(Нидерланды, 1872-1944)
Пиитер Корнелис (Пит) Мондриан (1872-1944) - выдающийся нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью. Мальчик рано проявил любовь к рисованию, и отец поддержал увлечение сына. На раннем этапе художественным образованием ребенка занимался он сам и дядя - художник-пейзажист Фриц Мондриан.
В 20-летнем возрасте Питер начал учебу в Академии художеств Амстердама (1892-1897). Кроме столицы Нидерландов важные этапы его жизни и творчества связаны дважды с Парижем: 1911-1914 и 1919-1938 гг., а затем - Лондоном: 1938-1940 гг. Последние годы прошли в Нью-Йорке: 1940-1944 гг.
В первом периоде своего творчества Мондриан писал пейзажи, изображая на своих полотнах природу Нидерландов. При этом он неустанно искал новое, мечтал о другом - прогрессивном искусстве для современного мира, и постоянно экспериментировал. В разное время своего формирования как художника, он испытывал влияние импрессионизма, творчества Ван Гога, кубизма Пикассо. Мондриана увлекало теософское учение Елены Блаватской. Постепенно его картины становились своеобразными по линии, цвету, ритму. Он упрямо шёл в искусстве своим путем и, в конце концов, навсегда отошел от натуралистичной, сюжетной и фигуративной живописи.
В результате Пит Мондриан выработал собственный абстрактно-геометрический стиль - неопластицизм. Пространство холста он заполнял композициями, состоящими из плоских разновеликих клеток, полученных пересечением под прямым углом прямых горизонтальных и вертикальных линий. Площадь образованных линиями плоскостей он закрашивал только тремя основными цветами спектра - желтым, красным, синим.
В 1917-1932 гг. группа живописцев и архитекторов объединилась в сообщество «De Stijl» - «Стиль». К числу одного из его основателей принадлежит Пит Мондриан. В издававшемся одноименном журнале Мондриан излагал свои взгляды на искусство и обосновывал теорию неопластицизма.
В 1938 году к власти пришли нацисты. Мондриан бежал из Парижа в Лондон, потому что его искусство было признано ими дегенеративным. В 1940 году перебрался ещё дальше - в Нью-Йорк. Там в 1942 году состоялась его персональная выставка, единственная при жизни.
На него произвел впечатление энергичный мегаполис с его бурной жизнью, джаз и танец буги-вуги. Это увлечение проявилось в его работах. В 1943 году он написал картину «Бродвейский буги-вуги». Расположение линий и мелких клеточек на полотне напоминает план улиц нью-йоркского района Манхэттен. Свой последний шедевр - картину «Победа буги-вуги» художник не завершил. 1 февраля 1944 года он умер от воспаления легких.
Личная жизнь Пита Мондреана прошла вне семьи. Детей и жены у него не было.
Его произведения оказали влияние на многих современных художников. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль», так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1