Рис 28. Якоб Йорданс. «Король пьет». 1638
Карнавалы в Средневековой Европе были популярны. Именно эту функцию и выполняли их участники: мясники наряжались баронами, короли скрывались под маской булочников, то есть, как и на современных масочных развлечениях, каждый участник выбирал себе и наряд и образ. Метод пришёл якобы из Японии. Он хитроумен и прост. Во время таких весёлых и дружеских попоек верхи и низы менялись ролями. Во время праздников народ примерял на себя роли своих правителей, наряжаясь в их костюмы и потешаясь над ними, и профессиональным шутам разрешалось нарушать границы дозволенного, а во время карнавала или застолья – тем более.
И всё это показано на «пьяных» картинах Якоба Йорданса с так называемым «Бобовым королем». В начале праздника все искали в своем куске пирога боб, замешанный в тесто, и тот, кому он попадал, получал корону и трон и становился королём. Остальные играли свиту. Королевские обязанности были крайне несложными – надо было регулярно (достаточно часто, судя по состоянию персонажей на картинах Йорданса) поднимать бокал и провозглашать «Король пьет!» и в качестве обращений к участникам застолья последовать примеру короля. Ну, вроде наших призывов вне тостов: «Будьмо!», «Лехаим!», «Чтобы все!».
Из большой серии таких картин, на которых показаны застольные мизансцены с вариантами размещения короля и свиты, состав гостей, наличие детей разного возраста и животных, я выбрал две, с трудом не показал другие, не менее весёлые и забавные.
Я испытываю некий стыд, глядя на эти милые картины возлияний, сравнивая их с современными сценами пьянок и гульбы, которым отдали должное более поздние художники. И степень опьянения участников, и разгульное поведение их, непристойность и агрессивность создают несомненный контраст и свидетельствуют об исчезновении культуры пития и падении нравов общества. Но об этом по мере рассмотрения картин...
Комментарии 3