Есть мнение, что пришла традиция изготовления пряничных домиков из Германии.
В 1812 году кто-то с Наполеоном воевал, а кто-то издал сборник сказок.
Братья Гримм включили в него историю, которую рассказала жена одного из них.
Сказку эту худо-бедно знают все, и повествует она о милых детишках Гензель и Гретель, которые умудрились зажарить злую ведьму в её же печи, чтобы она их не съела.
Злобная старушка-каннибал обитала не в малопривлекательной избушке на курьих ножках, а в доме из хлеба с пряничной крышей и сахарными окнами, что послужило идеальной приманкой для голодных, брошенных в лесу детей. Однако это не делает пряничный домик изобретением исключительно братьев Гримм.
Во-первых, они лишь пересказали народную байку, а во-вторых, есть источники и постарше: в английской литературе века тринадцатого была описана страна изобилия с малоаппетитным названием Кокань, в которой были и съедобные жилища.
А еще сейчас пишут, что даже древние римляне пекли домики из сдобного теста, чтобы торжественно их съесть после того, как они пару дней постоят на домашнем алтаре. Крайне любопытно, как те домики выглядели.
Однако даже в литературе про быт и обычаи древнего Рима о домашних алтарях есть что почитать, а вот про те съедобные домики — нечего.
Так творятся мифы. Зато мы знаем один факт и вам о нем расскажем: в Таганроге первая пряничная и кондитерская фабрика открылась в 1894 году, и давайте уже скорее приобщаться к пряничным традициям.
Строительство пряничного домика и подготовка к нему будут тем приятнее, если разбить этот процесс на этапы, тогда получится, что незначительные ежедневные усилия приведут к значительному результату.
Стройматериал для пряничного домика
В первый день замесите тесто. Можно попробовать один из многочисленных вариантов козульного теста.
Название «козули» забавное, но исконное: это традиционные пряники поморов.
О происхождении названия филологи и историки спорят. Может, поморы козочек лепили чаще всего, может, название произошло от глагола «козить», что означало «шутить и смеяться», а не то, что можно было подумать в связи с сезонным насморком. Над кем, правда, шутили не очень понятно.
Состав теста был немного другим, и вымешивать его было так утомительно, что жены перепоручали это не только проштрафившимся, но и вполне себе примерным мужьям.
Резона надрываться нет, так что можно выбрать любой вариант теста, который уже полюбился. Если такого нет, то можно попробовать и описанный ниже.
Для красивого колера пряника нужно приготовить жженку из сахара.
Возьмем большую чашку, высыпаем в нее 250 грамм сахара и ставим ее на огонь. Помещаем рядом на конфорку ковшик/турку/кружку – словом, любую емкость с водой (250 мл) и тихонечко доводим ее до кипения – это наше ружье, которое обязательно выстрелит.
Сахар нужно нежно помешивать, чтобы нижний слой не сгорел, пока верхний не подозревает о своей участи.
Он будет сбиваться в комочки, поэтому придется пройти через этап леденцовой каменоломни, прежде чем весь сахар расплавится.
После этого в чашке без единой капли воды, у вас образуется жидкость, приятно пахнущая карамелью.
Мы близки к самому ответственному этапу, так что набираемся мужества и продолжаем нагрев.
Карамель начнет кипеть, увеличиваться в объеме за счет рыжей пенки и очень скоро от ее поверхности пойдет сизый дым.
Важно не передержать, а то помимо колера получится еще и горечь, что вряд ли придется по вкусу даже очень голодным детишкам из леса.
К этому времени в емкости рядом должен быть уже булькающий кипяток, который нужно будет влить в дымящуюся карамель.
Если у вас есть заклятый враг, пригласите его для этой операции, хотя честнее, конечно, отрастить длинные руки и защитить их рукавицами.
Температура кипящей карамели около 185 градусов, а кипятка — около ста: при такой разнице бурлить в вашей чашке будет почти так же, как в жерле Везувия в 79 году.
Так что будем аккуратны: добавим сначала одну ложку кипятка и отпрыгнем, затем вторую и быстренько оставшийся кипяток. Не забывайте: локти прямые, над чашкой не склоняйтесь!
Следом отправляйте еще 250 грамм сахара и спокойно мешайте.
Вы справились — теперь у вас будет пряничное тесто аппетитного шоколадного цвета без грамма какао при этом.
Всё, что будет происходить следом, следует проделывать, легко порхая по кухне (вы же имеете непосредственное отношение к волшебству, помните?): всё, что могло причинить вред, уже минуло.
Итак, добавленный сахар растворился в разведенной карамели, и можно снять с огня то, что получилось.
Отдыхаем минутку от пережитого напряжения, отмеряем или отвешиваем 200 грамм масла или сливочного маргарина (выбирайте внимательно и не берите гадкие спреды) и отправляем его растворяться в нашей чаше. Оно тает полумесяцем в новогоднюю ночь и делает жидкость более маслянистой.
Теперь духи. Нет, вовсе не «Шанель», а специи. Если основные потребители – дети, то можно обойтись и вовсе без них, но с ними всё-таки интереснее.
На специи не скупитесь — две столовые ложки — вполне нормально.
Причем, одна из них наполнена корицей, а вторая — смесью из толченой гвоздики, имбиря, мускатного ореха, кардамона, кориандра, бадьяна, душистого (не черного) перца и так далее.
Если вы не любитель специй и у вас столько нет, но верите в то, что пряник просто обязан быть пряным, и вас повергает в ужас, что ради этой идеи придется приобрести столько пакетиков, то можно поступить проще и купить готовую смесь хотя бы для глинтвейна – вполне годится.
Добавляем специи, стараясь не чихать (или хотя бы не чихать прямо в чашку, справедливо полагая, что последующая термообработка всё исправит, да и надо же оправдать название «козули» — вот и пошутили), и вдохновенно размешиваем.
К следующей операции смесь должна немного остыть.
Для тех, у кого есть кулинарный термометр, всё просто — температура смеси должна быть градусов 65. Мы люди простые, поэтому неспешно съедаем мандаринку и считаем, что за это время смесь стала нужной нам температуры.
Завариваем муку. Берем пару стаканов пшеничной муки, просеиваем ее в чашку и как следует промешиваем.
Еще медленнее съедаем еще одну мандаринку, в отдельную миску разбиваем три яйца и добавляем туда же желток от четвертого, размешиваем.
С белком оставшегося яйца поступаем следующим образом: помещаем его в идеально отмытую, обезжиренную и вытертую емкость, закрываем пленкой и отправляем в холодильник. Глазурь будем делать на нем.
Ну, или не будем. В любом случае: пока о нем забываем и сосредотачиваемся на тесте. К этому времени оно уже еле теплое (градусов 25).
Добавляем яичную болтушку, щепотку соли, чайную ложку соды и по полтора стакана пшеничной муки (лучше первого сорта, а не высшего) и ржаной обдирной муки (в Таганроге точно есть в «Перекрестке» — не реклама!). Впрочем, никакой трагедии в отсутствии ржаной муки нет, её можно заменить на пшеничную.
Размешиваем до однородности. Добавляем муку с последующим размешиванием до тех пор, пока ложка проворачивается. Не сломайте пальцы, нам же еще ручками домешивать. И ложку тоже гнуть не надо, мы верим — вы сильны!
Несмотря на то, что ложку уже не провернуть, в ком тесто еще не собирается. Так что готовим стол, насыпая на него ржаную и пшеничную муку в любой пропорции. Выкладываем тесто и месим, подпыляя мукой.
Есть тонкий момент – не нужно вбухивать побольше муки и потом героически разрабатывать бицепсы, трицепсы и прочие мышцы рук и спины.
Тут действует правило: чем меньше, тем лучше, иначе тесто может «затянуться». Понемногу подпыляя при замесе, у вас должно получиться гладкое блестящее тесто.
Оно будет липким на ощупь, но не станет оставаться на пальцах (лишь слегка окрашивать их).
Если тесто взять в ладонь, то оно должно сползать с руки как ленивец после третьего завтрака.
Получилось?
Тогда миссию можно считать завершенной.
Получившееся тесто можно разделить на несколько частей и отправить «созревать» в холодильник. Напоминаем, что использован вариант козульного теста, а любые народные рецепты не любят спешки.
Так что в самом деле будет лучше завершить первый день подвига готовым тестом. К слову сказать, дожидаться вас это тесто готово хоть месяц.
Даже волшебники могут передумать, правда же? Так вот и через месяц можно испечь из этого теста замечательно ароматные пряники.
Нет комментариев