Комментарий на книгу БЫТИЕ (9 – глава)
Переходим к Бытие 9:1–17, ключевому разделу повествования после потопа. Здесь Бог устанавливает соглашение с Ноем и его потомками, включая всех живых на земле существ. Это первый из библейских соглашений (заветов), имеющий всеобщий и безусловный характер.
________________________________________
📖 Бытие 9:1–17 | Текст
1 И благословил Бог Ноя и его сыновей, сказав им: «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю.
2 Все звери на земле, все птицы в небе, все рыбы в море и все другие существа будут бояться вас и трепетать перед вами. Они отданы в ваши руки.
3 В пищу даю вам всех животных, как прежде Я дал вам полевые растения.
4 Только мяса, в котором есть кровь, не ешьте, потому что в крови — жизнь.
5 Я взыщу за вашу кровь — за отнятую жизнь — от всякого зверя; особенно взыщу за жизнь, отнятую у вас ближним вашим или отнятую вами у ближнего.
6 Проливший кровь человека, не избежит смерти от другого человека, потому что человек создан по образу Божьему.
7 Вы же плодитесь и размножайтесь, заселяйте землю и будьте многочисленны на ней».
8 И сказал Бог Ною и его сыновьям:
9 «Вот, Я заключаю завет Мой с вами и потомками вашими;
10 А также со всеми живыми существами, которые вышли с вами из ковчега: с птицами, со скотами и с дикими животными — со всеми живыми существами на земле.
11 Суть Моего завета с вами в том, что больше никогда всё живое не будет истреблено водами потопа, поскольку впредь потопа на опустошение земли не будет».
12 А также Бог сказал: «Вот знамение завета, который Я заключаю между Мной и вами и между всяким живым существом на грядущие времена:
13 Я помещаю радугу Мою в облаках, чтобы она была видимым знамением завета между Мной и живущими на земле.
14 Когда Я соберу облака над землёй, в них появится радуга.
15 И Я вспомню завет Мой, который между Мной и вами и между всеми тварями, живущими на земле; вода никогда больше не будет изливаться потопом для уничтожения всего живого.
16 Каждый раз, когда радуга появится в облаках, Я увижу её, и она напомнит Мне о вечном завете, который Я заключил со всеми живыми существами на земле».
17 И подтвердил Бог Ною: «Вот знамение завета, который Я установил между Мной и всеми живыми существами на земле».
________________________________________
🔍 Комментарий
📌 Стих 1 — Благословение и миссия
• Повторяется повеление из Быт. 1:28: «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю», но уже в контексте нового начала после суда.
• Бог вновь благословляет — суд не отменяет благодати.
🟨 Жизнь после кризиса требует нового послушания и плодовитости во всех аспектах.
________________________________________
📌 Стих 2 — Новый порядок: страх перед человеком
• В отличие от Эдема, теперь между человеком и животным — страх и трепет.
• Человек остаётся венцом творения, но гармония нарушена.
🟨 Грех нарушает отношения даже между творениями Божьими.
________________________________________
📌 Стих 3 — Новая диета: разрешено мясо
• До потопа люди ели только растительную пищу (Быт. 1:29).
• После потопа дано разрешение на употребление в пищу мяса, но с важным ограничением: без крови (ст. 4).
🟨 Кровь — символ жизни, принадлежит Богу. Это основа богословия жертвы и искупления.
________________________________________
📌 Стихи 4–6 — Освящение жизни и установление справедливости
• Запрет на кровь — повторится в Лев. 17 и Деян. 15.
• Ответственность за убийство — как людей, так и зверей.
• Стих 6 — первое упоминание принципа возмездия: «Проливший кровь человека…»
🟨 Человеческая жизнь священна, потому что человек — образ Божий.
________________________________________
📌 Стих 7 — Повтор миссии
• Усиленный повелительный призыв: плодитесь, размножайтесь, наполняйте.
• Бог утверждает жизнь, несмотря на греховную природу человека (ср. Быт. 8:21).
🟨 Суд не отменяет Божьего замысла — только очищает его.
________________________________________
📌 Стихи 8–11 — Безусловный завет
• Бог — инициатор, человек не делает ничего.
• Завет включает всю землю, всех животных, не только людей.
• Обещание: «Впредь потопа более на опустошение земли не будет» — подлинное утешение для пострадавшего творения.
🟨 Завет — это акт Божьей верности и милости, не зависящий от заслуг.
________________________________________
📌 Стихи 12–17 — Радуга как знамение завета
• «Радуга Моя» — Божье творение, превращённое в символ завета.
• Еврейское слово קֶשֶׁת (кешет) означает и лук (оружие): Бог как бы вешает лук в небо, больше не воюя против земли.
• Радуга — напоминание Богу, а не только человеку (ст. 15–16).
🟨 Даже знамения Божьи направлены на Его собственную память — гарантия абсолютной верности.
________________________________________
✨ Богословские акценты
1. Жизнь после суда — возможна только благодаря благословению Бога.
2. Святость жизни — основание всей библейской этики.
3. Радуга — первый сакраментальный знак завета: видимый символ невидимого обетования.
4. Завет с Ноем — универсальный: включает всех живых существ, является прообразом будущих заветов.
5. Бог помнит — не забывает ни творение, ни Своё слово.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Насколько осознанно я воспринимаю своё благословение как призвание к плодотворной жизни?
2. Уважаю ли я жизнь как священный дар, в себе и других?
3. Вижу ли я в природных явлениях — как радуга — напоминания о верности Божьей?
________________________________________
Переходим к Бытие 9:18–29 —Здесь завершается послепотопное повествование: в нём затрагиваются первые моральные падения нового мира, последствия поступков потомков Ноя и указывается направление дальнейшей истории человечества.
________________________________________
📖 Бытие 9:18–29 | Текст
18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отцом Ханаана.
19 Это три сына Ноя, от которых произошли люди, населившие всю землю.
20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник.
21 Однажды, выпив изрядно вина, он опьянел и лежал обнажённым в своём шатре.
22 Хам, отец Ханаана, увидел наготу своего отца и, выйдя из шатра, рассказал об этом двум своим братьям.
23 Тогда Сим и Иафет взяли одежду, накинули её на плечи и, пятясь задом, чтобы не видеть наготы отца, вошли в шатёр и накрыли его.
24 Протрезвев от вина, Ной узнал о поступке младшего сына.
25 И сказал он: «Проклят Ханаан! Да будет он самым ничтожным рабом у своих братьев».
26 Затем добавил: «Благословен Господь, Бог Сима! Ханаан же будет рабом ему!
27 Да расширит Бог владения Иафета, и да вселится он в шатрах Сима, Ханаан же будет рабом и ему».
28 После потопа Ной прожил ещё триста пятьдесят лет.
29 И умер он в возрасте девятисот пятидесяти лет.
________________________________________
🔍 Комментарий
📌 Стих 18–19 — Население Земли: начало новых родов
• Сим, Хам и Иафет — основатели трёх ветвей человечества (см. гл.10).
• Упоминание, что Хам — отец Ханаана, предвосхищает его судьбу.
• «От них заселилась вся земля» — утверждение единства и общего происхождения всего человечества.
🟨 Вся история народов начинается с этих трёх линий. Но мораль и судьба начинаются с поступков.
________________________________________
📌 Стих 20–21 — Грех праведника: пьянство Ноя
• Виноградарство — библейский символ мирного труда и изобилия.
• Однако плод труда приводит к потере контроля: Ной напивается и оказывается обнажённым.
• Нагота в Библии часто символизирует стыд и уязвимость (ср. Быт. 3:7).
🟨 Даже праведники могут пасть, если теряют трезвость. Плод благословения может стать поводом к падению.
Ирония поступка Ноя:
1 «Выпил изрядно вина и опьянел» — это зло. Этого делать не следовало. Есть предпосылки, что до потопа виноградный сок не бродил. Может быть. Но напиться вина — это не принять таблетку и опьянеть. Чтобы опьянеть от вина, которое само забродило, (в отличие от сегодняшнего вина с добавлением спирта) надо было его пить и пить. Почувствовав опьянение, можно было бы сделать вывод, что с вином после потопа что-то не то. Надо остановиться. Но ему, по всей видимости, понравилось это состояние, и он пил и пил, пока не потерял чувство.
2 Быть обнажённым в своём шатре – не преступление. Раньше не носили нижнее бельё, и стоило ему повернуться, накидка откинулась, и он оказался обнажённым. Но он в своём шатре, в своей спальне, куда детям вообще даже заглядывать не стоило бы.
________________________________________
📌 Стих 22–23 — Реакция сыновей
• Хам видит и не прикрывает, а разглашает, возможно, с насмешкой или пренебрежением.
• Сим и Иафет уважительно и деликатно покрывают наготу отца, даже не глядя.
• В тексте подчеркивается: их лица были отвернуты, то есть почтение к родителю сохраняется даже в его уязвимости.
🟨 Нечестие Хама — не в том, что он увидел, а в том, что он вообще зашёл в шатёр отца, и как он отреагировал. Грех начинается с отношения.
________________________________________
📌 Стихи 24–27 — Проклятие Ханаана и благословения
• Когда Ной протрезвел от вина, он пророчески произносит судьбу сыновей, но наказывает не самого Хама, а его сына Ханаана.
• Это связано с последующей ролью ханаанских народов, которые будут противниками Израиля (см. Исх. 3:8; Втор. 7:1).
• Благословение Сима связывается с Богом Яхве. «Благословен Господь (ЯХВЕ), Бог Сима!» Единственный раз в этих стихах упоминается имя ЯХВЕ.
• Иафет расширится, но «вселится в шатрах Сима» — намёк на будущее духовное благословение через потомков Сима (Израиль и Мессию).
🟨 Проклятие — это пророчество, а не желание; оно основано на нравственном выборе и последствиях.
________________________________________
📌 Стихи 28–29 — Смерть Ноя
• 950 лет — одна из самых долгих жизней после потопа (как у Адама — 930).
• Его история завершается, как у Адама: «и он умер» — печальный рефрен постэдемского существования.
🟨 Праведник может быть орудием спасения, но сам нуждается в милости.
________________________________________
✨ Богословские акценты
1. Ной — не Мессия, а человек, подверженный слабостям, хотя и избранный.
2. Реакция детей — зеркало нашего отношения к уязвимостям других. Вера проявляется в благоговении.
3. Народное и духовное наследие формируется не только по крови, но по характеру.
4. Ханаан — носитель развращённой культуры, противостоящей Израилю.
5. Богословие завета продолжится с Сима (потом — Авраам, Моисей, Мессия).
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Способен ли я благоговейно отнестись к слабостям других, особенно старших?
2. Не передаю ли я своим детям наследие непочтения или легкомыслия?
3. Каким будет моё духовное потомство — Ханааном или Симом?
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев