Архитектор Юсуки Такахаси сумел сформулировать основные правила оформления японского жилища:
Kanso — основополагающий принцип простоты. Философия «кансо» в том, что все необходимое скрыто в простых вещах. И главное — увидеть это.
Fukinsei — принцип асимметрии. Жители островов уверены, что симметрия слишком прямолинейна, в ней нет тайны, нет места воображению и созерцанию. Симметричные линии навязчивы и искусственны, они почти мертвы. В то же время для японца асимметрия — это символ живого, подвижного и изменяющегося мира. Европеец, увидев вазу на столе, машинально передвинет ее в центр. Японец же сдвинет в сторону, нарушая застывшее равновесие. В японском доме даже парные элементы — редкость.
Shizen — естественность, природность. Этот принцип касается не только использования натуральных материалов и живых растений. Он предполагает единство жилища и природного ландшафта, плавно перетекающих друг в друга настолько, насколько это возможно. Хорошая иллюстрация: если сложить вместе символы «здание» и «сад», то получится «дом, как место, в котором живут».
Yugen — красота, сокрытая в неполноте, недосказанности. Для японского интерьера характерно оставлять место для фантазии — он изменчив, полон недомолвок и подтекстов. Принцип «югэн» воплощен в таком явлении как сад дзэн (сад камней).
Wabi — достаточность, осознанная простота, рациональность. То самое «ничего лишнего или случайного». Японский интерьер производит впечатление аскетичного, но в нем есть все, что необходимо, притом наивысшего качества. В японском доме мало мебели и минимум декора.
Sabi — уединение, тень. Дом — место силы, где нет места суете и незваным гостям. В японском жилище много света. Но не яркого, а мягкого, рассеянного. Чтобы понять, каким, по мнению японца, должно быть освещение, можно представить первые лучи солнца, которые скользят по светлой стене и запутываются в ветвях белоснежной сакуры.
Нет комментариев