Мы привыкли к этим рисункам.
А прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего в истории России костюмированного царского бала.
В феврале 1903 г. Во время Масленицы при императорском дворе Романовых состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II, а также как последний придворный бал императорской России.
Все триста девяносто гостей императорского бала были наряжены в стиле бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.
Вспоминает баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина императрицы Александры Федоровны: «Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора. Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, – зрелище было поистине завораживающим».
Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия. На основе дворцовой съемки Экспедиция заготовления государственных бумаг издала роскошный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», состоявший из десяти увражей (папок) большого формата.
21 гелиогравюра и 174 фототипии!
Карты создавали, ориентируясь на эти фотографии. Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.
Например, Николай второй – это король червей. На императоре была одежда, в точности воспроизводившая ту, которую носил в свое время царь Алексей, – малиновая и белая с золотой вышивкой. Однако, червовый король лишь отдаленно напоминает царя Николая: придать полное портретное сходство с императором было бы дерзостью по отношению верховной власти.
Прототип трефовой дамы – княгиня Елизавета Федоровна. Червовая дама – княгиня Ксения Александровна.
Пиковая дама – княгиня Зинаида Юсупова, представшая на балу в костюме боярыни.
Бубновый валет – сокольничий в праздничном одеянии – великий князь Андрей Владимирович.
Трефовый валет в полевом наряде царевича XVII века – великий князь Михаил Александрович, младший брат царя.
Прототипом бубновой дамы в костюме боярышни стала графиня Александра Толстая, фрейлина. Впрочем, на эту карту могут претендовать и княгиня Вера Кудашева, урожденная графиня Нирод, и София Дурново, урожденная княжна Волконская. В данном случае неизвестный автор эскиза не стремился добиться портретного сходства, а создавал обобщенный образ.
Зато пиковый король вне всякого сомнения похож на царя Ивана Грозного – достаточно взглянуть на известную картину художника Александра Дмитриевича Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Кстати, на этой исторической картине можно обнаружить щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами, – точь в точь, как на тузах в нашей колоде.
Прообразом трефового короля в костюме по моде 1647 года стал граф Михаил Граббе.
Бубнового короля неизвестный художник нарисовал, оттолкнувшись от образа Николая фон Гартонга и его костюма боярина XVII века.
Пиковый валет в костюме боярина XVII века – это штабс-ротмистр Александр Безак.
Одним из прототипов червового валета послужил лейтенант Николай Волков в костюме боярина XVII века. А еще – подпоручик Николай Штер в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея и корнет Алексей Тиздель в наряде сокольничего.
В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.
Потом случилась революция, короля червей и валета треф расстреляли, дама червей и валет червей сбежали в Англию, валет бубен и трефовый король – в Париж, даму треф живой сбросили в шахту и засыпали землей.
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной. Карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем». Казалось бы, кому в СССР может прийти в голову перевыпустить эту колоду? Особенно, когда у тебя есть другие, никак не связанные с домом Романовых варианты.
Но советская власть регулярно перевыпускала эту колоду следующие семьдесят лет.
Сначала их печатала та же мануфактура, она закрылась после революции, но возобновила работу в 1923 году. Затем советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для массовой офсетной печати.
Послание памяти о последнем костюмированном бале империи передавалось на протяжении всего ХХ столетия и дошло до нас. И сегодня любители играть в карты не всегда догадываются, какая величественная, красивая и страшная история у них в руках.
Семен Экштут, доктор философских наук
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4