Северо-Западный фронт, 1942 год.
Окончательно важнейшая роль фронтовых листовок как оружия пропаганды была «узаконена» приказом Наркомата обороны от 2 октября 1941 года, в котором, в частности, говорилось: «Печать, издаваемая на языке противника, является главной и самой распространенной формой нашей политической пропаганды и агитации в армии и в тылу противника». Отныне листовки рождаются не по вдохновению их авторов, а в процессе тщательного изучения ситуации на фронте, анализа психологического состояния войск и населения противника. На составление агитки автору давались сутки, максимум – двое. Готовый текст обсуждался на бюро и неоднократно перерабатывался уже коллективно. Для художественного оформления листовок в 7-м отделе была сформирована группа художников, в которую вошли такие талантливые мастера как Б.Ефимов, Н.Жуков, братья Е. и Ф. Новицкие, художник-ретушер А.Сицко, привлекались даже Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов и Н.Соколов). Возглавлял группу Г.Писманник. Этот творческий коллектив оформил несколько тысяч иллюстрированных листовок и сотни номеров газет. Ему же предстояло воплотить в рисунке новый образ врага — карикатурный кайзер Вильгельм, активно используемый в русском лубке в период Первой Мировой войны, для этого уже не годился. Зато более чем специфическая внешность Адольфа Гитлера открывала массу возможностей для фантазии наших художников. Его образ не только выставлялся на посмешище, но и был объектом фанатичной ненависти.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев