Тема: Академия суеверий.
ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ НА БУКВУ "Д"
ДВЕРИ
Нельзя, уходя из дому, оставлять хоть одну дверь в доме открытой.
Перед тем, как семья уляжется спать, супруг должен запереть входную дверь. Если это сделает жена, то им предстоит браниться всю ночь. (Север).
Что ж, ссора между супругами действительно может возникнуть - если супруг проснется среди ночи и обнаружит, что его жена запирает входную дверь.Так же, как и в английской традиции, в русском фольклоре двери придается особое значением в ситуациях рождения и смерти человека.Если 10 марта, в день Св. Тарасия "сорвется с крючьев дверь ... - эта примета всегда предвещает домашнюю беду, или смерть какого-нибудь из домочадцев, или пожар, или мор оспенный" .Плохой приметой считается, если кукла сидит напротив двери, - муж уйдет из дома, т. е. бросит семью .
Прежде чем открыть парадную дверь, закрой черный ход. (Повсеместно).
ДВОРНИК
Встретив дворника с метлой, поклонись ему трижды - и удача будет сопутствовать тебе. (Повсеместно).
Встретить дворника, выходя из церкви после венчания, - счастливый знак для невесты; пусть она поцелует его на счастье.Первое из вышеприведенных суеверий все еще пользуется значительной популярностью. 14 февраля 1947 Норма Симпсон, дочь одного художника из Кенсингтона (Лондон) была утверждена на главную роль в одном британском фильме, на которую претендовали еще три тысячи соискательниц. Свою удачу она объяснила просто: за несколько часов до конкурса она встретила дворника - и трижды, поклонилась ему!
ДЕЛЬФИНЫ
Дельфины резвятся - к шторму. (Морское поверье).
В своих многочисленных путешествиях по всему миру мы убедились, что эта примета никоим образом не соответствует истине. Наоборот, если дельфины резвятся перед кораблем, хорошая погода сохраняется надолго.Мы считаем, что это поверье когда-то просто было вывернуто наизнанку, передаваясь из уст в уста на протяжении многих поколений, поскольку в древности дельфин считался вестником хорошей погоды.В древности существовали легенды о том, что во время шторма дельфины выносят на берег моряков, потерпевших кораблекрушение.
ДЕНЬГИ
Чтобы всегда иметь деньги в кармане, брось туда маленького паучка, которого называют "money spider". (Повсеместно).
Еще один способ не обеднеть - это держать в кармане гнутую монету или монету с дыркой. Но она будет помогать до тех пор, пока, получая новые деньги, вы не забываете плевать на них.Последнее суеверие все еще живо:некоторые из наших друзей, сменив костюм, весьма огорчались, обнаружив, что забыли положить в карман новых брюк монету с дыркой.В России до сих пор повсеместно распространен обычай трясти мелочью в кошельке, увидев на небе нарождающийся месяц, - тогда деньги будут водиться весь месяц. Если же в кошельке не окажется денег, то их не будет и в течение всего месяца .Если копишь деньги в копилке, то их не надо пересчитывать, иначе они "перестанут" накапливаться . (Ср. английское поверье: "если сосчитаешь пойманную рыбу - больше не поймаешь ни одной", см. РЫБАЛКА НА РЕЧКЕ).Для того, чтобы водились деньги, надо держать в кармане или кошельке сросшийся двойной орех."Деньги медные видеть во сне означает слезы" .Деньгам придавалось особое значение в русском свадебном и похоронном обрядах.
ДОЖДЬ
Большие дождевые пузыри - к ненастью и пущему дождю.
Если дождь намочит гроб - душа покойного отойдет без затруднений. (Корнуолл).
В 1636 г. король Карл I намеревался нанести визит в Стаффордшир. В связи с этим лорд Чемберлен (третий граф Пембрук) написал следующее письмо шерифу Стаффордшира."Сэр! Узнав, что в Стаффордшире бытует мнение, будто сожжение папоротника вызывает дождь, и желая, чтобы во все время пребывания Его Величества в этих местах сохранялась хорошая погода, Его Величество лично поручил мне написать Вам, чтобы Вы запретили сжигать папоротник до тех пор, пока Его Величество будет находиться в этой стране".Письмо хранится в Британском Музее. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о том, действительно ли во время королевского визита не было дождей - или дождь все-таки пошел, несмотря на запрет сжигать папоротник.Следует сказать также, что это средство вызывания дождя было известно не только в Стаффордшире, но и по всей Англии и Шотландии.В Сноудоне (Дьюлин) есть одно горное озерцо, называемое Блэк Лейк ("Черное озеро"). На его берегу высечен ряд каменных ступеней, спускающихся в воду. Считается, что человек, который сойдет по этим ступеням как можно глубже и плеснет воды, чтобы замочить самый дальний камень, непременно вызовет дождь; причем дождь начнется еще до наступления сумерек, даже если день очень жаркий.Этот камень называют Красным Алтарем; очевидно, когда-то с ним были связаны какие-то религиозные представления. Если это действительно так, то происхождение данного ритуала выясняется само собой, поскольку во многих местах для того, чтобы вызвать дождь, погружают в воду освященный крест (или иные священные реликвии).Во многих уголках Франции для этой цели в воду погружают изображения Святых. Например, в Наварре существовал обычай молить о дожде Св. Петра; если же это не помогало, жители одного из поселков несли Святого к реке и, вопреки всем интересам священнослужителей, погружали его в воду.Очевидно, священники протестовали не против суеверия, а против самого купания Святого. Они считали, что образами Святых достаточно просто пригрозить.На острове Уист (Внешние Гебриды) напротив церкви Св. Марии стоит крест, который местные жители называют "водяным". В старину этот крест воздвигали, когда жителям нужно было вымолить дождь, если же дождя было достаточно, его клали на землю.Монахи Ионы, чтобы вызвать дождь, трижды потрясают в воздухе туникой своей патронессы, Св. Колумбы, читая при этом книгу, написанную ее рукой. По свидетельству некоторых источников, после этого "благодатный дождь нисходит обильно, чтобы освежить засохшую землю и произвести большой урожай".В русской народной традиции попасть под дождь повсеместно считается хорошей приметой: "Если кто отправляется в дорогу и в то время пойдет дождь, то это предвещает благополучный путь. Вообще дождь при начале всякого предприятия служит счастливым предзнаменованием" .В России, в противоположность английскому поверью, "дождь на молодых - счастье" , и сегодня дождь в день свадьбы считается добрым предзнаменованием для молодоженов . Точно так же и похороны в дождливый день - примета благоприятная: "Дождь, говорят, всё плачет по покойнику - хороший человек, значит, умер" . (Ср. английское поверье:"Если дождь намочит гроб - душа покойного отойдет без затруднений").Самый простой способ вызвать дождь - убить лягушку. "Утром было безоблачно, а к вечеру дождь пошел. "Ти ни мальцы ета наши нойды (иногда, на тот случай) падшутили - люгашку забили!"... Чтобы дождь пошел, бьют лягушек и ловят блох. Прыгающих животных и насекомых нижут на нитку и вывешивают на кустике, приговаривая: "Как ети блохи или лягушки повисли, чтобы тучи повисли" . Это поверье распространено в России повсеместно и в наши дни:"Лягушек нельзя бить. Их что нельзя бить? - К дождю. Если лягушку убили - дождь будет" .В случае продолжительной засухи в русских деревнях на полях или берегу рек служили молебны с выносом икон.Согласно поверьям южных областей России, засуху могла напустить ведьма. Так, в 1893 году "в заседании палаты рассматривалось любопытное дело, возникшее на почве народного суеверия. Обвинялся сельский староста Петр Дубненко в превышении власти, выразившемся в том, что он заковал в цепь одну крестьянку, которую он, вместе с толпою, принял за ведьму. В деревне Нововладимировке 21 мая 1891 года был крестный ход и молебствие на кладбище о ниспослании дождя. Когда Александра Лапушенкова подошла поцеловать крест, бывший у нее за пазухой, котенок замяукал. Толпа приняла ее за ведьму, и так как стоит лишь окатить ведьму водою, чтобы пошел дождь, то бедную бабу трижды окунули в пруде, затем бросили в яму, где продолжали окачивать водою;наконец, сам староста помог заковать ее в цепь. Палата утвердила приговор окружного суда, коим староста приговорен к тюремному заключению на 2 месяца" .В русских народных поверьях проявляется определенная взаимосвязь между представлениями о дожде и о "мире мертвых", чаще всего о самоубийцах, утопленниках и опойцах. Так, если наступила продолжительная засуха, то, чтобы вызвать дождь, нужно "вылить двенадцать вёдер на могилу удавленника или утопленника" . В Калужской обл. во время засухи летом 1982 года для того, чтобы вызвать дождь, пожилые женщины брали с кладбища могильный крест и "привязывали его на шесть недель в речке". По прошествию шести недель крест отнесли обратно на кладбище.В детской среде и сегодня бытуют многочисленные песенки-заклички, с помощью которых дети "вызывают" или, наоборот, "останавливают" дождь:Дождик, дождик, пуще,Дам тебе я гущи,Дам тебе я ложку -Хлебай понемножку,Дам тебе я вилку -Тресну по затылку".Или:Дождик, дождик, перестань,Я поеду в Ерестань,Богу молиться,Христу поклониться,Я у Бога сирота,Отворяю воротаКлючиком-замочком,Золотым платочком" .В народной медицине дождевая вода использовалась для сведения бородавок (см. БОРОДАВКИ), при лечении глазных болезней (см. ГЛАЗА) и многих других заболеваний. "В некоторых местностях Нижегородской губернии существует обычай выпускать детей побегать голыми во дворе во время сильных и теплых летних дождей в уверенности, что дети после этого "лучше растут" . Этот обычай распространен в России и в наши дни."Если сутра дождь - до полдня дождь... Если на лужах во время дождя вскакивают пузыри - надо ожидать еще большего дождя. А также если выскакивают в дождь бабочки - тоже к сильному дождю.Если куры, вороны и галки ощипываются - к дождю.Если куры и воробьи купаются в пыли - перед дождем" ."Как в мае дождь, так будет ирожь" ."Лягушки раскричались - дождь будет... Дождя нет, и лягушки не кричат - дождя не предвидится" .
Если дождь намочит свадебную процессию по дороге в церковь или из церкви - не видать молодой семье счастья.
Сожжение вереска вызывает дождь. (Окрестности Мепроуза).
Хочешь вызвать дождь - сожги папоротник.
ДОРОГА
В России с отправлением в дорогу связано множество примет и обычаев. Приведенные ниже бытуют повсеместно и в наши дни.В дорогу отъезжать надо во вторник или субботу, так как остальные дни недели, по народному убеждению, почитаются несчастливыми для отъезда в дорогу". "Выезжать в дорогу в понедельник не должно, потому что, как уверяют, в этот день путь благополучен быть не может. Точно так же не предвещает ничего хорошего, если через дорогу перебежит заяц или другое какое животное"."Если по дороге встретится поп, девка или кошка - толка мало будет; а если попадутся навстречу собака или нищий, в особенности же, если последний с корзиной, - то ожидай в делах удачи" ."Когда встретившийся по дороге спросит другого: "Куда ты идешь?" Тот, кого спросили так, должен возвратиться домой, иначе от слова "куда" случится какая-нибудь неудача" .Чтобы путь был удачен, нужно и уезжающим и провожающим посидеть минуту в полном молчании непосредственно перед выходом из дома. Причем садиться нужно обязательно на что-либо твердое .Среди пожилого населения популярны короткие заговоры "на дорогу". Например,"Иду я (имя рек),Со мной Дух Святой,На мне Божья печать,И врагу меня не взять.Аминь" .В русских деревнях и сегодня повсеместно распространен запрет поднимать что-либо с дороги, т. к. можно "перенять" болезнь, "посаженною" на лежащий на дороге предмет. Например, для того, чтобы избавиться от бородавок нужно на деревянной палочке сделать насечки по числу бородавок, а затем бросить ее на дорогу. Кто на нее наступит или ее подберет, тот и "возьмет" себе бородавки, а у больного они сойдут сами собой .
ДЫМ
Дым столбом - к морозу или к ведру.
Когда дым без ветру бьет к земле: летом -- к дождю, зимой -- к снегу.
ДЕРЕВО
Если британцу говорят, что он удачлив, или хвалят его крепкое здоровье, то - вне зависимости от своего возраста и положения - он почти всегда восклицает:"Touch wood!" ("Дотронься до дерева!"), - и при этом сам притрагивается указательным пальцем правой руки к какому-нибудь деревянному предмету. Суеверные люди считают, что такими непрошеными похвалами мы искушаем Судьбу, и ищут защиты у своих священных реликвий.Обычно считается, что дерево каким-то образом связано со Святым Крестом и что этот обычай произошел от права убежища, которое церковь когда-то предоставляла преследуемым. Оно заключалось в том, что человек, прикоснувшийся к церковным вратам, мог считать себя спасенным от преследователей, ибо с этого момента церковь и Святой Крест брали его под свою защиту.Однако этот обычай возник сравнительно недавно. А традиция "браться за дерево", очевидно, восходит еще к тем временам, когда люди поклонялись деревьям различных пород-иными словами, к эпохе культа древесных духов.В те времена деревья ассоциировались с божествами, например, в Греции дуб был посвящен Зевсу, в то время как британцы посвящали это дерево кельтскому божеству, имя которого не удалось установить. Ясень был посвящен Тору, скандинавскому богу грома, а сикомор - египетской богине Гатор.Культ дуба был распространен по всей Европе; дуб ассоциировался с европейским Богом Неба. Европейцы заметили, что в дуб часто бьет молния. Поэтому считалось, что в этом дереве живет небесный бог-громовержец. Считалось также, что растения, паразитирующие на дубе, перенимают его волшебные свойства; и что то же самое случается с птицами, которые поют на его ветвях; и что ветер, овевающий листья дуба, может поведать человеку все тайны этого дерева.И для того, чтобы избежать беды, навлекаемой хвастовством, хвастун прибегал к обряду, который в наше время называется симпатической магией. Он прикасался к дубу или к другому священному дереву, считая, что это непременно защитит его от мести гневливого Бога Небес, который наказывал хвастунов либо ударом молнии, либо целой лавиной жестоких бед.Таким образом, из обычая прикасаться к дубу с течением времени возникло поверье, что любой кусок дерева способен защитить человека или нейтрализовать любую беду, которую он навлекает на себя похвальбой.Только в некоторых языческих странах это суеверие все еще связано с конкретными деревьями. Например, на островах Тонга жрец носит на шее гирлянду из листьев священного дерева в знак подчинения божеству, которое живет в этом дереве; а негры с берегов реки Колабар рвут листья другого священного дерева и натирают ими свой лоб, чтобы при переправе на них не напали крокодилы. На Никобарских островах людей, в которых якобы вселился дьявол, избивают ветками священных деревьев.Если англичане, боясь искушать "непрошеными похвалами Судьбу", "притрагиваются указательным пальцем правой руки к какому-нибудь деревянному предмету", то в современной России человек, которого хвалят или который сам говорит о каком-либо хорошем событии (хотя бы делится с близкими приятной новостью), должен обязательно постучать по любому деревянному предмету. Если он этого не сделает, то он может сглазить успех или здоровье. В контексте подобного разговора реплика собеседника: "Постучи по дереву", - является обычным напоминанием. Эта примета особенно распространена среди городской молодежи и людей среднего возраста (в деревнях в таких ситуациях три раза сплевывают через левое плечо (т. к. там стоит черт) или показывают хвалящему в кармане кукиш;и подобные магические действия иногда практикуются и в городах).Применительно к оберегу "стучать по дереву" встречается ряд ограничений: нельзя стучать по столу (т.к. стол символизирует церковный престол и стучать по нему - грех) , нельзя стучать по полированному дереву . Последний запрет особенно интересен, так как в нем реализуется представление о "защитных" функциях, которыми обладает только "натуральное" дерево, не "закрытое" лаком.Согласно русским народным представлениям, бревна изб и прочих хозяйственных построек, доски заборов, палки и ветки продолжают хранить особую целительную силу, которой повсеместно в России наделяются живые деревья (см. ДЕРЕВЬЯ). Так, "маленьких детей, страдающих бессонницей, сердобольные матери стукают пятками ножек об стенки нежилых строений. Точно также человек, наломавшийся на работах до таких болей, от которых, что называется, некуда деться, старается ослабить жгучие страдания тем, что трется обнаженной спиной о подпорки заборов или бежит к овину и на середней стенке его проделывает то же" (см. также обряд хлестать вербой детей - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).Осина в России почитается деревом проклятым, т. к. на ней, по легенда, удавился Иуда. Поэтому осина никогда не употребляется в строительстве и крайне редко - в ремеслах.Кроме того, в русских деревнях (например, в Новгородской обл.) бытуют поверья о существовании "буйных" деревьев. "Им приписываются особые свойства, именно - разрушительная сила, скрытая и тайная, угадать и указать которую могут лишь одни колдуны. Такое дерево, с корня срубленное и попавшее между другими бревнами в стены избы, без всяких причин рушит все строение и- обломками давит насмерть неопытных и недогадливых хозяев. Даже щепа от таких бревен, подложенная со зла лихим знающим человеком, ломает и разрушает целые мельницы" .
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев