Рассматриваем иллюстрации ежей. Отмечаем, что ежи живут почти по всему миру. Есть разные виды ежей, например: ушастые.
Рассказать где живут ежи, кроме леса. Обыкновенный ёж населяет самые разнообразные места обитания, избегая обширных болот и сплошных хвойных массивов. Предпочитает опушки, перелески, небольшие поляны, поймы рек. Он вполне может жить рядом с человеком.
Расширить знания о строении ежей. Как у многих ночных животных, у ежа плохо развито зрение, зато они обладают острым обонянием и слухом. На верхней челюсти у ежей 20 мелких острых зубов, а на нижней — 16. На лапах по 5 пальцев с острыми когтями. Задние конечности более длинные, чем передние. Иглы у обыкновенного ежа короткие, не более 3 см. Растут иглы с такой же скоростью, как и волосы. Между иглами располагаются тонкие, длинные, очень редкие волосы. Голова и брюхо покрыты грубоватыми и обычно тёмноокрашенными волосами.
Вводить в активный словарь ребенка слово «всеядный». Обыкновенный ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви, мыши. Из растений может поедать ягоды и фрукты.
Напомнить как ежи готовятся к зимней спячке. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку. Обычно такая спячка длится с октября по апрель. За лето ему необходимо запасти как можно больше жира, ведь если обыкновенный ёж впадёт в спячку без достаточного запаса жира, то зимой он рискует проснуться голодным и погибнуть.
Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Обычно гнездо занимает в диаметре 15—20 см, в нём находится подстилка из сухой травы или листьев, мха.
Физкультминутка «Еж»
-Подожди, колючий еж,
(Прямые руки в стороны,
затем перед грудью)
Ты скажи: куда идешь?
(Ходьба на месте с высоким
подниманием колена
И энергичными взмахами руками.)
-К рыжим белкам я иду,
(Прыжки на месте)
Им иголки я несу.
(Вращение сцепленными в замок кистями.)
Пять портних за пять минут
(Поочередно загибают
пальцы на правой руки в кулак)
Рукавицы мне сошьют.
(Поочередно загибают
пальцы на левой руке в кулак.
В конце стряхивают кистями.)
Рефлексия:
- Про кого я вам сегодня рассказала?
- Чем отличается еж от других животных? (он колючий.)
- Что общего у ежей с медведями? (зимой впадают в спячку)
Занятие 2. Речевое развитие. Составление рассказа по картине «Ежи».
Летом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (ЁЖ)
- О ком эта загадка? Как, по-вашему, выглядит еж?
- Где живет еж? (В лесу.)
- Ребята, как вы думаете, еж это дикое или домашнее животное? (Дикое.)
- А зачем ежу нужны иголки? (Защищаться от врагов.)
- От каких врагов защищают ежа иголки? (От лисы и волка.)
- Чем покрыта спинка ежа? (Иголками.)
- Чем питаются ежи? (Мышами, улитками, червями и т.д.)
- А какая у них мордочка? (Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом).
- А глазки какие? (Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.)
- А лапки? (Короткие с маленькими коготками.)
Физминутка с элементами кинезиологии
Жил в лесу колючий ежик, (дети ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Был клубочком и без ножек, (выполняют движения- скатывания)
Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (хлопают в ладоши).
Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (прыгают на двух ногах).
Только носом двигать – Пых-пых-пых.
- Послушай стихотворение С. Я. Маршака о ежике.
Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж и его ежиха.
Серый еж был очень тих и ежиха тоже,
И ребенок был у них – очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек –
Еж – отец, ежиха – мать и ребенок ежик.
Нет комментариев