Комментарий на Евангелие от МАРКА (7 – глава)
Вот продолжение комментария на Марка 7:1–13.
________________________________________
⚖️ МАРКА 7:1–13 — ПРЕДАНИЯ ЛЮДЕЙ И ЗАПОВЕДИ БОЖЬИ
1 Однажды фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, собрались вокруг Иисуса.
2 Они обратили внимание на то, что некоторые из Его учеников ели хлеб ритуально нечистыми, то есть неумытыми руками.
3 (Фарисеи и вообще все иудеи, строго следуя преданию старцев, никогда не едят, не омыв тщательно руки по локоть.
4 Также, придя с рынка, они не притрагиваются к пище, не совершив омовения. Есть и другие традиции, которые они строго соблюдают — например, омовение чаш, кувшинов и медных сосудов).
5 Поэтому фарисеи и книжники спросили Иисуса: «Почему Твои ученики не следуют преданию старцев и едят нечистыми руками?»
6 Он ответил им: «Лицемеры! Верно пророчествовал о вас Исаия: “Этот народ чтит Меня только словами, но их сердца далеки от Меня.
7 Они поклоняются Мне напрасно, уча заповедям человеческим”.
8 Оставив заповедь Божью, вы придерживаетесь человеческих традиций».
9 Затем Он добавил: «Как искусно вы обходите Божьи заповеди, чтобы сохранить свои традиции!
10 Например, Моисей сказал: “Почитай отца своего и мать свою” и “Кто злословит отца или мать, тот да будет предан смерти”.
11 А вы утверждаете: “Если кто-то скажет отцу или матери: ‘Корван’ — то есть ‘дар, посвящённый Богу’ — это то, чем ты мог бы от меня воспользоваться”,
12 И тем самым позволяете ему не заботиться об отце или матери”.
13 Так вы отменяете Слово Божье ради традиций, которые сами придумали и установили. И это далеко не единственный пример».
________________________________________
🧑⚖️ 7:1–2 — Конфликт начинается
Прибывшие из Иерусалима книжники и фарисеи символизируют официальную делегацию — не просто «наблюдателей», а представителей религиозного истеблишмента, стремящихся выявить отклонения в учении Иисуса.
Формальный повод — нарушение ритуальной чистоты, поскольку ученики едят «нечистыми» руками. Но здесь речь идёт не о гигиене, а о ритуальном омовении, принятом в фарисейской традиции (ср. Мк. 7:3–4).
________________________________________
🧼 7:3–4 — Предание старцев
Эти стихи — объяснение для нееврейских читателей, характерное для Евангелия от Марка. Омовения, о которых идёт речь, — часть устной традиции, разработанной для того, чтобы, как считали фарисеи, «оградить Закон».
Талмуд содержит множество подобных предписаний, например:
• Омывание рук до и после еды.
• Очищение посуды, купленной на базаре.
• Ритуальное окропление скамеек и сосудов.
Это предание, известное как галаха, выросло вокруг Пятикнижия, но со временем стало более важным, чем сам Тора. Иисус же подчёркивает, что такая религия может утратить сердце веры.
________________________________________
❓ 7:5 — Обвинение
Фарисеи спрашивают Иисуса не о Его личной практике, а осуждают учеников, тем самым косвенно обвиняя Учителя: если ученики не соблюдают традицию, значит, Он их не научил, либо нарушает Сам.
________________________________________
🔥 7:6–7 — Ответ Иисуса: пророчество Исаии
Иисус резко отвечает словами из Исаии (Ис. 29:13), раскрывая сердце проблемы:
• Формальное почитание без сердечного послушания.
• Замена учения Божьего — человеческими правилами.
• Лицемерие: внешняя праведность без внутреннего смирения.
Он называет их лицемерами (ὑποκριταί) — это слово означает актёров, играющих роль. То есть их религия — театр, а не жизнь.
________________________________________
🔄 7:8–9 — Инверсия авторитета
«Оставив заповедь Божью, вы придерживаетесь человеческих традиций…»
Здесь используется контраст:
• Заповедь Божья — данная в Законе.
• Предание — созданное людьми, заменяющее заповедь.
Иисус не против традиций как таковых, но против традиции, заменяющей истину. Адвентисты также подчёркивают, что любая церковная традиция должна быть подчинена Писанию, а не наоборот.
________________________________________
💰 7:10–13 — Пример: практика «корван»
Слово «корбан (корван)» означает «посвящённое Богу». Это касалось имущества, которое человек мог формально посвятить на храм, но продолжать им пользоваться сам.
Таким образом, если отец или мать просили помощи, человек мог ответить: «Прости, это корван — я посвятил это Богу». Такой обет давал законный повод отказаться от поддержки родителей, нарушая прямое повеление Божье: «Почитай отца и мать».
Иисус разоблачает это как манипуляцию религией ради собственной выгоды.
________________________________________
📖 Богословские акценты
• Предания не всегда злы, но когда они превозносятся над заповедями Бога, они становятся духовно разрушительными.
• Иисус поднимает проблему духовного лицемерия — разделения между внешним и внутренним.
• Слова Христа актуальны в любой эпохе, когда церковные обычаи, литургии или авторитеты могут затмить простую веру и послушание Божьему Слову.
• Фарисейская религия искала чистоты извне, но не заботилась о чистоте сердца. Это главная тема всей главы.
________________________________________
✝️ Адвентистское измерение
• Адвентисты подчёркивают примат Писания над любыми традициями. В вопросах веры и практики только Библия является окончательным авторитетом.
• Этот отрывок особенно важен в контексте переосмысления субботы, которая в следующем разделе станет вновь предметом конфликта. Предание фарисеев добавляло множество ограничений, не предусмотренных Богом.
• Также этот текст даёт основания для критического взгляда на традиционные христианские учения, не имеющие библейского основания (например, бессмертие души, поклонение воскресному дню и пр.).
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Есть ли в моей жизни традиции или привычки, которые заменили послушание Божьему Слову?
2. Как я реагирую, когда моя вера ставится под сомнение внешними нормами?
3. Поддерживаю ли я своих родителей, как повелел Бог, или ищу поводы уклониться от ответственности?
4. Что для меня важнее — чистота внешняя или сердце, открытое для Бога?
Продолжаем комментарий на Евангелие от Марка 7:14–23.
________________________________________
💔 МАРКА 7:14–23 — ЧТО ОСКВЕРНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА
14 Затем, снова обратившись к народу, Иисус сказал: «Слушайте Меня внимательно и постарайтесь понять:
15 Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его. Оскверняет человека то, что исходит из него.
16 [У кого есть уши, способные слышать, пусть слышит!»]
17 Когда Он, оставив народ, вошёл в дом, ученики попросили его объяснить им смысл сказанных Им слов.
18 Тогда Он сказал им: «Неужели и вы не понимаете? Разве не ясно, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его,
19 Потому что идёт не в сердце, а в желудок, и затем выводится наружу?» — Так Он дал понять, что всякая принимаемая пища является ритуально чистой.
20 И продолжил: «Человека оскверняет то, что исходит из него,
21 Потому что из человеческого сердца исходят злые помыслы, которые порождают блуд, воровство, убийства,
22 Супружеские измены, алчность, злобу, коварство, разврат, зависть, клевету, гордыню и безрассудство.
23 Всё это зло исходит изнутри — и именно оно оскверняет человека».
________________________________________
📢 7:14–15 — Принцип, переворачивающий мир
Иисус, обращаясь ко всем, произносит одно из самых радикальных заявлений во всём Евангелии:
«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его…»
В контексте спора о ритуальной чистоте, Он опровергает всю систему обрядовых ограничений, связанных с пищей, прикосновениями, омовениями и прочим.
Это не просто гигиеническое замечание. Он утверждает:
• Внешнее не делает человека духовно нечистым.
• Истинная нечистота — из сердца, а не из желудка.
Такое утверждение шло вразрез с фарисейским мировоззрением и бросало вызов множеству религиозных практик.
________________________________________
❗ 7:16 — Призыв к вниманию
Фраза «У кого есть уши, способные слышать, пусть слышит!» указывает, что это не просто урок, а откровение, требующее духовного понимания. Это повторяющаяся формула в учении Иисуса, означающая:
«Прислушайся! Это имеет вечное значение.»
________________________________________
🏠 7:17–18 — Частное объяснение ученикам
Ученики, как и фарисеи, воспитаны в обрядовом мышлении. Им трудно понять суть сказанного.
«Неужели и вы не понимаете?» — удивление Иисуса показывает, что даже ближайшие последователи ещё не осознали, что Царство Божье основано не на внешнем, а на внутреннем преображении.
________________________________________
⚗️ 7:19 — Биология и богословие
«…потому что идёт не в сердце, а в желудок, и затем выводится наружу…»
Иисус подчёркивает, что пища — физическая субстанция, она не затрагивает моральную или духовную природу человека. В еврейской традиции сердце — центр воли, мышления, чувств и выбора, не просто эмоций.
Марка 7:19b в греческом оригинале буквально:
καθαρίζων πάντα τὰ βρώματα — «очищая всякую пищу».
Это фраза может быть понята как редакционный комментарий Марка, и переводчики часто передают её как:
«Тем самым Он объявил всякую пищу чистой».
Некоторые интерпретируют это как отмену диетарных предписаний Торы. Однако:
🟡 Адвентистский комментарий:
• Иисус не отменяет заповеди о чистой и нечистой пище (Лев. 11), а указывает, что пища не является источником духовной нечистоты.
• Принцип чистой пищи был дан не ради спасения, а ради здоровья и послушания Богу. Он остаётся значимым, как часть заботы о теле — храме Святого Духа (1 Кор. 6:19).
• Учение Иисуса здесь направлено против традиций, а не против заповедей Божьих. Это продолжение темы из 7:1–13 — разница между Божьим Законом и человеческим преданием.
________________________________________
💡 7:20–23 — Истинная нечистота: изнутри
Вот настоящий список нечистот. Это не пища, а:
• злые помыслы (размышления, планы);
• прелюбодеяния, любодеяния (сексуальная аморальность, измена);
• убийства, кражи, лихоимство (жестокость, алчность);
• злоба, коварство, непотребство (внутреннее ожесточение, грязные поступки);
• завистливый глаз (в иудейской культуре — символ алчности и злобы);
• богохульство, гордость, безумие (высокомерие и отвержение Бога).
Каждый элемент здесь показывает: грех — это не результат контакта с чем-то «нечистым» извне, а порождение искажённого сердца.
________________________________________
📖 Богословские акценты
• Иисус переносит фокус от внешнего к внутреннему, от ритуала к мотивации, от традиции к сердцу.
• Этот текст перекликается с ветхозаветными пророками (Исаия, Иеремия), осуждавшими пустую религию без правды в сердце.
• Он подготавливает путь для нового завета, где очищение происходит не водой, а Словом и Духом (Иез. 36:25–27; Евр. 10:22).
________________________________________
✝️ Адвентистская перспектива
• Чистота сердца — фундаментальная весть следования за Христом. Это включает в себя не только веру, но и преобразование характера.
• Очищение не достигается обрядом, а только через Иисуса Христа и Его слово.
• Закон Божий остаётся действительным, но чтение и исполнение его теперь — не из страха или ритуала, а из любви.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. С чем я связываю свою «духовную чистоту» — с внешним поведением или с сердцем?
2. Есть ли в моей жизни скрытые области, где «из сердца» исходят помыслы, неугодные Богу?
3. Что я могу сделать, чтобы Слово Божье действительно очищало меня изнутри?
4. Есть ли в моей практике моменты, когда я доверяю традиции или привычке больше, чем прямому учению Христа?
Продолжаем комментарий на Евангелие от Марка 7:24–30.
________________________________________
🌍 МАРКА 7:24–30 — ВЕРА ЯЗЫЧНИЦЫ И КРОХИ СО СТОЛА
24 Выйдя оттуда, Иисус направился в окрестности Тира и Сидона. Войдя в один дом, Он надеялся остаться незамеченным, но Ему это не удалось,
25 Потому что одна женщина, чья дочь была одержима нечистым духом, услышав о Нём, пришла и пала к Его ногам.
26 Она была гречанкой, родом из сирийской Финикии. Женщина умоляла Иисуса изгнать беса из её дочери.
27 Но Иисус сказал ей: «Сначала пусть насытятся дети, ведь нехорошо отнимать у них хлеб и бросать его щенкам».
28 Она ответила: «Да, Господи, но ведь и щенки под столом едят крохи, падающие от детей».
29 Тогда Иисус сказал ей: «Верно ты говоришь. Иди домой — бес уже покинул твою дочь».
30 Вернувшись домой, она увидела дочь спокойно лежащей на постели — бес действительно ушёл.
________________________________________
🗺️ 7:24 — Переход на языческую территорию
Иисус направляется в Тирские и Сидонские земли — Финикия, языческий регион на северо-западе от Галилеи. Это первое (и единственное) упоминание, что Иисус физически пересекает границу Израиля в северном направлении.
Он не хотел, чтобы кто узнал — возможно, желая уединения (ср. Мк. 6:31), или чтобы избежать преждевременного конфликта с иудеями. Но Его слава уже дошла даже до языческих краёв.
________________________________________
👩👧 7:25–26 — Вера, пришедшая издалека
Женщина представлена тройным подчёркиванием её «неподходящего» статуса:
• Язычница — то есть вне Завета;
• Сиро-финикиянка — уточнение этнической и культурной чуждости;
• Женщина — в патриархальном обществе это уменьшает статус в глазах слушателей.
Тем не менее, она приходит, поклоняется и умоляет. В параллельном тексте у Матфея 15:22 сказано:
«Господи, Сын Давида!» — она признаёт в Иисусе Мессию, несмотря на своё языческое происхождение.
________________________________________
🍞 7:27 — Загадочное высказывание Иисуса
«Сначала пусть насытятся дети, ведь нехорошо отнимать у них хлеб и бросать его щенкам»
Это самое трудное место с точки зрения тона и контекста.
«Дети» — очевидно, символизируют Израиль, как народ Завета.
«Псы» — уничижительное обозначение язычников в иудейской культуре (см. Флп. 3:2).
Однако Иисус использует здесь уменьшительное слово κυναρίοις — «щенки», «домашние собачки», а не дикое оскорбительное κύνες. Это смягчает выражение и создаёт возможность для диалога.
Фраза не унижение, а скорее притча о приоритете:
• Вначале — Израиль (ср. Рим. 1:16);
• Потом — язычники.
________________________________________
🙏 7:28 — Смирение, вера и находчивость
Ответ женщины — прекрасный образец смиренной и твёрдой веры:
«Да, Господи, но ведь и щенки под столом едят крохи, падающие от детей».
Она:
• Принимает образ, который использовал Иисус, не оскорбляясь;
• Смиряется с приоритетом Израиля;
• Утверждает, что даже остатки милости Божьей достаточны, чтобы исцелить её дочь.
Этот ответ показывает глубокое понимание милосердия Божьего и веру в то, что благословение Бога не ограничено только одной нацией.
________________________________________
✨ 7:29–30 — Исцеление издалека
«Верно ты говоришь. Иди домой — бес уже покинул твою дочь».
Это исцеление на расстоянии — как у слуги сотника (Матф. 8:8–13). Чудо совершается по вере, а не по принадлежности к народу или исполнению обрядов.
Женщина находит свою дочь спокойно лежащей на постели — это тихое завершение яркого богословского события.
________________________________________
📖 Богословские акценты
• Божья благодать простирается за пределы Израиля — это ранний знак всеобщей миссии (Мф. 28:19).
• Вера — не вопрос происхождения, а вопрос сердца и доверия.
• В диалоге Иисус испытал веру женщины, а не отверг её.
• Чистота и принадлежность к Божьему народу теперь не определяются по национальности, а по вере во Христа.
________________________________________
✝️ Адвентистская перспектива
• Этот эпизод подчёркивает важность миссии к язычникам — позднее она будет исполнена учениками.
• Иисус, хотя и подчёркивает приоритет Израиля, не исключает других — это урок для Церкви: не ограничивать милость Божью культурными границами.
• Вера этой женщины — пример настоящего поклонения и смирения, которого часто не хватало даже иудеям.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Считаю ли я, что Божья благодать «принадлежит» только моей группе, конфессии, нации?
2. Готов ли я продолжать молиться и искать ответа, даже если слышу «нет»?
3. Проявляю ли я смирение в вере — или настаиваю на правах, а не на милости?
4. Могу ли я, как эта женщина, довериться тому, что «даже крохи» от Бога — это достаточно?
Продолжаем комментарий на Евангелие от Марка 7:31–37.
________________________________________
👂 МАРКА 7:31–37 — ИСЦЕЛЕНИЕ ГЛУХОГО: ЛИЧНАЯ И НЕЖНАЯ СИЛА МЕССИИ
31 Покинув окрестности Тира, Иисус пошёл через Сидон и земли Десятиградия, пока не достиг Галилейского моря.
32 Там к Нему привели глухого человека с дефектом речи и просили, чтобы Он возложил на него руки.
33 Иисус отвёл его в сторону от народа, вложил пальцы ему в уши, плюнул и прикоснулся к его языку.
34 Затем, взглянув на небо и глубоко вздохнув, сказал: «Еффафа!», — что значит «Откройся».
35 Тут же слух его восстановился, речь стала чёткой и ясной.
36 Иисус велел никому об этом не рассказывать, но чем больше Он запрещал, тем больше люди распространяли эту весть.
37 Все были глубоко потрясены и говорили: «Как удивительно всё, что Он делает! Даже глухим возвращает слух, а немым — речь!»
________________________________________
🗺️ 7:31 — Возвращение через Десятиградие
После пребывания в Финикии Иисус возвращается в Галилею, но не напрямую. Он идёт через Десятиградие (Декаполис), восточный языческий регион, где ранее изгнал легион бесов (Мк. 5:1–20). Это подчёркивает расширение служения Иисуса за пределы Израиля.
Таким образом, Евангелие от Марка шаг за шагом разрушает барьеры между иудеями и язычниками, указывая на универсальную миссию Мессии.
________________________________________
🧏 7:32 — Глухой с речевым дефектом
К Иисусу приводят человека, страдающего двойным недугом:
• Он глухой, что лишает его способности слышать Слово Божье;
• У него затруднённая речь, что делает его голос непонятным другим.
По сути, он — образ духовно глухого и немого человечества, не способного правильно слышать Бога и свидетельствовать о Нём.
Замечательно, что его приводят — это напоминает нам о важности ходатайства и участия сообщества в помощи страдающим.
________________________________________
🤲 7:33–34 — Личное прикосновение и сила
Иисус действует совершенно не так, как в предыдущих исцелениях:
• Он отводит человека в сторону, уединяя его. Это подчеркивает личную заботу и уважение к достоинству человека, особенно инвалида;
• Вкладывает пальцы в уши, касается языка, плюёт — действия кажутся странными, но они символически говорят глухому, используя язык прикосновений;
• Вздыхает и смотрит к небу — это выражение глубокой эмпатии и связи с Отцом;
• Произносит архаичное арамейское слово: Еффафа (Ἐφφαθά) — «откройся!» — что в Марковом Евангелии вновь указывает на живость и подлинность воспоминаний очевидцев.
Это всё вместе — интимная, личная сцена исцеления, лишённая показной демонстративности. Иисус обращается к человеческому страданию с глубокой деликатностью.
________________________________________
✨ 7:35 — Немедленное и полное исцеление
«Тут же слух его восстанавливается, речь стала чёткой и ясной»
Речь идёт о мгновенном и физически полном восстановлении. Обратите внимание на описание:
• «Слух его восстанавливается» — восстановление восприятия внешней среды через слуховые рецепторы;
• «Речь стала чёткой и ясной» — он был освобождён от внутреннего гнёта. Он не просто начал говорить, но ясно и со смыслом.
Это показывает, что исцеление затронуло не только тело, но и умственные и речевые навыки — чудо было абсолютным.
________________________________________
🕊️ 7:36–37 — Тайна Мессии и весть, которую нельзя удержать
Иисус снова просит никому не рассказывать, как в Мк. 5:43 и Мк. 1:44. Это называется «мессианская тайна» — частый мотив у Марка. Он подчёркивает, что Иисус не искал популярности и не хотел, чтобы Его неправильно поняли, как чудотворца или политического Мессию.
Но в этом случае люди не могли молчать:
«Чем более Он запрещал, тем более они разглашали».
Их восторг выражается в древнем отзвуке Быт. 1:31:
«Всё хорошо делает» — как Бог в Творении.
Это указывает на то, что Иисус — не просто Целитель, но Творец, восстанавливающий разрушенное грехом творение.
________________________________________
📖 Богословские акценты
• Иисус проявляет глубокое сострадание — исцеляет не толпе напоказ, а в личной, бережной форме.
• Он использует язык прикосновений, когда обычный словесный контакт невозможен — это урок для служения людям с особыми потребностями.
• Еффафа! — это не только физическое исцеление, но и духовное откровение: призыв к открытию сердца Богу.
• Иисус — Тот, Кто открывает уши и развязывает язык, делает способными слышать Слово Божье и говорить о Нём.
________________________________________
✝️ Адвентистская перспектива
• Этот эпизод подчёркивает, что Христос исцеляет целостно — не только физически, но и восстанавливает способность к общению и свидетельству.
• В опыте этого человека можно увидеть опыт возрождения: Бог даёт духовный слух и ясную речь (см. Ис. 50:4–5; Рим. 10:17).
• Миссия Церкви — помогать людям «услышать» голос Божий и «заговорить» свидетельством о Нём. Это особенно важно в современном мире духовной глухоты.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Какой голос я слышу чаще — Божий или шум мира?
2. Молчу ли я о вере, когда нужно говорить? Или, наоборот, говорю, не услышав Бога?
3. Проявляю ли я личную и деликатную заботу о нуждах других, как Иисус?
4. Есть ли у меня вера, что Бог может «открыть» даже самые глухие участки моей жизни?
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев