-------------------------------------------------------------------------------------------
Чернолощение
Керамика, изготовленная таким способом удивительно прочная и водостойкая. Черная, напоминает металл или чугун.
В чем отличие
- Перед обжигом предметы лощат (заглаживают неровности) камнем или специальным инструментом лощилом. При этом поверхность уплотняется. Лощеную керамику легко узнать по плотной и блестящей поверхности черепка, который не покрывается глазурью.
- Затем обжигают в горящих дровах без доступа воздуха. За счет таких манипуляций создается эффект пепельного покрытия. Своеобразное копчение или томление как говорили в старину.
- По весу вещь получается легкая, хоть и выглядит массивной и тяжелой.
Черная или томленая керамика была распространена в самых разных районах России. Археологические исследования показывают, что на территории современной Москвы еще в III веке был один из центров производства чернолощеной керамики. В истории гончарного искусства известно о зарождении Дьяковской культуры. Ее расцвет пришелся только на начало XVII века. Говорить о применении технологии задымливания можно лишь с XII века. Этот факт документально подтвержден в письмах Великого княжества Литовского. Там упоминаются печные горшки, которые назывались «dymezi».
К сожалению, точно сказать, кто первым освоил технологию чернолощения, невозможно. Известно, что черная керамика была у этрусков еще в VIII – II веках до н. э. Технику обжига называли Букеро. Черепки, изготовленные этрусками, которые дошли до наших дней, отличаются особой элегантностью и металлическим блеском. Возвращаясь к русской культуре, необходимо отметить еще один центр развития чернолощеной керамики. Речь идет о деревне Погосте-Зогородском в Пинском районе Брестской области.
Техника чернолощения там применялась в основном при изготовлении кухонной посуды. Глина доводилась практически до твердого состояния. В качестве лощила использовался обычный гладкий камень «крамушка».
В некоторых районах Московской, Ярославской и Калужской областей традиция изготовления чернолощеной керамики отличалась наличием рельефного тисненого орнамента. Сам сосуд вытягивался при помощи гончарного круга, а затем украшался бороздками или гравировкой, которую выполняли прямо на поверхности черепка при помощи самодельных штампов из глины, металла или дерева.
В Новгородской, Псковской и Тверской областях была популярна посуда из черной глины, которая практически не декорировалась. Зато она поражает своей лаконичностью и правильностью форм, а также разнообразием.
Массовый промысел керамики с использованием задымления стал угасать примерно к середине прошлого века. Сегодня технология чернолощения возрождается. Центрами такого возрождения стали такие города, как Новгород и Ростов.
Сегодня такая керамика редкость. Ее можно увидеть в одном из музеев Санкт-Петербурга. А купить только в Ростове Великом. Гончарная студия, которая выпускает чернолощеную керамику расположена на территории музея-заповедника "Ростовский кремль".
Источники:
https://kovaleva.gallery/chernoloshhenaya-keramika https://dzen.ru/a/ZLYzJSXiK3gJm0wd Фото: открытые источники Инета
#керамика
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев