Василь СКОБЛЯ «БЕЛАРУСЬ: ИСТОРИЯ, ЛИЧНОСТИ, МЕНТАЛИТЕТ» (Краткий очерк истории Беларуси с древнейших времен до мирового финансово-экономического кризиса 2008 года)
(Продолжение. Начало в публикациях группы от 12.11.2013 г. – 17.11.2013 г., 20.11.2013 г. – 24.11.2013 г., 26.11.2013 г.)
Важнейшую роль в истории Беларуси играла белорусская шляхта. Слово “шляхта” образовано от немецкого Schlacht, что означает “битва”. Предшественниками шляхты были бояре. Белорусский боярин владел огнестрельным и холодным оружием, имел боевого коня и военное вооружение, чтобы в любой момент по призыву князя выступить в народном ополчении в «погоню» и гнать врага с родной земли. Богатейший боярин (шляхтич) приводил с собой и вооруженную дружину. Белорусская шляхта с XVI века имела право на самоуправление, избирала сеймы, судей, трибунал и руководителя государства – великого князя. Почти все в истории Беларуси, что имеет отношение к военным победам, успехам дипломатии, науки и культуры, литературы и просвещения, - связано с именем шляхты. Поскольку воевать белорусскому государству приходилось очень часто, количество шляхты в Беларуси до конца XVIII века достигло 12-13% от общего числа населения.
В 1831 году царь Николай I издал указ, названный современниками “разбором шляхты”, согласно которому доказательством шляхецкого происхождения считались только оригиналы привилегий. В Беларуси, что сотни лет с конца в конец горела в пламени войн, сохранить семейные архивы было, разумеется, непросто. Таким образом, на протяжении XIX века царское правительство уменьшило количество белорусской шляхты до желательных трех процентов (дабы было не более, чем дворян в России).
В 1832 году был закрыт Виленский университет, основанный в 1579 году, контингент студентов которого составляли, в основном, белорусы. Выходцами с белорусских земель было и большинство преподавателей. Там учились или преподавали знаменитые деятели науки и культуры: поэты Адам Мицкевич и Ян Чечет, знаменитый геолог и минеролог Игнатий Домейко, звезда востоковедения Ковалевский Осип Михайлович, родоначальник современной белорусской литературы Винцент Дунин-Марцинкевич, проповедник и оратор Петр Скарга, поэт и теоретик литературы, «христианский Гораций» Мацей Казимир Сорбевский, историк Альберт Виюк Каелович, педагог Арон Александр Ализаровский, лексикограф Гжегаж Кнапский, математик Освальд Крюгер, писатель и филолог Мелет Смотритский, философ Мартин Смиглецкий, известный классический поэт Михал Карицкий, архитектор Лаврин Гуцевич и другие. В разное время студентами Виленского университета были дети белорусских магнатов и наиболее влиятельной шляхты: Радзивиллов, Сапегов, Пацев, Тышкевичей, Хадкевичей, Завишей, Валовичей…
24 февраля 1832 года родился белорусский этнограф, фольклорист, педагог Михаил Дмитриев. Исследовал материальную и духовную культуру белорусского народа, собирал белорусский фольклор, легенды, описывал народный быт, обычаи и обряды. Автор книг «Свадебный обряд в деревнях Новогрудского уезда Минской губернии», «Нравы и обычаи западнорусского народа», «Собрание песен, сказок, обрядов и обычаев крестьян Северо–Западного края».
В 1833 году родился Горавский Аполлинарий Гильярьевич, белорусский пейзажист и портретист. Его картины проникнуты жизненной правдой, воспевают красоту родного края ("Вечер в Минской губернии", "На Родине", "Пинские болота", "Свислочь", "Осень" и др.). Наиболее известны портреты его кисти: М.Глинки, Ф.Бруни, К.Солдатенкова. Вместе с братом Ипполитом помогал П.М.Третьякову в создании картинной галереи в Петербурге. Умер в 1900 году.
В 1834 году в д. Дудичи Игуменского уезда Минской губернии родился Александр Ельский, белорусский историк, этнограф, краевед, писатель. Исследовал экономическую историю Беларуси, белорусский фольклор и литературу, народные обычаи. С 1890-х гг. жил в д.Замостье (Пуховичский район), где создал литературно-краеведческий музей, в фондах которого было около 10 тыс. книг, более 2 тыс. гравюр, коллекции картин, монет, археологических находок, фарфора, стекла, слуцких поясов, около 20 тыс. автографов и документов. Написал много историко-краеведческих статей о Беларуси для "Географического словаря" (т. 1 -14,1880-1895), "Большой универсальной иллюстрированной энциклопедии" (т.7-8,1892). Истории, этнографии, фольклору, языку посвящены его труды "Пра беларускую гаворку" (1885), "Адам Міцкевіч на Беларусі"( 1890), "Беларуская літаратура і бібліяграфія" (1892). Друг и первый биограф классика белорусской литературы Винцента Дунина-Марцинкевича. Рукописные и книжные собрания Александра Ельского находятся в Кракове, Варшаве, частично в Минске и Вильнюсе. Умер в 1916 году.
26 июня 1834 года родился Константин Вереницын, классик белорусской литературы, автор знаменитой поэмы «Тарас на Парнасе», которая по праву считается одним из высокохудожественных произведений народной поэзии. И действительно, поэма отличается глубиной художественной идеи и оригинальностью литературной формы, остротой сатиры и заразительностью юмора, живостью и непосредственностью народной мысли. Кроме того, поэма «Тарас на Парнасе», написанная в 1855 году, выделяется особым отношением к белорусскому народу, пониманием его сложной судьбы, не богатой радостями, но всегда полной тяжкого труда. Именно в этой поэме впервые прозвучала мысль об особенной гражданской роли простого белорусского крестьянина не только в своей стране, но и среди других наций мира. Поэтому не случайно «Тарас на Парнасе» признана одной из наиболее патриотических поэм белорусской литературы ХIХ века.
Родился Константин Вереницын в семье крепостного крестьянина Васильева в деревне Островляны Витебской области. Он успешно окончил Городокское приходское училище, получил вольную и поступил в Витебскую гимназию, взяв себе вместо фамилии отца Васильев - Вереницын. Затем Константин Вереницын блестяще закончил Гори-Горецкий земледельческий институт, защитил диссертацию по сельскому хозяйству, учил детей географии и природоведению, и после 1880 года служил в министерстве путей сообщения.
Свои последние дни он провел в Санкт-Петербурге, проживая в доме №13 Поварного переулка. В одном с Константином Вереницыным доме жили такие великие писатели России как Тургенев, Некрасов и Чернышевский. Однако, точной даты смерти Константина Вереницина не известно. Он умер около семидесяти лет, примерно в 1904 году.
То, что именно Константин Вереницын написал «Тарас на Парнасе» первым обнаружил белорусский ученый Геннадий Киселев в 1973 году. До того времени легендарная поэма считалась произведением неизвестного автора. Однако, быстрой реабилитации Константина Вереницына не получилось: понадобилось еще несколько лет упорной исследовательской деятельности, чтобы «Тарас на Парнасе» окончательно утвердили за авторством бывшего крепостного крестьянина и талантливого писателя с Витебщины.
В 1836 году вышел указ российского императора Николая I о введении во всех образовательных учреждениях Беларуси и Литвы преподавания только на русском языке.
12 февраля 1839 года состоялся Полоцкий церковный собор. Епископами и начальствующим духовенством униатской церкви был подписан «Соборный акт» о соединении униатской церкви с православной.
Обнародование акта Полоцкого собора началось с апреля 1839 года, после введения на Беларусь дополнительной военной силы (12 марта 1839 года в Витебск прибыл полк казаков) – в Петербурге всерьез боялись сопротивления – и шло на протяжении весны – лета. Новообращенные епископы Семашко и Лужинский организовали триумфальный поход по Белоруссии и Литве с битьем в колокола и торжественными богослужениями. Обнародование прошло достаточно спокойно, ибо было предварительно подготовлено влиятельное духовенство, непослушные были устранены с дороги «воссоединения», согласных ставили на видные места, с колеблющихся были взяты подписки. Сопротивление соборному решению перешло в скрытые формы и имело место еще многие годы. Например, как только начинались проповеди за здравие российского императора, белорусы дружно покидали церковь и расходились по домам.
В 1839 году российский варвар Николай I издал указ, согласно которому была сожжена вся религиозная литература на белорусском языке, собранная из всех библиотек, в том числе тысячи экземпляров Библии. Этот же указ запретил белорусам молиться в храмах на своем языке, отныне молиться следовало только на языке метрополии. Белорусских священников в массовом порядке отстраняли от службы, а вместо них везли попов из российской глубинки.
Ватикан пытался дипломатическим путем предотвратить уничтожение униатской церкви, но безрезультатно. 22 ноября 1839 года папа Григорий XVI издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве. Царское правительство он не осуждал, чтобы не дразнить императора и не навлечь беды на римско-католическую церковь в Российской империи, над которой уже и так висела угроза.
В 1840 году был введен в действие российский судебный кодекс, в котором использование терминов Белоруссия (Беларусь) и Литва было запрещено. Беларусь (Литву) стали называть «Северо-Западным краем» Российской империи, было упразднено действие Статута ВКЛ 1588 года, действовавшего, кстати, только в исторической Литве (Беларуси), а не в Жемойтии – ныне Республика Литва.
Несмотря на официальный государственный запрет использования названий «Литва» и «Белоруссия», они все-таки продолжали использоваться (причем не только в частной сфере, но и в государственных документах), но совершенно не так, как в наши дни. Так, название «Литва» нередко употреблялось по отношению к большей части современной Белоруссии плюс небольшая часть современной Литвы (город Вильно и прилегающий край), в то время как большая часть современной Литвы именовалась Жмудью или Жемайтией (реально – одна из исторических областей Литвы). В соответствии с этим этноним «литвин» в девятнадцатом веке часто означал белоруса, а этнонимы «жмудь», «жмудин» или «жемайт» - литовца. Наряду с этим в других случаях Белоруссией именовали восточную часть современной Беларуси – Витебскую, Могилевскую и Минскую губернии; Литвой же именовали современную территорию Литвы (Ковенская и часть Виленской губерний) плюс западную часть современной Беларуси – (Гродненская и другая часть Виленской губерний). В третьей же трактовке "литвины" - вообще коренные жители Северо-Западного края, любого из его регионов, независимо от национальности и вероисповедания, за исключением разве что евреев.
О том, что территорию современной Белоруссии называли ранее Литвой, а ее жителей — литвинами или литовцами, говорят следующие факты:
- Литвином в Краковский университет (1505 год) записался выдающийся просветитель и первопечатник из “Белой Руси” Франциск Скорина, уроженец ”славного Полоцка”.
- «Предки мои вышли из литовских болот», - писал про Пинщину Фёдор Достоевский.
- «О, Літва, мая Айчына», - писал про Новогрудчину Адам Мицкевич.
- Основоположник новой белорусской драматургии и один из создателей литературного белорусского языка Винцент Дунин-Марцинкевич (1808—1884), родился и провел всю жизнь на Бобруйщине и Минщине и считал, что он вырос «среди литвинов».
- В дипломе почетного доктора медицины, выданном Домейко в Краковском университете в 1887 году отмечено: «…славному мужу Игнату Домейко, литвину…».
- Брикнер, польский славист, профессор Берлинского университета: "«Говорим все „литовский“, „литвин“, но это только вместо „белорусский“, „белорус“, в Москве еще в XVII в. „литовский“ означал белорусский».
- Русский историк Николай Костомаров писал: «Литва — это название стало собственностью белорусского края и белорусского народа».
- В XIX веке у украинцев была поговорка: «Хіба лихо озме литвина, щоб він не дзекнув» (о «дзекающем» произношении белорусов).
- Филолог Антон Полевой читал в докладе для Московской диалектологической комиссии в 1925 году о литвинах Новозыбковского повета Черниговщины: «Эти песни еще более убеждают в том, что язык новозыбковских литвинов есть язык белорусский, а следовательно, и сами литвины — тоже белорусы».
- Названия некоторых городов (Брест-Литовск, Новогрудок-Литовский, Минск-Литовский, Каменец-Литовск, Высоко-Литовск) вошли в географические карты Российской империи, составленные до Первой мировой войны.
- Будущий декабрист А. Бестужев, живший в 1821 г. на территории современного Воложинского района Минской области, дал в Петербург такой свой адрес: «Литва, д. Выгоничи, в 40 верстах от Минска».
- Литвинами себя считали такие известные белорусы, как Тадеуш Костюшко, Адам Мицекевич, Станислав Монюшко и многие другие.
- Подводя итоги колониальных усилий за 10 лет (с 1831 по 1841) виленский генерал-губернатор Миркович докладывал Николаю I: «…твердость и решимость принимаемых мер… заложили твердую основу слиянию этого края с Россией. Десять лет постоянной системы работы двинули уже русскую народность в этих губерниях на полстолетия. Перевод дворянства в однодворцев, уничтожение многих католических соборов, закон, чтобы при свадьбах православных с иноверцами все дети оформлялись как православные, введение русского языка в судопроизводство и образовательные учреждения… ликвидация… Литовского Статута останутся навсегда значимыми памятниками теперешнего царствования».
В 1845 году родился Никифоровский Николай Яковлевич, белорусский этнограф и фольклорист. Член Русского географического общества (с 1897 г.). Был корреспондентом известного фольклориста и этнографа П.В.Шейна. Автор фундаментальных исследований по этнографии и фольклору, раскрывающих самобытный характер истории белорусского народа, богатство его национальных традиций, обычаев, языка и культуры. Среди них: "Очерки Витебской Беларуси" (т. 1-8, 1892-1899), "Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Беларуси и описания предметов повседневности" (1895), "Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные предания о личностях и местностях" (1897), "Белорусские песни-частушки" (1911) и другие.
3 ноября 1845 года родился Зигмунд Глогер, белорусский археолог, этнограф и историк. Исследовал памятники каменного века на территории Белоруссии, Польши и Литвы (Белоруссии). Издал несколько фольклорных сборников, основанных на собранных в Белоруссии материалах. В 1893 году издал в Варшаве книгу белорусского юмора «Торба смеха».
В те времена не только белорусы-католики, но и православные белорусы часто носили польские, вернее славянские, имена: Зигмунд, Ян, Казимир, Бронислав, Франтишек и т. д. Уже при советсклой власти белорусов заставляли давать своим детям только русские имена.
28 мая 1850 года родился Александр Шимановский, белорусский этнограф и фольклорист, автор рукописного сборника «Минская губерния и ее народное творчество в связи с описанием праздников и обрядов», в котором собран ценный материал по белорусской фольклористике и этнографии.
В 1850 году родился выдающийся белорусский ученый и международный политический деятель Судзиловский Николай Константинович.
Уроженец Могилевской губернии, организатор народнических кружков, участник "хождения в народ". С его именем связаны известные достижения в области хирургии, биологии, химии и этнографии, изучении флоры и фауны островов Тихого океана. В 1874 г. эмигрировал, где продолжал заниматься революционной деятельностью (Англия, Румыния, Швеция, Болгария, Франция). С 1887 г. в США, в 1892 г. лидер партии независимых, член и президент сената на Гавайских островах. В своих научных и публицистических работах высказывался за установление в России демократического строя, считал, что национальная свобода и расцвет возможны только на основе экономической свободы, что свободным нациям необходимо обеспечить возможность самоопределения. С 1903 г. жил в Китае, на Филиппинах, в Японии; в 1921 г. создал первый в Азии "Комитет помощи голодающим России".)
6 октября 1854 года в деревне Мужичок Климовичского уезда Могилевской губернии родился Ерофей Костенич, выдающийся белорусский ученый в области офтальмологии, доктор медицины. Профессор Варшавского университета, позже заведующий глазной клиникой и директор глазной лечебницы в Петербурге. Во время отдыха на родине бесплатно лечил и делал хирургические операции крестьянам Белоруссии.
29 апреля 1855 года выдающимся белорусским археологом, историком, этнографом, фольклористом и краеведом Евстафием Тышкевичем на основе его собственной логойской археологической коллекции создан Виленский музей древностей. В конце XIX века в его фондах насчитывалось более 12 тысяч экспонатов, в том числе древние рукописи, богатые коллекции оружия, слуцких поясов, скульптуры, гербов городов, монет и портретов известных представителей рода Радзивиллов, Тышкевичей, Сапегов и других. Евстафий Тышкевич являлся Почетным членом Петербургской и Стокгольмской академий наук, Лондонского археологического института.
В 1855 году родился Романов Евдоким Романович, белорусский этнограф, фольклорист и археолог. Член Русского географического общества. Изучал материальную и духовную культуру белорусов: жилище, семейный быт, народные обряды и т.д. Опубликовал около 200 работ по этнографии, фольклору, истории, археологии и языку белорусов, более 10 тыс. фольклорных произведений. В 1889-1894 гг. вел археологические раскопки в Могилевской, Витебской и Гродненской губерниях, составил их археологические карты. Собрал сведения о 1000 городищ Беларуси. В своих произведениях обосновывал уникальный, самобытный характер исторического пути белорусского народа, отстаивал его право на развитие своей национальной культуры и языка. Умер в 1922 году.
25 октября1858 года в деревне Петровичи (ныне Смолевичский район Минской области) родился Эдуард Пекарский, этнограф, географ и фольклорист. В 1881 году за участие в народовольческом движении был сослан в Якутию, где провел более 23 лет. Составил фундаментальный словарь якутского языка. Основатель письменной якутской литературы А.Кулаковский назвал ученого «отцом якутской литературы».
В 1859 году родился Бронислав Эпимах–Шипила, деятель белорусской культуры, издатель, языковед, литературовед. Собирал материалы по истории, этнографии, фольклору Белоруссии. Инициатор создания первого белорусского легального издательства «Загляне сонца i ў наша ваконца».
В 1927 — 1929 годах директор комиссии по созданию словаря живого белорусского языка. Передал Академии наук БССР личную библиотеку по белорусоведению из 5 тыс. томов.
21 июля 1860 года родился Антон Каменский, живописец и график. Жизнь и быт белорусского народа художник отобразил в серии литографий «Беловежская пуща». Автор живописных произведений «Неоконченная работа», цикла аллегорических композиций «Песня о жизни», «Двор Ягеллонской библиотеки в Кракове», портретов.
1 января 1861 года в селе Лаша Гродненского уезда Гродненской губернии родился Карский Ефим Федорович, выдающийся филолог-славист, основатель белорусского языкознания и литературоведения, этнограф, фольклорист. Академик Петербургской, Чешской и Белорусской академий наук. Автор трехтомного труда «Беларусы» (1903-1922), в котором исследовал происхождение белорусского народа, определил его этнические границы, раскрыл важнейшие этапы истории белорусского языка, его специфические особенности и взаимосвязи с другими языками. Исследовал также историю русского и украинского языков, славянскую палеографию, издавал древние памятники истории и литературы, сотрудничал с издательским товариществом «Загляне сонца і ў наша ваконца», газетой «Наша ніва». Умер Е.Ф.Карский 29 апреля 1931 года.
(продолжение следует…)


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев