Июль славяне называли Страдником (от "страда" - жатва, сенокос), Липецом, Сеножарником, Сеноставом, Жарником и Грозником.
1 июля - (по версиям некоторых исследователей) один из праздников Ярилы. Точили серпы, постели набивали соломой и травами от болезней.
2 июля - сенокос. Дети заговаривали рой у ульев:
Рой, гуди, в поля иди!
С полей иди, медок неси!
3 июля - паутинный день и день перепелятников.
Птицеловы смотрят на озимые хлеба: если над ними летают паутина и мошкара, то там соберутся и перепела.
Охотники старались поймать в этот день для удачи хоть одну птицу.
Особенным везением считалось поймать белого перепела.
Примечали: если в этот день дождь, то будет идти сорок дней; если лягушки заквакают и опять замолкнут (от холода) - будут холода, "когда хлебу красоваться". Дети собирают липовый цвет.
5 июля - в этот день девушки, собравшись в доме одной из подруг, готовили ячменную кашу, которую ели вечером следующего дня.
6 июля - кашный день.
С 6 на 7 июля - в этот день парились в бане, умывали детей в лесных источниках, делали венки и угощали нищих. А с наступлением темноты начиналась Купальская ночь. Люди шли в лес, где жгли костры, прыгали через огонь, водили хороводы, купались в реке, сжигали "ведьму" - череп животного, искали цветок папоротника, дающий богатство и удачу.
Супружеские пары и вдовствующие люди занимались любовью в лесу, передавая земле силу плодородия. Праздник был посвящен солнцу. Откуда и проистекает его название - Даждьбожья или купальская (от "кополо" - архаичное название солнца). В этот день и эту ночь исполнялись такие песни:
Девки, бабы -
На Купальню!
Ладу-Ладу,
На Купальню!
Ой, кто не выйдет
На Купальню,
Ладу-Ладу,
На Купальню,
Ой, тот будет
Пень-колода,
Ладу-Ладу,
Пень-колода!
А кто пойдет
На Купальню,
Ладу-Ладу,
На Купальню!
А тот будет
Бел береза!
Ладу-Ладу,
Бел береза!
7 июля - Ярилин день. В этот день женщины катались по ржи, а водяной затевал свои игры. Шел первый покос.
Считалось, что в этот день в лесу можно легко встретить лешего и заключить с ним договор.
Считалось, что в этот день (так же, как и 24 июня, и 12 июля) ведьмы особенно сильны.
Собирали землю из-под капищ для последующего растворения в воде и лечения лихорадок.
9 июля - сбор ягод.
10 июля - приметы о бабьем лете. Сенокос и сеногной.
Примечали: если в этот день дождь, то до бабьего лета (14 сентября) будет мокро.
11 июля - Крапивное заговенье. Считалось, что с этого дня крапива последний раз в целебной силе, а потому хлестали друг друга крапивными веничками. Солнце играет, зарница "зорит" хлеб.
12 июля - Ярилин день. Всю ночь, предшествующую этому дню, люди раскладывали огни на пригорках и, в ожидании солнца, проводили время в песнях и играх.
Проводился обряд "колесня" (тайно добывались два колеса, на которых сажали парня и бабу, изображавших жениха и невесту, проводились все обряды от сватовства до венчания).
Восход светила встречался громким кличем, после чего все бабы снимали сарафаны, распускали волосы и бегали по деревне, преследуемые парнями.
У не снявших одежду разрывали ворот рубахи или сдергивали пояса.
Девушки в это время свистели, плясали и пели.
[Замечу, что ни в одном из первоисточников не говорится о том, что данный эротический отыгрыш переходил во что-либо большее - примечание Лифантьева С. С.]
Также в этот день приносились мясные жертвы, а еще производились умывания из трех ключей. Люди смотрели, как солнце "играет". Считалось опасным купаться: водяной искал себе жертву.
С этого дня начинались страда и сезон ярмарок. В некоторых областях в этот день хоронили Кострому.
Считалось, что сегодня (так же, как и 24 июня, и 7 июля) ведьмы особенно сильны; некоторые преследовали людей, превратившись в катящееся колесо. Кукование кукушки в этот день пророчило массовые несчастья.
По старому стилю в эту дату выбирали скотину и людей для жертвы в Перунов день.
14 июля - сенокос и прополка огородов. Женские ссыпки с обязательной растительной пищей, кашей и курицей.
15 июля - А. Буенок считает, что это день Берегини-Земли.
В эту дату женщины выносили полотенца с обережными знаками, а мужчины, отойдя от сенокоса, купались в реке и утирались этими полотенцами.
Во времена синкретизма этот день называли "Звериной Богородицей".
16 июля - несчастливый день.
17 июля - девушки в этот день гадали по цветам (ходили по двенадцати лугам, собирали двенадцать цветов, клали их под подушку, чтобы увидеть во сне жениха).
Матери же обязательно варили девушкам овсяный кисель, приправленный спелыми ягодами.
Кисель полагалось съесть, а миску облизать (как кисель за края миски держится, так и девушка за жениха держаться будет).
18 июля - праздник месяца.
Люди выходили смотреть, как он играет на небе. "Месяц играет - силы копит", "Под играющим месяцем да среди хлебного поля молодец мужает".
19 июля - паучий день.
20 июля - Перунов день по старому стилю. В некоторых областях Руси в этот день был зажин ржи ("Перунова борода").
Несмотря на перенос этого праздника на 2 августа, я продолжаю праздновать его по старому стилю, поскольку сам месяц июль был посвящен богу грозы, и август не играет должной роли.
21 июля - примечали: если к этому дню поспела черника, то поспела и рожь, что обещает богатый урожай.
22 июля - муравьиный день. В эту дату в муравейниках ищут масло, взбитое муравьями на Купальскую ночь.
Масло это, по преданию, помогает от всех болезней и находится лишь малое время на верхушке самого глухого муравейника, а унести его можно только в стеклянной посуде.
По старому стилю в этот день почитали Летницу - супругу Перуна.
23 июля - рясочник. К этому времени вода спадала и на отмелях можно было найти много раковин с жемчужинами.
Название праздника происходит от названия жемчужных украшений (ряски) на праздничном девичьем венце - рясочнике.
24 июля - грозы. Яркое сияние созвездия стожары предвещает удачную охоту на медведя.
25 июля - конец сенокоса и уборки.
Собирали целебную росу, избавляющую от сглаза и целебные травы.
27 июля - день Стрибога (ветрового воеводы).
Умолкают птицы.
28 июля - день мороков и туманов.
Полудницы снопы травой путают.
29 июля - день Стрибога (ветрового воеводы), начало жатвы, поздний сенокос.
31 июля - прощание с июлем. Банный день.
Женщины складывали на ниве серпы и звали волхва, дабы освятить их, после чего мылись в бане соломенными вениками.
В июле были три скользящих праздника.
Первый из них выпадал на ближайший понедельник перед 12 числом.
Он назывался Проводы русалок.
Хороводы баб с чучелами собирались в назначенном месте, где пели и плясали.
Потом они делились на две половины: одни нападали на чучела, другие защищали их.
Битва велась водой и песком.
В конце концов чучела растерзывали и разбрасывали по полю, а возвращались по домам с унынием.
Понедельник после 12 числа - в некоторых областях похороны коршуна-Чернобога-Шуляка происходили в этот день.
Третий праздник проходил в первое воскресенье после 12 числа.
В этот день сжигали куклу, называемую "макушка лета".
Как предполагает А. Буенок, это был праздник Лады и Лели.
Нет комментариев