А. Булгаков. 130-лет со дня рождения МАСТЕР МИСТИЧЕСКОГО СЛОВА
«Переплетение в самых неожиданных, но
внутренне закономерных формах реальности
и фантастики - черта таланта Булгакова»
К. Г. Паустовский
15 мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков, русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр, автор повестей и рассказов, фельетонов и пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто. Его первое творение с названием «Похождения Светлана» было написано им в семь лет. Несмотря на артистизм натуры и влечение к литературе, Михаил Булгаков избрал профессию врача и, окончив медицинский факультет Киевского университета с отличием, работал военврачом, а позже и земским врачом. Потом Булгаков был секретарём ЛИТО Главполитпросвета, конферансье, хроникером и фельетонистом, зарабатывал переводами и писал либретто для Большого театра, а иногда играл в спектаклях МХАТа. Произведения «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Иван Васильевич» сделали своего автора одним из самых читаемых писателей XX века.
Представляем вашему вниманию виртуальную выставку, посвящённую жизни и творчеству великого писателя, а также популярным произведениям мастера слова.
Булгаков, М. А. Ранняя проза: рассказы, повесть /М. А. Булгаков. - Москва: Современник, 1990. - 479 с.
В настоящее издание выдающегося русского советского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова вошли рассказы «Стальное горло», «Вьюга», «Записки на манжетах», «Богема»; повести «Дьяволиада», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и другие. В своих произведениях Булгаков мастерски, с иронией, язвительно и колко высмеивает человеческие пороки: высокомерие, тупость, карьеризм, неискренность и ложь. Михаил Булгаков обладал не только сатирическим, но и редким лирическим даром, который делает его прозу неповторимой.
Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита: роман /М. А. Булгаков. - Москва: Художественная литература, 1988. - 384 с.
Роман известного советского писателя М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929-1940) впервые опубликован в 1966 - 1967 гг., является главной и самой любимой книгой автора, о которой он сам сказал, что это его «последний закатный роман».
Булгаков, М. А. Чаша жизни / М. А. Булгаков. – Москва: Советская Россия, 1989. - 592 с.
В книгу известного советского писателя вошли повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Записки на манжетах», пьеса «Багровый остров», а также избранные рассказы, очерки, фельетоны и письма, отражающие различные этапы его творческого пути.
Булгаков, М. А. Записки покойника: сатирическая проза /М. Булгаков. – Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1990. - 656 с.
Предлагаемый читателю сборник - практически вся сатира М. Булгакова и почти вся проза (ранние рассказы и фельетоны, «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита» и др.)
Булгаков, М. А. Повести, рассказы, фельетоны /М. А. Булгаков. – Москва: Советский писатель, 1988. - 624 с.
В книгу прозы Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940) вошли фельетоны, рассказы, повести, созданные писателем в двадцатые годы и публиковавшиеся в периодике тех лет. Многие из этих произведений знакомы читателю по их переизданиям последнего десятилетия.
Булгаков, М. А. Пьесы / М. А. Булгаков. – Москва: Советский писатель, 1991. - 800 с.
В сборнике наиболее полно представлена драматургия М. Булгакова (1891 - 1940). Кроме оригинальных пьес в него вошли известные инсценировки для театра произведений М. Сервантеса, Н. Гоголя, менее известная инсценировка романа Л. Толстого «Война и мир».
Булгаков, М. А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы. - Москва: Правда, 1989. - 576 с.
В сборник избранных произведений М. А. Булгакова вошли романы «Белая гвардия» и «Жизнь господина де Мольера», а также рассказы: «Полотенце с петухом», «Тьма египетская», «Я убил» и др. Вступительная статья И. Ф. Бэлзы.
Булгаков, М. А. Колесо судьбы: повести, рассказы, фельетоны 1925 - 1927 гг. / М. А. Булгаков; сост. В. В. Петелин. – Москва: Современник, 1990. - 559 с.
В сборнике наиболее полно представлено творчество Михаила Афанасьевича Булгакова за 1925-1927 годы. Это и короткие газетные фельетоны, и рассказы из «Записок юного врача», и завоевавшие в последние годы популярность широкого читателя повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца».
Булгаков, М. А. Собрание сочинений в пяти томах /М. А. Булгаков. - Москва: Художественная литература, 1989-1990г.г.
В настоящем Собрании сочинений представлены все художественные произведения Михаила Булгакова, созданные им на протяжении 20 лет литературной работы (романы, повести, рассказы, драматические произведения, фельетоны и очерки).
Содержание
Том 1
В первый том Собрания сочинений Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) входят его ранние произведения: «Записки юного врача», роман «Белая гвардия», рассказы начала 20-х годов: «Необыкновенные приключения доктора», «Морфий», «Налет» и др.
Том 2
В том вошли повести М. Булгакова «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и избранные рассказы и фельетоны 1921-1934 годов.
Том 3
В третий том Собрания сочинений М.А. Булгакова входят все его оригинальные пьесы: «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег».
Том 4
В том входят инсценировки и драматические переложения М.А. Булгакова («Мертвые души», «Война и мир», «Дон Кихот» и др.), а также романы «Жизнь господина де Мольера» и «Записки покойника».
Том 5
В пятый том входят: роман «Мастер и Маргарита», избранные письма.
Булгаков, М. А. Собачье сердце. Ханский огонь /М. А. Булгаков. – Москва: Современник, 1988. - 112 с.
Рассказ «Ханский огонь» и повесть «Собачье сердце» написаны рукою большого художника, пронизаны острым чувством боли за человеческое несовершенство, искренним стремлением к такому социальному переустройству общества, которое позволило бы человеку стать добрее, честнее, справедливее и благороднее.
СЛОВО О МАСТЕРЕ
«Его ум требовал живой сказки;
Душа просила покоя»
А. Грин
Боборыкин, В. Г. Михаил Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов. - Москва: Просвещение, 1991. - 208 с.: ил. - (Биография писателя).
В книге рассказывается о сложной судьбе писателя, о его литературной деятельности. Автор анализирует романы, повести, пьесы М. Булгакова «Белая гвардия», «Бег», «Дни Турбиных», «Мастер и Маргарита». В заключительных главах речь идёт о значении творчества Булгакова в наши дни, для современной литературы.
Чудакова, М. Жизнеописание Михаила Булгакова /М. Чудакова. - Москва: Книга, 1988. - 496 с.
Книга Мариэтты Чудаковой - первая научная биография Михаила Булгакова. Ко многим фактам, которые были обнародованы благодаря ее усилиям («Архив М. А. Булгакова», 1976), трудам других исследователей, теперь добавляются новые, а главное, они выстроились в трагическую, но ясную линию жизни.
Первая научная биография выдающегося советского писателя М. А. Булгакова - плод многолетней работы автора. Множество документов, свидетельств современников писателя дали возможность автору не только скрупулезно воссоздать вехи жизни Булгакова, но и его творческий облик.
Соколов, Б.В. Три жизни Михаила Булгакова.- Москва, Эллис Лак, 1997.- 32 с.
Известный исследователь творчества Булгакова, автор «Булгаковской энциклопедии», доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук сделал попытку по-новому осветить непростой жизненный и творческий путь М.А. Булгакова. Раскрываются тайны таких шедевров, как «Мастер и Маргарита», «Бег», «Дни Турбиных», «Мольер». Показана широкая эрудиция писателя, прекрасное знание им истории христианской философии и мистической литературы. Рассматриваются также отражение в булгаковских произведениях современной ему жизни, ряд реальных прототипов его героев, в том числе и некоторых известных политических деятелей. Показаны сложные взаимоотношения Булгакова с властью.
Воспоминания о М.Булгакове: Сборник/ Сост. Е.С. Булгакова и С.А.Ляндрес. - Москва: Советский писатель, 1988. - 528 с.
О Михаиле Булгакове вспоминают К. Паустовский, В. Катаев, Э. Миндлин, С. Ермолинский, В. Виленкин, Р. Симонов, М. Яншин, М. Прудкин. Они рассказывают о начале литературного пути, о его работе в театре, о жизни и творчестве последних лет.
В сборник включены воспоминания Т.Н. Кисельгоф, Л. Белозерской, дневниковые записи вдовы - Е. С. Булгаковой, материалы из семейного архива.
Есенков, В.Н. Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове. - Москва: Классика плюс, Зодчий-К, 1997. - 800 с.
Художественно-документальное повествование Валерия Есенкова о жизни М.А. Булгакова - это не беллетризованная биография одного из самых блистательных русских писателей ХХ столетия, а глубокое социально-психологическое исследование драматической судьбы русской интеллигенции в критический период отечественной истории, восходящее к извечным проблемам искусства - о совести и долге, достоинстве и честности художника. В новом романе В. Есенкова отчетливо проявилась его художественная концепция, в соответствии с которой личность и творчество большого мастера представляют неразрывное целое, его судьба - это важнейший момент духовной истории поколения.
Стать известным и читаемым автором было заветной мечтой Булгакова, писавшего большинство своих произведений в стол. Он собирал и коллекционировал билеты со всех спектаклей и концертов, которые посещал. Его отдушиной были «Дни Турбиных», высоко оценённые Сталиным. Получить положительную оценку от такого человека (да ещё и в личном телефонном разговоре, да еще и с предложением работы во МХАТе) удавалось не каждому.
Булгаков был целеустремлённым, твёрдым человеком и настоящим писателем и поэтом. Неожиданно, но он писал и стихи, многие из которых до нас дошли лишь обрывками. В одном его поэтическом творении, озаглавленном «Funеrailles» («Похороны» с французского), есть такие строки:
В тот же миг подпольные крысы
Прекратят свой флейтный свист,
Я уткнусь головой белобрысою
В недописанный лист.
Михаил Афанасьевич Булгаков, который, по словам Анны Ахматовой, «пил вино» и «как никто шутил и в душных стенах задыхался», всеми силами стремился максимально добиться при жизни признания своего литературного таланта. Он говорил о том, что его волновало, ставя на кон едва ли не собственную жизнь. Даже после всех неудач, после перекрывающих кислород запретов его произведений, он продолжал писать, хотя и сам не верил в то, что когда-то в будущем его будут величать классиком. Этот «трижды романтический мастер» (по словам И. Бэлза) создал литературные шедевры, нашедшие свою славу и за пределами нашей страны. Он создал бесценные рукописи, которые не горят.
Нет комментариев