Фото Александра С. Среди святых воспоминаний...
Осень никогда не повторяется - каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Осень привлекает художников своей богатой цветовой палитрой. Как обуздать это буйство красок и оттенков... Как передать на холсте осеннее настроение, игру солнечных бликов на золоте деревьев, осеннюю прохладу, свежесть осеннего утра, настроение пасмурного дня, опавшие листья, дары осени...
Рассматривая картины, каждый сможет найти тот пейзаж, который найдёт отклик в сердце, напомнит о чем-то родном и светлом, будь то летние каникулы из далекого детства, беззаботный отпуск, счастливая прогулка с близким человеком или что-то ещё.
И. Остроухов. Золотая осень. 1886.
Настроение лёгкой грусти увядания или щемящей тоски по родным пейзажам, размышления о быстротекущем времени или о красоте простого, незамысловатого, но любимого вида именно в осенних мотивах звучат особенно ярко и пронзительно.
И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889.
Даже отдельные пейзажные композиции воспринимались поначалу как деталь оформления интерьера, например, заполнение простенков в залах ренессансных вилл. И только в XIX столетии его сольная партия зазвучала во всю свою силу и в европейском, и в русском искусстве.
А. Саврасов. Осень. 1871.
Л. Каменев. Туман. Красный пруд в Москве осенью. 1871.
Однако особенную тонкость и прелесть осенних мотивов художники оценили гораздо позже, чем парадную, репрезентативную выразительность летних или зимних видов.
И. Шишкин. Осень. 1892.
Именно в последней трети XIX века, когда в эмоциональной палитре пейзажа появились оттенки любования камерным, интимным, простым, обыденным видом, русская пейзажная живопись обрела всю полноту своих выразительных средств и всю магическую силу своего воздействия на зрителя.
Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень. 1871 – 1873.
А. Шильдер. Овраг. 1915.
От парадного великолепия полотен Ивана Шишкина до тихих, задушевных мотивов Фёдора Васильева и Алексея Саврасова, от красочного буйства Бориса Кустодиева до тональной многоплановости Аполлинария Васнецова и Льва Каменева русская пейзажная живопись рассказывает нам о глубине переживания и широте душевного пространства человека. Всегда за изображением пейзажного мотива стоит гораздо более серьёзная и выразительная идея автора, чем может показаться при первом, беглом взгляде.
С. Жуковский. Брошенная терраса. 1911.
С. Жуковский. Осень. Веранда. 1911.
В сияющих, как будто умытых дождем террасах Станислава Жуковского можно увидеть светлую печаль по уходящей красоте усадебной жизни.
Б. Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие. 1926.
Б. Кустодиев. Осенний сельский праздник. 1914.
В ярких мотивах Бориса Кустодиева - радость и полноту бытия.
И. Левитан. Золотая осень. 1895.
И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879.
В золотых переливах Исаака Левитана - нежность и тонкость поэзии. Прикосновение кисти этого певца пейзажа подобно звукам струнной симфонии, где каждый инструмент своим неповторимым голосом вносит свой оттенок в общее гармоничное звучание.
В. Поленов. Золотая осень. 1893.
В. Поленов. Ранний снег. 1891.
Подобное многообразие эмоциональной палитры воплотил в своих певучих полотнах Василий Поленов. Изображение живописного берега реки, осыпанного золотыми листьями или укрытого первым снегом, рассказывает нам о глубоком и прочувствованном единении души художника с красотой мира. В его наполненных воздухом пейзажах царит удивительная гармония и вневременный покой.
С. Виноградов. В усадьбе осенью. 1907.
С. Виноградов. Осень. Задворки. 1901.
Пастозные, свободные мазки Сергея Виноградова передают мимолётное очарование заросшей усадьбы или увядающего луга. Прелесть неуловимого состояния пейзажа созвучна едва заметным движениям души, которые сложно выразить словами, но воплощённые в красках, они мгновенно находят отклик в сердце зрителя.
К. Юон. Мельница. Октябрь. Лигачёва. 1913.
Константин Юон в простом сельском мотиве смог выразить всю силу природы и живущего в гармонии с ней человека. Сочные, сияющие цвета и глубина пространства, как будто увиденного с высоты, говорят не о сиюминутном и повседневном, это скорее эпическая картина народной жизни.
М. Нестеров. Осенний пейзаж. 1906.
М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890.
На полотнах Михаила Нестерова природа созвучна тихому трепету души его героев. Именно в нежный и лиричный осенний пейзаж художник поместил трогательный и чистый образ отрока Варфоломея.
В. Серов. Осень. Домотканого. 1892.
Валентин Серов подчеркнул уединение и печаль одинокой фигуры мягким, пасмурным осенним видом. Поэтическое звучание сюжета здесь удивительно тонко и проницательно вторит эмоциональному настрою пейзажа.
И. Грабарь. Рябинка. 1915.
И. Грабарь. Рябины и березы. 1924.
Яркие и в то же время хрупкие рябинки на картинах Игоря Грабаря - многогранный образ, вызывающий множество ассоциаций и размышлений.
А. и С. Ткачёвы. Осень. Пора свадеб. 1973.
Братья Алексей и Сергей Ткачёвы подчеркнули тему свадьбы, тему таинственного соединения судеб, изображением осеннего дерева, как будто осеняющего молодых своим золотым сиянием. Символическое богатство и выразительность этого сюжета уникальны не только для своей эпохи. Природный мотив добавляет этому бытовому эпизоду вневременное, универсальное звучание.
К. Сомов. Осень. 1905.
К. Сомов. Фигуры в парке. 1919.
Для художников пейзажный жанр - это и возможность вообразить жизнь минувших веков, и обобщенный образ, объединяющий стереотипы современного сознания.
И.Шишкин. Золотая осень. 1888.
Но какими бы ни были замыслы художника, какую бы идею ни пытался он воплотить в своей работе, неизменно одно: за очевидным мотивом всегда скрывается зашифрованный смысл, своеобразное «двойное дно», послание от автора зрителю. Никогда пейзаж не равен только пейзажу. И поэтому так интересно найти его потаённый смысл, прочесть его значение и почувствовать эмоциональную связь с душевным миром художника и его эпохи.
Нет комментариев