Петр Репнин - из тех, кого называли Актер Актерычами.
Представительный, полноватый, благородный, он входил в троллейбус, и все
пассажиры начинали перешептываться: «Смотрите-смотрите! Это явно актер!
Но какой?..» Что-то неуловимо родное и знакомое было в этом пожилом
человеке. Никто уже не ассоциировал его с легендарным Мулей, который
нервировал эксцентричную Лялю – Фаину Раневскую.
Парадокс, но «Подкидыш» принес Репнину не только славу, но и разочарование. Актера практически перестали снимать. Он пришел в кино еще в 20-е годы, играл в первых советских эксцентрических
комедиях, писал сценарии, ассистировал режиссерам. Его любили и
почитали. Но Петр Петрович не был «удобным человеком». Он говорил, что
думал, любил компании, менял театры, вел вполне независимый образ жизни.
В первые же месяцы войны сыграл Гитлера – в первом Боевом киносборнике.
«Петр Петрович, когда немцы войдут в Москву, Вам первому висеть…» –
говорили «доброжелатели». Но Репнин не только игнорировал эти слова, он
выехал на фронт в составе одной из первых актерских бригад.
Но после войны Петр Репнин
оказался не востребован ни в кино, ни в театре. Зато у пожилого актера
родилась дочь, и он всего себя целиком посвятил Оленьке. Ходил с ней
гулять, сочинял для нее стихи и на ночь пел любимую песню – куплеты
Водовоза из «Волги-Волги». Если уезжал в командировки – неизменно писал
письма.
Петр Репнин продолжал сниматься в многочисленных эпизодах, никогда не отказывался даже от пустяковых предложений.
В 1907-1914 учился в Реальном училище А.С.Черняева. С 1914 - в
любительской антрепризе В.С.Воронского и Л.Л.Соколова. В 1915-1918 -
актер Петроградского театра миниатюр. В 1918-1922 учился режиссуре на
курсах мастеров сценической постановки (позднее - ГВЫРМ) под
руководством В.Э.Мейерхольда. В 1920 - актер театра "Летучая мышь", в
1920-1924 - Вольного театра (позже - Театр РСФСР-I п/р В.Э.Мейерхольда).
В 1922-1924 - режиссер Московского театра Революции. В 1924-1932
работает в кино. В 1932-1934 - актер театра Бауманских ребят, в
1934-1938 - Реалистического театра п/р Н.Охлопкова, в 1938-1940 -
Камерного театра. С 1941 - во Всесоюзной Государственной Концертной
организации, в 1942 - в джаз-оркестре Покрасса, в 1942-1944 - актёр
фронтового филиала Малого театра. В 1944-1945 - актёр театра при “Мосфильме”, в 1945-1947 - в
театре Музыкальной драмы Министерства здравоохранения. С 1947 по 1955 -
актер Театра-студии киноактера. (В 1951-1952 - в 1-м Театре
Окупационных войск в ГДР).
Автор сценария фильма "Гонка за самогонкой".
Петр Репнин официально был женат один раз – на сестре соседа по
коммуналке, - актрис он никогда не жаловал, считая их пустышками. Но ей
быстро надоели бесконечные съемки, сменяющиеся попойками, и она ушла.
Петр Петрович очень переживал, поэтому жениться еще раз зарекся. Все его
последующие браки были гражданскими. От последнего родилась дочка Оля. В
четыре месяца девочка осталась без мамы, - она умерла совсем молодой.
Петру Петровичу было уже 44 года.
Рождение дочери круто изменило его жизнь. Доселе он детей не жаловал,
так же как и женщин. Теперь же на его руках оказался маленький,
беленький комочек, который стал для пожилого актера и дочкой и внучкой
одновременно. В этом комочке сконцентрировались весь мир, вся жизнь, все
помыслы. Он стал жить только для ребенка. Как-то бездетная сестра
актера Мария попросила отдать Оленьку ей, актер вспылил: "Ни за что! Вы,
женщины, глупые, вы не воспитаете моего ребенка как надо, а только
испортите его!"
Актер уже почти не работал в театре и мог бы совсем зачахнуть. Но
теперь все своё внимание он переключил на дочь. Каждый месяц Петр
Петрович устраивал дни рождения Оленьки и собирал актеров-собутыльников.
В прихожей вывешивался плакат: "У кого страшная рожа – к кроватке не
подходить!" А по вечерам он пел любимую песенку малышки – куплеты
водовоза из "Волги – Волги".
Спустя многие годы Ольга Петровна Репнина вдруг осознала, что отец
заполнил все её существо. Что изъясняется она его юморными фразочками,
говорит его языком, даже думает как он. Дочь актера всю жизнь
проработала на телевидении. По настоянию Ивана Пырьева она освоила
профессию монтажера и вскоре встала у истоков творческого объединения
"Экран". Монтировала телевизионные фильмы и передачи. Она бережно хранит
память об отце, бережет его фотографии, письма, рисунки, документы. Это
самое дорогое, что у неё есть.
В отдельную квартиру Петр Петрович въехал в 69 лет. Почти всю жизнь
он прожил в коммуналке с 57-ю соседями. Но коллеги по озвучанию стали
заставлять Петра Петровича написать письмо Леониду Ильичу Брежневу,
который любил актеров и покровительствовал им. Тем более, что "кино про
Мулю" он обожал. И лишь когда взрослая дочь, которой как-то надо было
налаживать и свою жизнь, активно поддержала эту идею, Репнин сел за
письмо. Ордер на новую квартиру не заставил себя долго ждать. Вскоре
Репнины въехали в малюсенькую квартирку в одном из Мосфильмовских
переулков.
В новой квартире Петр Репнин прожил всего семь лет. Актер по-прежнему
любил компании, по-прежнему любил рисовать, никогда не отказывался от
съемок. У Петра Петровича всегда было много друзей. Не все, конечно,
были надежными. Кто-то мог и предать в трудную минуту. Но сам Репнин
дружить любил и умел. Актеры его очень любили, вокруг него всегда
слышался смех. Частенько к нему приходил Андрей Абрикосов. Наиболее
дорогими и любимыми гостями были Павел Гуров и Евгений Самойлов. Уже в
новой, отдельной квартире находилось место и для неименитых знакомых –
шоферов, рабочих, бытовых мастеров и даже бандитов, которые очень любили
соседей Репнина сверху, Эдуарда Бредуна и Изольду Извицкую, и
постепенно перенесли свои чувства на этаж ниже.
Актер жил полной жизнью, насколько позволяли возраст и здоровье.
Единственное, что было ему чуждо, – одиночество. Когда дочь вышла замуж,
она очень боялась оставлять отца одного. Слишком сильной была их
привязанность друг к другу. Но Петр Петрович настоял на том, чтобы дочь
устраивала своё личное счастье как положено и о нем не беспокоилась.
Оставшись в квартире один, вскоре он умер. Петра Петровича Репнина не
стало 1 июля 1970 года.
Похоронен на Ваганьковском кладбище (2-й участок).
Комментарии 3