Никого не могут оставить равнодушными воспоминания о хлебе военного поколения. Особенное отношение к хлебу у людей, прошедших войну. В то время они, в основном, были еще детьми, но память о тех страшных годах не стерлась. Пожилые люди знают цену каждой буханке, каждой булочке, и цена эта измеряется совсем не в копейках.
Сегодня на прилавках магазинов много разных видов хлеба и хлебобулочных изделий, наверное, поэтому мы, молодежь, не задумываемся о том, будет ли хлеб на нашем столе всегда. Поэтому я решил провести исследование «военного» хлеба. Мне захотелось узнать, каким был «хлеб войны», узнать его состав, испечь и сравнить вкус с сегодняшней выпечкой.
Моя прабабушка, Тришина Антонина Ильинична, не понаслышке знала цену хлеба в голодное время войны. В те тяжелые годы для нашей страны бабушка жила в деревне Кадыковка, Наровчатского района, Пензенской области. Тогда она была чуть старше меня. Из её рассказов я узнал, что хлеб военной поры отличался от современного, и отношение к нему было особенное. Тогда хлеб пекли не из белой пушистой муки, а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляя сухую траву. Но даже такого «хлеба» было недостаточно.
В деревнях во время войны жили в основном за счет овощей, выращенных на своих огородах. Весь хлеб, всё собранное зерно отправляли на фронт. Поэтому муки практически не было. Хлеб пекли из имеющихся под рукой продуктов. Часто дети во время вспашки перед новым севом, как воробьи, выискивали пропитание – комочки полусгнившего картофеля. Клубни вымачивали, перетирали, промывали, добывали черный, с затхлым запахом крахмал, который добавляли в хлеб вместо настоящей муки. Долго после такого хлеба болели животы. От голода, недоедания страдали все люди. Это хорошо отражено в отрывке стихотворения Елены Благининой:
С мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего.
И матери тяжко и тайно вздыхали,
Когда на частицы делили его…
Дети находили норы сусликов, раскапывали их лопатами, добираясь до горок отборного чистейшего зерна. От радости плакали — к их горькому хлебу можно будет добавить настоящей муки. Это в деревне.
2В городе приходилось еще труднее: надо было сутками стоять в очередях за хлебом, который выдавали по карточкам. Такие карточки постепенно ввели с началом войны.
Наше поколение не знает что такое «хлебные карточки» и бессонные очереди за хлебом. Нам неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и т.д. Хлебная карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Потеря этих карточек грозила гибелью всей семье.
Хлеб – мерило жизни. Он помог выстоять и выжить нашим соотечественникам в Великую Отечественную войну. Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием и сухарями.
Разным был хлеб войны: фронтовой, тыловой, блокадный, хлеб оккупированных районов, хлеб концлагерей. Разный, но такой похожий. Мало в нем было основного продукта – муки, а больше – разных добавок, часто даже несъедобных.
Фронтовой хлеб – хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом в земляных хлебопекарных печах. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.
Хлеб «Сталинградский» – хлеб, выпекаемый для бойцов Сталинградского фронта с применением ячменной муки. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовленного на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.
«Блокадный» хлеб – хлеб, выпекаемый для людей, находящихся в блокадном Ленинграде. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге Жизни». А.Н. Юхневич, работница ленинградского хлебозавода, рассказала о составе блокадных буханок: «10-12% – это мука ржаная обойная, овсянка, солод и то, что обычно не едят, – жмых от подсолнечной семечки, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойки из мешков, закваска и как можно больше воды». В первую блокадную зиму рецептура менялась каждый день, в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе, и к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не осталось. В хлеб добавляли перемолотые ветви берёзы, хвою, семена дикорастущих трав и даже такую субстанцию, как гидроцеллюлоза. Ровно 125 грамм – дневная норма святого чёрного блокадного хлеба.
Хлеб временно оккупированных районов. В оккупации все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого – хлеба.
Ржевский и тыловой хлеб – хлеб, основным ингредиентом которого являются картофель и отруби, а также другие добавки (табл.1). Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.
Остен-брот – «хлеб» фашистских концлагерей, который выпекался только для русских военнопленных, был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в германском рейхе 21 декабря 1941 г. Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба». Чтобы как-то облегчить участь узников, горожане бросали через забор кусочки хлеба. Делать это нужно было очень осторожно: и перебрасывающих, и ловивших хлеб немецкие часовые расстреливали. Единственной пищей заключенных была баланда из жмыхов.
Комментарии 1