его карманы. Именно благодаря человеческой чёрствости, актёру не успели вовремя оказать помощь. Вызванной кем-то «скорой» не хватило для этого буквально пяти минут. Похоронили Анатолия Матвеевича на Перовском кладбище рядом с мамой, ушедшей из жизни за год до него.
#26мая
Комментарии 2