Папаха – национальный головной убор не только казаков, но и многих степных и кавказских народов;
Название «папаха» берет свое начало от горского народа Папаги, у них также являлся национальным головным убором;
На языках многих тюркских и горских народов слово «папах» так и переводится «шапка» и обозначает любую шапку, не обязательно собственно «папаху»;
Папахи казачьи в широком смысле это любые головные уборы из овчины или курпяя (каракуля), будь то горские мохнатые папахи, кубанки, хопёрки, четвертухи, казакийки и так далее;
На папахе обязательно сверху на колпаке околыше вышит или сведен из тесьмы (и другого материала) крест, за исключением горской мохнатой и используемой казаком в быту, в которой он, управляясь по хозяйству, рискует заходить в «нечистые» постройки типа скотного хлева, нужника (туалета) и т.д.;
Папахи из волчьих шкур носили казаки так называемой «Волчьей сотни» под командованием А.Г. Шкуро
Казак обязательно снимает папаху в храме и в помещении с чтимыми иконами (за отсутствием таковых просто обязан находиться в головном уборе – почему, смотри следующие 3 пункта), но не перед кем не снимает, кроме Божьего места (на улице даже под благословление к священнику имеет право подходить, не снимая папаху с нашитым крестом) – считается, что «шапку валяют» перед кем-либо «мужуки», то есть жители центральной полосы России (сиречь русские в исконном понимании слова, они же московиты) за что и получали в старину от казаков еще одно такое интересное прозвище «шаповалы»;
Казак имеет право носить крест на околыше сверху папахи только после первой исповеди, исторически его нашивали после первой исповеди и причастия, когда казаку исполняется 7 лет;
Если казак с нашитым сверху крестом, проходит мимо храма, то, может осенять себя крестным знамением, не снимая папахи;
Если случилась нужда помолиться в походе, в степи, на привале, в окопе и т.д., а рядом или с собой каким-то образом не оказалось икон, казак может снять папаху, повернуть её нашитым крестом к себе и таким образом помолиться;
Некоторые авторы указывают на то, что папаху убитого казака привозят домой и кладут под иконы, под киот (по-казачьи «бажничка»), мол, это означает, что семья теперь находится под защитой Божьей;
У всех народов, в народном костюме которых есть папаха, она исконно имеет сакральное значение, ранее считалось, что чем больше и выше папаха, тем выше статус мужчины;
Считается, что во времена запорожской сечи в «тумак» вшивали свинцовую (луданную) пластину, для того, чтобы она защищала шею и спину от пуль и стрел в бою, а также в случае чего можно было им «надавать тумаков», то есть отбиться при отсутствии оружия;
Папаха может быть любого цвета – черного, серого, су́рового, каракового и т.д. Но считается, что у атамана или кого иного из казачьей старшины, как правило, папаха белого цвета; интересна история папахи последнего законного (выборного) донского атамана А.П. Богаевского – цвет его папахи, которую он носил с 1921 года в эмиграции – редкого для овец цвета «кохинур» (серая с голубым отливом и черными крапинами);
Изначально, отворот папахи (зазор между мешком и тульей) казаки использовали для хранения важных документов, денег и прочих ценностей, куда их могли не только положить, но и зашить – чтоб в случае чего если придётся потерять, то только вместе с головой что называется в прямом смысле (вспомните произведение Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»); поэтому папаху нигде не оставляют, а если нужно зайти в уборную, сминают под руку или под плечо, если казак одет в верхнюю одежду, чтоб «не порочить креста», в брошюре по уставной одежде сибирских казаков предлагается вариант «заткнуть за пояс»;
По количеству папах на специальной полке – хварнице – при входе из чулана в хату (либо залу, либо основную комнату), гость мог вычислить количество казаков, проживающих (либо присутствующих) в куреню;
Папахи в быту носили как зимой, так и летом на свое усмотрение во всех казачьих войсках, в том числе на Дону; это физически обусловлено – под папахой температура нагревается до определенного предела, далее она действует как термос, сохраняя определенный статичный «микроклимат», и к тому же без головного убора солнечный удар в степи получить гораздо легче, чем в папахе;
Папаха является традиционным мужским головным убором, и недопустимо женщинам, особенно в присутствии уважающих себя мужчин, надевать его, оскверняя тем самым веру и посрамляя своего мужчину;
После 30-40 годов XIX столетия цвет околыша папахи стал отличным для разных казачьих войск;
И на казачьих папахах возможен верх не суконный, а из овчины и каракуля;
Материал взят из различных источников и интернет-ресурсов, подготовил подписчик группы П.В. Иванов ©, донской казак станицы Пятиизбенской.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев