Александра Панова родилась в Москве в семье служащего. В 1916 году окончила с золотой медалью частную гимназию и сразу же была принята в число студиек театральной студии Е. Суходольской. Окончив её в 1919 году, за отличные успехи была приглашена в труппу Московского показательного театра, которая стала первой сценической площадкой в её жизни. Панова задержалась здесь всего на год, но за этот срок успела получить хороший практический тренинг для своих будущих актёрских успехов. Она, как актриса, искала себя, свой коллектив, где бы ей было по-настоящему интересно и комфортно. В связи с этим, поработав два-три сезона в одном театре, она переходила в другой. И так продолжалось довольно длительное время.
В 1920-е годы Александра Панова увлеклась малыми формами, и её метания из коллектива в коллектив были связаны ещё с этой стороной её творческих исканий. Тогда это был довольно популярный жанр, практиковавшийся во многих театрах. Она играла одноактные пьесы, эпизоды, музыкальные номера комедийного, лирического и драматического характера. Происходило это на сценах Московского театра миниатюр, Ленинградского свободного театра, Московского театра сатиры, театра обозрений Московского Дома печати, Московской филармонии.
Отдав малым формам более десяти лет своей творческой жизни, в 1934 году Александра Панова сделала шаг в сторону драматического театра и вступила в труппу Театра ВЦСПС. Однако в тот момент в стране уже шло целенаправленное упорядочение творческих направлений в искусстве и сокращение численности театров в стране. Были ликвидированы МХАТ 2-й, Московский мюзик-холл, Реалистический театр слился с Камерным, закрыта успешная кинофабрика «Межрабпомфильм» и т.д. Судьбу этих коллективов разделил и Театр ВСЦПС, что для самой Пановой явилось переходом к новой, более успешной ступени в актёрской карьере.
В 1936 году она уехала в Ленинград, была принята в труппу Ленинградского БДТ имени М. Горького и довольно скоро вошла в число её ведущих актрис. За восемь лет сыграла: Елену в «Мещанах» А.М. Горького, Надежду в «Человеке с ружьём» Н.Ф. Погодина, Ольгу в «Дачниках» А.М. Горького, нищую в «Кремлёвских курантах» Н.Ф. Погодина, Аннушку в «Наших днях» С.А. Герасимова, мисс Порин в «Корнелии» Д.Б. Пристли, Марфу Сафонову в «Русских людях» К.М. Симонова, бабушку в «Дворянском гнезде» по И.С. Тургеневу, Анфусу Тихоновну в «Волках и овцах» А.Н. Островского и другие роли. За свои работы неоднократно премировалась Ленинградским комитетом по делам искусств ценными подарками и денежными премиями, в 1940 году получила звание Заслуженной артистки РСФСР. Также Панова преподавала в театральной школе при театре, осуществила там постановку «Детей Ванюшина» С.А. Найдёнова.
По какой причине, после столь успешной работы в БДТ, Александра Панова его покинула, непонятно. Более того, она перешла не просто в другой драматический театр, а во вновь созданный Государственный театр киноактёра в Москве, спецификой которого было сочетание съёмок в кино и игры на сцене. Если во втором она имела за плечами богатый опыт, то с кино соприкасалась лишь однажды – в 1941 году на «Ленфильме» снялась в фильме «Отец и сын» режиссёров Олега Сергеева и Сергея Якушева, который тогда не был выпущен на экраны. Здесь же первым опытом для Пановой стала эксцентричная роль тётушки Фырсиковой в музыкальной комедии Игоря Савченко «Старинный водевиль», с которой актриса блестяще справилась. В создании этого образа ей пригодились навыки, приобретённые в период работы в малых формах, когда она изображала различные характеры, используя множество внешних выразительных средств.
Однако дальнейшая кинокарьера Александры Пановой развивалась в несколько ином русле. На смену комедийным ролям пришли вполне серьёзные – матери, бабушки, представительницы интеллигенции. Ей фактически не пришлось использовать острую характерность, поскольку новые образы требовали вдумчивости, глубины, жизненной правды. Таковыми оказались: мать Любы Шевцовой («Молодая гвардия»), Софья Саввишна («Сельский врач»), Параша («Обыкновенный человек»), Болтянская («Повесть о первой любви»), бабка Юля («Ночной гость»), тётя Светланы («Сверстницы»), тётя Паша («Серёжа»). К счастью, в кинобагаже актрисы всё же нашлись и характерные роли, в которых она смогла немного поозорничать, использовать эксцентрические краски: Рогаль-Пионтковская («Тревожная молодость»), старушка с авоськой («Сказка о потерянном времени»), графиня Вишня («Чиполлино»).
Параллельно съёмкам в кино Александра Петровна с удовольствием играла на сцене Театра-студии киноактёра, поскольку по призванию всё же была театральной актрисой. Среди сыгранных ей здесь ролей: Арина Ивановна («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Огудалова («Бесприданница» А.Н. Островского), Анна Петровна Живоедова («Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина), Марья Александровна Москалёва («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского), Тамара Леопольдовна («Мандат» Н.Р. Эрдмана) и другие. Также Панова много работала на дубляже, озвучивала анимационные фильмы.
Очень жаль, что кинематограф не сохранил для нас театральные работы Александры Петровны. Думаю, что они ещё в более широкой степени раскрыли бы для зрителей её своеобразный талант. Видя актрису на экране, всегда восхищаешься её актёрской культуре, предельной достоверности, умению быть убедительной в любом образе.
После получения персональной пенсии в мае 1964 года Александра Панова вышла на заслуженный отдых. Никакой информации о её семье найти, к сожалению, не удалось.
Скончалась Александра Петровна Панова 8 октября 1981 года в возрасте 82 лет. Несмотря на солидный возраст, не хотела уходить со сцены Театра-студии, продолжала играть в постановках и сниматься в кино буквально до последних дней.
(По материалам с сайта "Всегда со мною" Алексея Тремасова)
роли в кино
1981 Всем - спасибо! :: Ольга Ивановна
1977 Усатый нянь :: эпизод
1976 Трын-трава :: музейный работник
1973 Возле этих окон... :: Елена Ивановна
1972 Чиполлино :: графиня Вишня
1971, 1972 Руслан и Людмила :: мать Рогдая
1970 Кремлевские куранты :: нищая
1969 Сюжет для небольшого рассказа | Lika, le grand amour de Tchekov :: Евгения Яковлевна Чехова
1965 Сквозь ледяную мглу :: Мать Смирнова
1964 Сказка о потерянном времени :: старушка с авоськой
1962 Грешница :: мать Ксении
1961 Человек идёт за солнцем
1960-1961 Воскресение :: Аграфена Петровна
1960 Серёжа :: тётя Паша
1959 Сверстницы :: тетя Светланы
1958 Ночной гость :: бабка Юля
1957 Повесть о первой любви :: Антонина Ивановна Болтянская
1956 Первые радости :: Шубникова
1956 Обыкновенный человек :: Параша
1954 Тревожная молодость :: Рогаль-Пионтковская
1951 Сельский врач :: Софья Саввишна
1950 Кавалер Золотой Звезды :: Марфа Любашёва
1950 Далеко от Москвы :: секретарь Батманова
1948 Три встречи :: Соломониха
1948 Молодая гвардия :: Ефросинья Мироновна
1946 Старинный водевиль :: Евпраксия Аристарховна Фырсикова
1941 Отец и сын
озвучивание
1969 Свет в наших окнах
1969 Серафино | Serafino (Италия, Франция)
1967 Раз-два, дружно! (анимационный)
1967 Песенка мышонка (анимационный)
1967 Зеркальце (анимационный)
1963 Проверьте ваши часы (анимационный)
1963 Вчера, сегодня, завтра | Yesterday, Today and Tomorrow | Ieri, oggi, domani (Италия, Франция)
1961 Печёнка (короткометражный) :: бабушка
1960 Машенька и Медведь (анимационный)
1958 Призрачное счастье | Le Miroir à deux faces (Италия, Франция) :: мадам Тардиве
1955 Лымеривна | Лимерівна (фильм-спектакль)
роль Л.Комарецкой
1951 Лесные путешественники (анимационный)
1950 Волшебный клад (анимационный) :: жена Галсана
#26мая
Комментарии 2