– Иван, династия у вас большая. У вас есть братья и сестра. Принадлежность к знаменитой фамилии никогда не мешала вам?
– Нам нет. А вот наши дедушки Николай и Евгений Агуровы решили, что двум артистам с одной фамилией жить нельзя (хочешь не хочешь начнут
сравнивать), поэтому один из них должен был взять псевдоним. Но кто?
Кинули жребий. И в итоге мой дедушка Николай Николаевич выбрал себе
фамилию Волков – в честь основоположника русского театра Федора Волкова, а его брат так и остался Евгением Агуровым. Кстати, успех к дедушке пришел довольно громкий после того, как он сыграл в кино Старика Хоттабыча. Евгений Николаевич тоже снимался, но меньше.
– То есть ваша династия началась с Агуровых?
– Нет. Мой прадед Иван Вольский – провинциальный актер и создатель
петербургских театров «Старинный водевиль» и «Кривой Джимми». Мама с
восхищением рассказывала о том, как он водевили играл. Это ведь
сложнейший жанр. При внешней легкости, он требует гибкой, подвижной
психофизики от актера. Молниеносные внутренние развороты на 180 градусов
из гневного монолога в музыкальный куплет и танец, когда куплет и танец не смотрятся вставными номерами, а являются непрерывным продолжением действия. Это как высшая лига, виртуозное владение мастерством. Так он работал.
– Дедушку вы не застали, но многому в профессии научились, наверное, у своего отца?
– Конечно, папа был моим кумиром и до сих пор это так. Его ценности –
мои ценности. Например, я как-то спросил: что для него является
идеальным театром? Он ответил, что это такой театр, где он мог бы
полностью погрузиться в историю, написанную автором пьесы, и забыть, что
находится в театре. Следить за персонажами пьесы, а не за артистами.
Наблюдать Гамлета и сопереживать Гамлету, а не артисту N. На вопрос
видел ли он такой театр, папа ответил, что не видел. Иногда мне кажется,
что в этом есть какое-то напутствие, завет. Может быть, это
недостижимая высота, но стремиться к ней интересно.
– А как он сам к этому стремился?
– Для меня это загадка, поскольку папа всегда существовал на какой-то
особой волне. Например, он начинал собираться на работу за несколько
часов до выхода. Долго мылся, брился, варил себе кофе. Потом одетый, при
полном параде, еще часа полтора сидел – курил, о чем-то думал.
По папе в жизни вообще никогда нельзя было сказать, что он актер. Он не
вписывался в общее представление об артистах. Скорее, был похож на
художника или какого-то гуманитария. Мама тоже, когда занимается домом
или идет в магазин, не похожа на актрису. Это люди, очень четко
разграничивающие понятия жизнь и профессия. Когда начинается работа –
они оба преображаются, сосредотачиваются на деле.
– Какой опыт вы переняли у мамы?
– Мое детство – это, конечно, мамина театральная жизнь. В ту пору она
играла в БДТ. Я наблюдал, как трепетно мама относится к сцене и, стоя в
кулисе, любит здороваться с ней, коснувшись рукой планшета. Я тоже
иногда так делаю. Особенно в старых, «намоленных» театрах. Просто мама
ввела меня в эту жизнь, сама того и не осознавая. Она больше хотела,
чтобы я стал музыкантом. А я всегда знал, что буду актером.
…Кстати, у мамы и папы – два разных подхода к поиску работы. Два
различных стиля охоты. У мамы позиция активных тактических действий.
Например, когда она переехала из Питера в Москву и нуждалась в
заработке, то раздобыла где-то гремящий чемодан на колесах. С ним она появилась на «Мосфильме». Ходила по коридору – колеса громыхали, из дверей выглядывали возмущенные люди, но вдруг видели ее, узнавали и предлагали работу. У папы же была позиция неспешная, выжидательная. Ему звонили, уговаривали, он нехотя соглашался. Для него важным честно
работать не впадать в крайность, не «выпрыгивать из штанов», по его
выражению. Не выпендриваться, не суетиться, не быть Актером Актерычем в
жизни. Еще он считал, что нельзя искусственно и натужно интересничать на
сцене, строить из себя что-то. Мама говорила о том же.
- Есть ли творческие темы родителей, которые невольно или намеренно хочется продолжать?
- Скорее хочется наследовать отношение к профессии. Сегодня всё слишком
перемешано, и очень легко потерять представление о плохом и хорошем. У
родителей, как вообще у людей их поколения, все гораздо очевиднее.
Оттого они нетерпимы ко многим неоднозначным, сомнительным явлениям в
театре и в жизни. Им сложно и больно мириться с искажением того, что для
них прозрачно и ясно. Надеюсь только на то, что сегодняшняя муть
спровоцирует очередное изобретение велосипеда, и рама у него будет
крепче прежней.
Комментарии 6