солнцевороту, который открывал народный солнечный год.
Святками
православные христиане называют двенадцать праздничных дней между
Рождеством (в ночь с 6 января) и Крещением (19 января).
В католическом
христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней,
продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.
По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены
памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане
(Богоявление).
В народе эти дни именуются святыми вечерами, потому что по
древнему обычаю православные христиане вечером прекращают все свои
дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя,
совершившихся в ночное или вечернее время.
Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе
VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не
полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским
Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы
праздничными.
По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых,
близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных
волхвами.
Также в эти дни принято
было вспоминать о бедных,
больных, нуждающихся людях:
посещать детские дома,
приюты, больницы, тюрьмы. В
древние времена в святки даже
цари, переодетые в
простолюдинов, посещали
тюрьмы и давали заключенным
милостыню.
Центральным моментом
святочных торжеств была общесемейная трапеза.
Готовилось нечетное число блюд, основным из
которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень,
ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный
кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи
умерших в прошедшем году.
Последние дни святок были посвящены подготовке к другому
двунадесятому празднику - Крещению Господню.
Лучшие деревенские
мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и
украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.
Несмотря на то, что святки - праздник христианский, к нему
примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых
древнейших времен.
До принятия христианства на Руси святки были
торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) По
другим источникам, это слово происходит от старославянского «святки» -
души предков.
Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь
год и гадания о будущем, практиковались и магические обряды.
В рождественский сочельник (6 января) - канун великого праздника
Рождества - весь день постятся («до первой звезды») и готовят праздничную
одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в чёрном («приходить на
пир в печальной одежде»).
По традициям христиан в это время никто не работал. Православные
ходили друг к другу в гости, дарили подарки, оказывали помощь людям
преклонного возраста, и обязательно давали подаяние нуждающимся.
В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса.
Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники,
родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту
ночь кто-то загадает желание, оно должно обязательно сбыться.
Существует
обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо:
взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты
немыслимой красоты.
Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье
(для святочных дней характерны три больших застолья – в рождественский
сочельник, в вечер Васильева дня, т.е. 14-е января, в крещенский сочельник).
Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья,
готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье,
маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель.
Главное
блюдо – кутья (распаренные зёрна пшеницы и ягоды, например, изюм). На
столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в
прошедшем году.
Считалось, что в эти дни души умерших витают среди нас.
Вся семья собиралась за столом, а если приглашались гости, то загадывали
об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя.
Именно с ним
связывали после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на
Рождество всегда старались приглашать только самых близких людей,
которые могут принести счастье.
Из крестьянских традиций царских времён следует отметить и такие:
солома в эти дни разбрасывалась по полу дома, праздничной кутьёй кормили
куриц, если они были в хозяйстве, сноп ставился в красный угол (т.е. угол с
иконой), яблочные и прочие фруктовые деревья во дворе обвязывались
ленточками. Всё это делалось с надеждой на будущий урожай, достаток и
счастье.
Коляда
Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать.
Колядки – праздничные народные рождественские песнопения.
Коляда (Исторический словарь) — дохристианский цикл праздников у
славян в период зимнего солнцеворота, начала новой жизни, обновления
природы. Сопровождается колядками.
После безуспешных попыток
искоренить К. христианская церковь включила ее в свой рождественский и
крещенский циклы с 24 декабря по 19 января (святки).
Коляда «Энциклопедия мифологии» — (от лат. Calendae), в славянской
мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо,
сходное с Авсенем (см. также Божич).
Иногда К. изображал сноп,
принесённый в дом на рождество (у поляков), или кукла «колед» (у
хорватов).
Упоминалась в величальных рождественских песнях - колядках
(«Пришла К. накануне Рождества» и т. п.), исполнявшихся ходившей по
дворам молодёжью и содержавших магические заклятия - пожелания
благополучия дому и семье, требования подарков (от хозяев), предрекавших
разорение скупым.
Иногда сами подарки - обрядовое печенье, каравай и т. п.
назывались К. Колядование могло сопровождаться ряженьем в коня, козу,
корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Про Коляду, древнего языческого
бога, уже давно забыли, а обычай
остался. В ночь на Коляду жгли костры
(зажигали древним способом
священный огонь, который горел 12
дней), вокруг плясали, с приговорками с
гор скатывали горящее колесо.
Молодёжь со склеенной из серебряной
бумаги звездой ходила по деревням, стучалась в дома, чтобы поздравить
хозяев с праздником, спеть им песни, которые назывались "колядками", и
получить подарки. В любом доме колядующих встречали радушно
Часто песни-колядки сочинялись прямо на ходу. Хозяина, например,
величали не иначе, как « светел месяц », хозяюшку — « красным солнцем »,
детей их — « чистыми звездами ».
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные:
«Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду;
малы детушки — что виноградье красно-зеленое… ».
Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто
дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже
угрозы: «Кто не даст пирога — сведем корову за
рога, кто не даст ветчины — тем расколем
чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Хозяева
принимали гостей, давали, кто что мог.
Происходит это обычно так. Ближе к
вечеру люди собираются в отдельные группы
и идут по улицам с песнями, шутками и
звездой на длинной палке. Звезда эта тоже
символизирует возрождающееся солнце,
которое поворачивает на весну. Делали её
обычно восьмиконечной, из бумаги,
раскрашенной красками и освещённой
свечкой, которую ставили внутрь.
Один из
колядующих несёт мешок для даров.
Ряженые
люди подходят к окнам дома, к входной двери, или (если это разрешают
хозяева) прямо в дом и поют колядки.
***
Коляда, коляда,
приходила коляда накануне Рождества!
Детей собирать, с Новым годом поздравлять!
***
Пришла коляда! Открывайте ворота!
Доставайте злато!
Будете богаты!
Пусть в хозяйском дворе
Будет урожай и скот!
Пусть при каждой поре Прославляется род!
Ряженые
Рождественские святки не обходились без участия ряженных.
Игры ряженных - древняя русская
скоморошья забава, сохранившаяся с
языческих времен. Гонимая церковью и
властью, традиция эта все же пережила
века и стала неотделимой частью многих
народных праздников. Костюмы и маски
(хари) ряженных готовились заранее,
хотя особых премудростей здесь не было.
Наряжались медведями, козами,
петухами, волками.
Главным персонажем
среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого
парня деревни или околотка.
Вывернутая мехом наружу шуба - вот и
костюм медведя.
Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала
журавля.
Люди старались вырядиться так, чтобы никто их не мог узнать: мазали
щеки чёрной сажей, привязывали к подбородку мочалку, приделывали усы,
вставляли вырезанные из репы зубы, нацепляли рога.
Парни одевались
бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками,
цыганами, солдатами, различными
животными. Особым успехом
пользовались группы ряженных - лошадь с
седоком, медведь с вожаком, “а при нем
деревянная коза”. Лошадь обычно
изображали два парня, накрытые длинной
попоной. Передний держал на вилах
соломенную кобылью голову. На
“лошадь” садился мальчик, и вся эта
забавная группа под свист и хохот
зрителей отправлялась гулять по улицам.
Ряженные заходили в дома и веселились как могли: кувыркались,
дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые
представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много
радости и детворе, и взрослым.
Ряженье служит символом обновления природы.
Святочные гадания
Главным обрядом, выполнявшимся на Святки, были знаменитые
святочные гадания. Молодёжь гадала о своей судьбе.
Обычно гадали девушки. Девушки надеялись узнать, когда они выйдут
замуж и каким будет их жених.
Они уединялись в помещениях, распускали
волосы, снимали все обереги, крестик и приступали к таинству ворожбы.
Были известны различные способы гадания – это гадание по воску свечи, по
травам и цветам, по звукам, использовали зеркало, чтобы увидеть своего
суженного.
Темы гадания была различны – об урожае, об удаче, о
дальнейшей жизни, обо всем, что волновало человека. Парни интересовались
характером будущей невесты, её красотой. Гадали на вечеринках,
посиделках, в банях и около церквей.
Гаданий было великое множество, все их невозможно и перечислить.
Приведём несколько примеров.
Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха
Это хорошо известное из литературы
гадание нередко используется и сейчас.
Девушка садится в темноте между двумя
зеркалами, зажигает свечи и начинает
вглядываться в «галерею отражений»,
надеясь увидеть своего жениха. Лучшим
временем для этого гадания считается
полночь.
Подслушивание
Забираетесь под окно соседей и,
естественно, слушаете. Если у них выяснение
отношений с битьем посуды, можно ждать
«веселого» года. Если в доме тишина — и у вас
год будет гармоничным.
Гадание на картах
Перед сном кладут под подушку
четырех королей и говорят: «Кто мой
суженый, кто мой ряженый, тот приснись
мне во сне». Если приснится пиковый король
— жених будет стариком и ревнивцем,
король червонный означает молодого и
богатого, крестовый — жди сватов от
военного или бизнесмена, а бубновый — от
желанного.
Гадание с петухом
В одну тарелку насыпается зерно
(или кладутся деньги), в другую
наливается вода, рядом кладется зеркало,
иногда приносится курица. Петух,
подошедший к зеркалу, символизирует
красоту и нежность будущего жениха,
подошедший к зерну или деньгам — его
богатство, к воде — склонность к
пьянству, если петух подходит к курице,
значит, жених будет «бабником».
Гадание о судьбе по теням
Этот вид гадания в силу своей
простоты весьма распространен в
современной девичьей среде. Девушка
поджигает смятый ею бумажный
лист, а затем рассматривает тень
от сгоревшей бумаги. Каждый берет
чистый лист бумаги, комкает его,
кладет на блюдо или на большую
плоскую тарелку и поджигает. Когда
лист сгорит или почти сгорит, с
помощью свечи делается его
отображение на стену. Внимательно
рассматривая тени пытаются
узнать будущее.
Крещение
Крещением завершаются святки. В России в ночь на Крещение принято
освящать воду. Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы.
Существует также обычай гадания на Крещение, связанный с древними
языческими традициями.
Народный русский календарь отождествляет
праздник Крещения с морозами, т. н. «Крещенские морозы».
В русском народном быту Крещение означало конец святок и
считалось днем, предназначенным для изгнания нечистой силы, якобы
появлявшейся на земле за эти две недели, а также днем очищения людей от
грехов.
Главным событием Крещения было великое водосвятие.
В крещенский
сочельник вода освящалась в купели, установленной посредине храма, а в
праздник Крещения – в реке, озере, у колодца. К водосвятию начинали
готовиться с крещенского сочельника, когда на реке или озере прорубали
отверстие во льду в виде креста или круга, устраивали около проруби
подобие аналоя и водружали рядом с ним деревянный крест, верхушку
которого венчало ледяное изображение голубя – символа Святого Духа.
В
некоторых местах прорубь закрывалась крышкой, по краям которой
вставлялись в специальные гнезда деревянные колышки.
В день Крещения после литургии к проруби отправлялся крестный ход
в сопровождении всех деревенских жителей.
Священник проводил молебен,
в конце которого три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду
Божие благословение.
После этого все присутствующие набирали из проруби
воды, которая считалась святой, обливали ею друг друга, а некоторые парни
и мужчины, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде.
В ряде деревень перед молебном, когда снималась с проруби крышка,
присутствующие выдергивали из нее колышки, чтобы обрести счастье на
целый год.
Обряд водосвятия пользовался большой популярностью у русского
народа. Он издавна проводился не только в деревнях, но и в городах,
включая Москву и Петербург. Одно из ранних описаний водосвятия в России
оставил В СВОИХ записках английский посол Флетчер, наблюдавший его на
Москве-реке в XVI в.
Священное действо, по его словам, началось с
торжественного выхода из Успенского собора Кремля пышной процессии,
возглавлявшейся двумя дьяконами с хоругвями.
За ними шли другие дьяконы
и священники в богатых ризах по два человека в ряд с иконами на груди, за
священниками – епископы, затем монахи, игумены и сам Патриарх.
Позади
Патриарха шел царь, а следом за ним бояре. Вся процессия приблизилась к
Москве-реке: «Тогда Патриарх начинает читать некоторые молитвы,
заклиная дьявола выйти из воды, а потом, бросив в нее соли и окурив ее
ладаном, освящает таким образом воду по всей реке.
Поутру перед тем все
москвичи чертят мелом кресты на всякой двери и на каждом окне, чтобы
дьявол, изгнанный заклинаниями из воды, не влетел в их дома. Когда
церемония окончится, то сначала царские телохранители, а потом и все
городские обыватели идут со своими ведрами и ушатами зачерпнуть
освященной воды для питья и всякого употребления.
Вы также увидите тут
женщин, которые погружают детей своих ушами в воду, и множество
мужчин и женщин, которые бросаются в воду кто нагой, кто в платье, тогда
как, по-видимому, можно отморозить палец, опустив его в воду. После люди
ведут к речке лошадей и дают им пить освященную воду, чтобы и их
освятить.
То же самое повторяется епископами во всем государстве»
В народе считается, что вода на Крещение имеет необыкновенную
силу, она смывает не только грехи, но и болезни, приносит человеку
духовное и телесное здоровье.
Надеясь на крещенское чудо, не стоит
забывать о том, что купание в ледяной воде без предварительного
закаливания часто приводит к возникновению простудных заболеваний,
обострению хронических недугов.
В Московском Патриархате поясняют, что купание на Крещение в
проруби — это народный старинный обычай, а не церковное таинство,
только покаяние при исповеди в храме делает возможным отпущение грехов.
СВЯТКИ — две недели от Сочельника до Крещения. Первая неделя
считается святой, вторая —страшной.
6 ЯНВАРЯ — Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества —
вечером гадали и совершали различные магические действа.
7 ЯНВАРЯ —Рождество
8 ЯНВАРЯ — Бабьи каши — праздник повивальных бабок и рожениц — в
Курской губернии ходили в гости к повивальным бабкам и приносили им разную еду,
после чего было принято кутить с ними с вечера и до утра, в этот же день просили
помощи и защиты у пророка Давида —музыканта и укротителя гнева.
9 ЯНВАРЯ —Стефанов день —в этот день нанимали батраков.
11 ЯНВАРЯ — день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом
— с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе «куры
будут клевать огурцы».
12 ЯНВАРЯ — Анисья — желудочница — по свиным желудкам, по печени и
селезенке гусей гадали о зиме — «если печень и селезенка очень раздуты, зима будет
теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной».
13 ЯНВАРЯ — день святой Маланьи или Васильева коляда — раньше
приходился на 31 декабря и был кануном Нового года — в этот день все семьи были
заняты приготовлением к встрече Нового года —«Под Василья ведьмы крадут месяц»
— «Если в ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада — к
изобилию молока и рыбы, с востока —жди урожая и фруктов».
14 ЯНВАРЯ — Василий Великий — покровитель свиней — по старому
календарю этот день приходился на 1 января, т. е. на Новый Год.
15 ЯНВАРЯ — Сильвестров день — куриный праздник — на этот день не ели
яйца и курицу — в курятник вешали «куриного бога» — в южных районах куриным
богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть
естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал
обыкновенный лапоть — его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения
домового и кур, которых он не слишком любит. В этот же день заговаривали сестер —
лихоманок — дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые
несчастья.
16 ЯНВАРЯ — Пророка Малахии — «На пророка Малахию голодные ведьмы
задаивают коров до смерти…» — «На Малахия дом метелками обмахивай» — в этот
день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека —
обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от
всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка —
доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води».
17 ЯНВАРЯ — В этот и следующий день женщинам запрещалось шить —
считалось, что тогда ребенок родится слепым.
18 ЯНВАРЯ — Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник —
основной день святочных гаданий — накануне Крещения мелом рисовали кресты на
стенах, дверях, потолках — собирали снег для беления холстов и умывания —
в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится.
19 ЯНВАРЯ — Крещение, Богоявление — «В Богоявленскую ночь небо
открывается». «Крещение —со святками прощение».
Месяцеслов
Зима включает три календарных месяца: декабрь, январь, февраль.
Зиму в народе называют Зима, Зимка, Зимушка, Зимишка, Седая Чародейка.
По астрономическому календарю зима начинается в северном
полушарии с декабрьского солнцестояния (22-23 декабря) и длится до
мартовского равноденствия (21-22 марта).
Декабрь – Студень. У наших предков он назывался студень или
студный — из-за зимней стужи и морозов. Другое название — хмурень, —
пора хмурого неба и ранних сумерек. Еще декабрь величают ветрозвон,
ознобень.
В декабре замерзают реки — поэтому он ледостав. А еще декабрь
называют лютовеем — за недобрый нрав.
Начинается декабрь морозами и выпадением большого количества
снега.
По народным приметам о погоде смотрели с самых первых чисел
декабря, о том какая будет зима, суровая, мягкая и долго ль быть морозам,
либо оттепелей ждать.
Январь – Просинец: получил название из-за начинающей
показываться в это время синевы неба, «просияния», из-за прибавления дня и
яркого солнца.
В январе солнца больше, чем в предыдущем зимнем месяце. Больше и
трескучей становится морозных дней. Все половина января в народном
календаре отдана Святкам.
На Руси днями устраивают санные катания и
зимние торжества, ночами в святочные вечера девушки гадают, а с января до
самой Масленицы устраивают праздники и справляют свадьбы.
На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо
первым считался март.
Когда же первым стал сентябрь, январь оказался «в
очереди» пятым; наконец, с 1700 года, со времени перемены, произведенной
в нашем летосчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.
Петр
Великий, желая привести в соответствие с календарем западноевропейским
начало нового русского года, отменил древнее летосчисление от сотворения
мира и постановил ввести времяисчисление от Рождества Христова.
С этой
целью преобразователь России издал в 1699 года два указа: в первом указе 19
декабря он велел «начинать» год с 1 января.
Во втором Указе,
последовавшем на другой день после первого, раскрыта и сама причина
перемены летосчисления и указано, как должно быть отпраздновано начало
нового столетнего века в Москве.
Как только устанавливались дороги и появлялся санный путь, русский
мужик скорее в лес спешил — за дрова да лесом для ремонтов изб. Бабы в
это время мяли куделю, чесали ее и пряли, сидя по баням да посиделкам.
Мыли шерсть, валяли валенки, шили шубы да рукавицы.
Февраль в Древней Руси считался последним в году, поэтому
назывался он Сечень — отсекающий год.
А еще называл его межень —
границей между зимой и весной. Из-за частых вьюг и метель величали
ветродуем и лютнем, иногда — бокогреем, потому что скотина выходила в
феврале из хлевов обогревать бока. Его также называли свадебным — от
зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до Масленицы.
Первоначально февраль — «великая искупительная жертва в конце
года» — содержал 28 дней, потому что, по верованиям древних, только
нечетное число дней в месяце могло приносить счастье.
Это последний и самый страшный месяц зимы, месяц лютого голода,
волчьих свадеб и набегов зверей на деревни.
Пословицы и поговорки
Береги нос в большой мороз.
Будет зима, будет и лето.
В чужие края зиму не пошлешь.
Все зимой сгожается, что летом урожается.
Готовь зимой телегу, а летом — сани.
Заковал мороз реки, но не навеки.
Зима — не лето, в шубу одета.
Зима — хранительница полей.
Зима без мороза не бывает.
Зима без трех подзимков не живет.
Зима лето пугает, а все равно тает.
Зима лето строит.
Семь лет зима по лету, а семь лет лето по зиме.
Снег на земле, что навоз для урожая.
Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется.
Такой мороз, что звезды пляшут.
Два друга — мороз да вьюга. (поговорки о зиме)
Декабрь - стужайло всю зиму судит.
Декабрь месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку
стелит.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Декабрь глаз снегами тешит, а ухо морозами рвет.
Декабрь хитрые узоры на окнах расписывает.
Холодный декабрь со снегопадами — к хорошему урожаю летом.
Декабрь-глаз снегами тешит, зато ухо морозом рвет.
В декабре мороз крепчает, зато день прибывает.
Декабрь после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибавит дня
В декабре мороз крепчает, зато день прибывает.
Декабрь после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибавит дня.
Декабрь — самый темный месяц в году. Декабрь все берет — и ничего не
отдает.
Раз в десять лет декабрь теплым бывает, даже снег тогда сгоняет.
Новый год - к весне поворот
Зиме половина - январь
Январь сухой, да морозный - лето жаркое будет
Новолуние в январе - к перемене погоды
Январь - начало года, солнце на лето смотрит
Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.
Январь — году начало, зиме середина.
Январь — весне дедушка.
Февраль — широкие дороги.
Февраль воду подпустит, март подберет.
Февраль три часа дня прибавит.
Февраль солнце на весну поворачивает.
Если февраль холодный, то и март холодный.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем март теплее будет.
Начало февраля погожее — весна будет ранняя.
В феврале много инея на деревьях — будет много меда.
Частые туманы в феврале — к дождливому лету.
Февраль – бокогрей, на печи бока грей.
Февраль три часа прибавит.
Февраль богат снегом, апрель — водой.
Февраль — месяц лютый, спрашивает, кто обутый.
Все месяцы года проклинают ясный февраль.
Батюшка-февраль пришел — мужик зиму перерос.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев