СТИХОТВОРЕНИЯ О МУЗЫКЕ.
С Днём Музыки
Что с музыкой сравнится по звучанью?
Шум леса? пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения не в силах я.
Но всякий раз, когда в душе смятенье,-
Любовь иль грусть, веселье иль печаль.
В любом природой данном настроенье
Вдруг начинает музыка звучать.
В душе звучит на струнах подсознанья,-
Гремит в литаврах и в цимбалах бьёт,-
Передавая радость иль страданье-
Сама душа, казалось бы поёт!
Все праздники нужны нам, вне сомненья!
И вот -День Музыки ! И в праздник пожелать
Хочу вам музыканты, вдохновенья!
И снова, снова, снова-Музыку играть!
Семь нот.
У пианино много клавиш,
Всех ты нас плясать заставишь,
ты сыграешь - и нам грустно,
То мажор звучит искусно
Веселимся мы с тобой,
Много музыки любой.
Твои клавиши играют
И ребята точно знают-
Нот всего лишь только семь.
Семь, хоть у кого спроси.
Мы сейчас их вам расскажем:
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ.
Ковергина Г.
Музыка.
Ну, давайте спляшем вместе,
Ведь не устоять на месте,
Когда музыка звучит-
Нас она всех веселит.
К танцу деток приглашает,
Будет здорово - все знают!
Мы танцуем - звуки льются,
Дети пляшут и смеются.
Галина Ковергина.
Союз прекрасный – музыка и дети!
Какое счастье слышать голоса,
Которых нет чудеснее на свете,
И видеть благодарные глаза.
Любимый хор - мы верим без сомненья –
Порадует еще нас много лет,
Пусть новое приходит пополненье
И новых добивается побед.
Музыка – это не только лишь звук,
Музыка – это движенье,
И вылетает, как птица из рук
Нот беспокойных круженье.
После концерта
Концерт окончен, музыка вдруг смолкла
Но так ли это? Кажется сейчас
Она звучит и будет долго – долго
Ещё звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой – дугой,
Как будто нам жар – птицу в руки дали
И напоили всех живой водой.
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан, безбрежною она…
К.Ибряев
Берёзовая роща – это арфа:
На ней играет набежавший ветеР
Простую, незатейливую песню…
А бор сосновый - золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх движеньем кроны.
И убежавший в поле перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь
Широкую мелодию Руси
И вижу я в орешнике – рожок,
И слышу я в осине – балалайку,
И клён звенит,
Как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подметил у природы человек…
В. Семернин
Нотный дом
Здравствуй, добрый нотный дом!
- Кто живет здесь?
- Мы живём! –
Дружно ноты говорят,
Собираясь в звукоряд.
В дом нам хочется войти,
Но преграда на пути:
На двери висит замок,
Кто б его открыть помог?
Есть волшебник и у нас,
Ласковый, как солнца луч,
Открывает дверь сейчас
Фантазёр - скрипичный ключ.
Я – нота «До»,
я в пальто фиолетовом,
«До-до-до», - напеваю приветливо.
Нота «Ре»
Во дворе
краской синей
«Ре-ре-ре», - написала красиво.
Нота «Ми»,
«Ми-ми-ми» -
Мы с тобой.
У тебя платья цвет
голубой.
Нота «Фа» как зелёная фея,
«Фа-фа-фа», - повторяем скорее.
Нота «Соль» - это солнечный зайчик,
«Соль-соль-соль»,
жёлтый как одуванчик.
«Ля-ля-ля» - цвет оранжевый, спелый:
Нота «Ля» апельсинов наелась.
«Си» - волшебного красного цвета,
«Си-си-си», словно мак из букета.
Ах, какой чудесный дом,
Сколько ярких красок в нём!
Если их передружить,
Можно радугу сложить.
Вместе с нотами потом
Мы о радуге споём,
Будут радовать ребят
Краскоряд и звукоряд.
Расскажи-ка папе с мамой,
Повторить их попроси:
Звукоряд зовется гаммой –
До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
Будем звуки собирать,
Будем в радугу играть!
О, музыка! О, добрый гений!
Призвание твоё - светить!
Ты даришь нам любви мгновенья,
Чтоб души наши озарить!
Какой печатью,кем талант отмечен?
Судьбою, небом ли храним?
Великое искусство будет вечным!
Мы свято преклоняемся пред ним!
Всех покоряет торжество таланта,
Притягивая как живой магнит!
И каждый звук из сердца музыканта,
О, Боже! В нашем сердце сохрани!
Уильям Шекспир :
Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?
Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упреком одиночеству звучат?
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
Что с музыкой сравнится по звучанью?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения найти не в силах я.
Но всякий раз, когда в душе смятенье, -
Любовь иль грусть, веселье иль печаль.
В любом природой данном настроении
Вдруг начинает музыка звучать
В душе; звучит на струнах подсознанья,
Гремит в литавры и в цимбалы бьет, -
Передавая радость иль страданье –
Сама душа, казалось бы, поет!
Всем праздники нужны нам, вне сомнения!
И вот день – Музыки, и в праздник пожелать
Хочу вам, музыканты, Вдохновения!
И снова, снова, снова — Музыку играть!
*****
Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!
Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!
*****
ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА
У старика спросил поэт:
– Что музыка такое, дед?
– Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
– Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
– Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».
– Вы правы все, – сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
ТЕНОР
Во вселенной есть Земля,
И поют там: «тру-ля-ля».
Чей-то тенор на планете
Распевает : «тру-ля-ля»
На Земле большой и древней
Есть обычнач деревня.
Чей-то тенор в той деревне
Распевает : «тру-ля-ля»
А в деревне есть Андрейка,
У него есть канарейка.
И Андрейка с канарейкой
Распевают: «тру-ля-ля»
БАРИТОН
Я видел, как плывет питон,
Как в булочной лежит батон.
Ноя не видел «баритон»
И что такое «баритон»?
Увы! Его нельзя потрогать,
увидеть, выменять и сцапать,
И даже самый острый коготь
Его не может поцарапать.
Зато его услышать можно,
Услышать баритон не сложно.
Спроси у папы про работу,
А если хочешь -про охоту,
А можно даже про погоду,
И слушай, как ответит он,
Ведь папин голос – баритон.
БАС
Пароход гудит, дымит,
Океан штормит, шумит,
Получается дуэт
Заявляю, как поэт.
Если скажет капитан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.
Если скажет океан
Пару фраз –
Никаких сомнений нет – это бас.
СОПРАНО
Я лежал и видел сон,
Вдруг куда-то делся он.
Я проснулся в пять часов
Из-за диких голосов.
Да-а-а,
У кошек слишком рано
Прорезается сопрано
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
А магазин–то не простой- уникальный,
Называется магазин –музыкальный.
На витрине магазина
Инструментов всех не счесть:
Балалайка, треугольник,
Даже кселофон здесь есть.
Скрипки, бубны, маракасы,
Ложки очень хороши.
И веселая трещотка –
Выбирайте для души.
ОРКЕСТР
А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных–
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижер, он в черном фраке,
Он как ласточка одет.
Все блестит в сиянье света,
Не найти свободных мест
Мы, ребята, знаем это…
Симфонический оркестр!
ГОЛОСА
Шумит океан, и мурлыкаюткошки,
Гудят и летают по небубукашки,
Звенят колокольчики, чашки иложки,
И слышится пение многоэтажки.
И кружка, и мушка, травинка и колос
Имеют, имеют, имеют свой голос.
ПРО НОТЫ
Есть у каждой ноты дом,
Где живешь ты нота «до»?
Здесь, на маленькой скамейке
На добавочной линейке.
Ноша «ре», где ты живешь?
Где ты песенки поешь?
Отгадать сумей – ка-
Под первою линейкой.
Нота «ми» залезла выше,
На линейку села, тише.
Нота «ми» сейчас споет:
«летит к морю самолет»
Между первой и второй
«фа» глядит в окошко.
Между первой и второй
Тесно ей немножко.
На второй линейке «соль»
С нотой «фа» встречается.
Если скажешь «фа» и «соль»
Слово получается.
-а вы меня заметили?-
Спросила нота «ля»
-между второй и третьей
Сижу удобно я.
А на линейке третьей «си»
На самой серединке.
Споет, когда не попроси,
Так звонко, без запинки..
КОНТРАБАС
Огромный толстый контрабас
В трепет он приводит нас
Как звучать его заставить?
Надо табурет подставить.
Если на него взобраться,
То до струн можно добраться.
Н.Бобкова
СКРИПКА
У каждой скрипки есть смычок.
Он верный,преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведёт,
И плачет скрипка и поёт.
А гениальный Паганини
Игрой прославил своё имя.
Н.Соломыкина
ЛИТАВРЫ
Два огромных барабана,Звука два твердят упрямо:
БОм-бом,Бум-бом
Будто в небе грянул гром.
Их в оркестр играть берут
Их ЛИТАВРАМИ зовут.
И разносится кругом:
БОМ-бом-бом-бом.
М.Сидорова
ТАРЕЛКИ
Все с тарелок кушают,
Но иногда их слушают.
Чтоб тарелки заиграли,
Их из металла отливали
В две руки потом берут
Друг о друга звонко бьют
Бьют их палкой и метёлкой,
А они смеются только.
Н.Соломыкина
МЕТАЛЛОФОН
Пластинки выстроились в ряд
Как колокольчики звенят,
Ударь лишь молоточком.
Детишки любят очень.
И.Смирнова
ОРГАН
Вот мы пришли в концертный зал,
Как дом стоит большой орган.
Смотри,готический фасад
Больших и мелких трубок ряд.
Органу много сотен лет,
такой старинный инструмент.
Ну как его играть заставишь?
Орган имеет много клавиш.
И кнопок,разных рычажков,
Но музыкант играть готов.
А кафедра-как самолет,
А органист-почти пилот.
Мы все расселись наконец.
И начинается концерт.
А в музыке услышат дети,
Как пели птицы на рассвете.
Раскаты грома, рокот волн
И голос вечности и звон.
Как будто-бы оркестр играет
Величье звуков покоряет.
Бах этот инструмент любил,
И миру фуги подарил.
И.Смирнова
КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ
Звучат торжественно и мощно
Волшебные колокола,
И не со звонницы-со сцены
К нам эта музыка пришла.
Затем прозрачный,очень нежный
Вдруг колокольчик зазвенел,
Как будто в бабушкиной сказке
Весёлый петушок запел.
БАРАБАН
Бывает разный барабан,
Маленький и великан,
С маленьким легко шагать,
Весело в него стучать.
А большой-как гром,как пушка,
Берегите ваши уши.
Мистер Форте и миссис Пиано
Жили в стареньком фортепиано
Мистер Форте и миссис Пиано.
Просыпались они очень рано,
Мистер Форте и миссис Пиано,
На прогулку вдвоем выходили
И по клавишам вместе ходили —
Миссис Пиано спокойно и тихо,
А мистер Форте громко и лихо.
Мистер Форте и миссис Пиано
Обожали свое фортепиано.
«Сказка про кота»
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень ТИХО всегда он ходил.
ГРОМКО, настойчиво кушать просил,
Да ТИХОНЬКО на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.
Вот как-то раз, видит сон кот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
ГРОМКО крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши ТИХО взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь»!
И врассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда наш Василий
спал, происходило вот что.)
Мыши ТИХО вышли из норки,
ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,
Потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, ГРОМКО чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера ГРОМКО над ним потешались.
Вот и вся сказка.
Ещё про ноты
В дом вошли мы необычный:
Пять линеек! Вот так дом!
Дверь открыл нам Ключ Скрипичный –
Он хозяин в доме том:
«Перед вами нотный стан.
Ну-ка, ноты, по местам!»
«Я, – сказала нота соль, –
Важнее всех в семейке!
Ключ скрипичный –
Он ключ соль –
На этой же линейке!»
Ключ кивнул: «Она со мной.
Мы соседи, верно!
На линейке мы второй,
Но задаваться скверно!»
Ля вступила в разговор:
«Я люблю весёлый хор!
Над линейкою второй
Так могу запеть я,
Что звенит над головой
Вся линейка третья!»
Нота фа ворчала: «Фу, как места мало!
Дали домик подвесной! Взгляните-ка, ребята!
Я между первой и второй
Линейками зажата.»
Вот и первая линейка.
Угадать, дружок, сумей-ка,
Кто устроился на ней
И поёт как соловей?
С давних пор между людьми
Называют ноту ми.
Кто пониже, кто повыше –
Нота ре живёт под крышей.
Под линейкой первою
Уютно ей, наверное.
Возмутилась нота до:
«Кто построил этот дом?
Здесь ужасно тесно!
Где жить мне, неизвестно.
Где я ночью отдохну?
Мне линейку хоть одну
Добавьте!»
Что ж, добавили
И до на ней оставили.
На линейке третьей -- си,
Голосок у си красив
И высок на славу.
Вот и вся семейка нот –
Первая октава !
СКОЛЬКО НОТ?
О.Кесслер
Сколько нот? Меня спроси: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
А кукушка на суку знает также ноту "ку".
А корова - ноту "му", ей другие ни к чему!
А щенок, друзей узнав, сразу скажет ноту "гав!"
Пропоет для тех, кто хмур, кошка ласковая "мур-р!"
Часто слышат млад и стар от вороны ноту "кар-р!"
Если хочешь, повторю поросенка ноту "хрю!"
За кусочек пирога гуси скажут ноту "га!"
Помахав хвостом тебе, козлик звонко крикнет"бе-е!"
От ежа сбежав едва, пропоют лягушки "ква!"
Волки воют на Луну очень долгой нотой "у-у-у"...
Утка часто так не зря повторяет ноту "кря!" -
Ноту выучить хотят десять желтеньких утят!
И известно мне давно: конюх знает ноту "но!",
А лошадка у него знает ноту "и-го-го!".
И теперь известно всем: у природы нот не семь,
А без этих звонких нот грустно жизнь у нас пойдет...
МАЖОР И МИНОР
- Меня зовут сеньор Мажор,
Знакомству с вами рад!
Всегда я приношу с собой
'Улыбки для ребят.
- Ну, а меня зовут - Минор.
Я вот что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
С улыбкой грустной на лице
Ты в трудные мгновения
Со мною будешь тих и мил
В минорном настроении.
- Так пусть везде и пусть всегда
Улыбки красят лица!..
- Улыбка с грустью пополам
Нам тоже пригодится.
И если хочется, дружок,
Немножко погрустить,
3ови меня: «Сеньор Минор!..»
Я буду приходить.
- Со мною будешь ты всегда
В мажорном настроении,
Любую трудность победишь
Ты всем на удивление!
Не бойся трудностей в пути,
Иди вперёд и пой!
И помни, мой дружок, всегда
Сеньор Мажор с тобой!
Борис Захадер
У меня сосед - скрипач,
Да какой еще!
Хоть плачь!
Он недавно въехал к нам.
Он тоже мальчик.
Толя.
Учится в какой-то там
В музыкальной школе.
Я звал его играть в футбол,
А он, конечно, не пошел:
"Я занят, к сожалению,
Готовлюсь к выступлению".
Чего и ждать от скрипача!..
Боится он, небось, мяча!
Да хоть бы он умел играть
На своей скрипучке!
Играл бы, что ли, всякие
Хорошенькие штучки,
А то он пилит целый день
Одну и ту же дребедень.
Идешь еще по лестнице,
И слышится вдали:
"Тили-пили, тили-пили,
Тили-пили-пили..."
— Что он там пилит, наш сосед?
Спрашиваю маму.
— Он не пилит, - был ответ, -
А играет гамму. -
Тут мама стала объяснять,
Что надо упражняться,
Что я бы, чем мячи гонять,
Мог тоже позаняться,
Что без ученья нипочем
Не станешь даже скрипачом.
В общем, из-за этих гамм
За уроки сел я сам.
Я ему за эти гаммы
Как-нибудь еще задам!
А на днях билет мне дали
На концерт в Колонном зале.
Был замечательный концерт!
Я не скучал нисколько.
Вдруг,
Совсем уже в конце,
Выходит этот Толька.
В костюмчике
С воротничком,
Со скрипочкой
И со смычком...
Я
Затрясся прямо:
Сейчас
Начнется
Гамма!
— Давай скорее уходить, -
Толкаю я соседа, -
А то он как начнет зудить -
Не кончит до обеда!
— Ти-и-ше! - сзади закричали.
Я и встать-то не успел.
Слышу, тихо стало в зале.
Кто-то, слышу, вдруг запел.
Неужели это скрипка?
Тут какая-то ошибка!
Я смотрю на сцену -
Нет, ошибки нет!
Там стоит со скрипкой
Толя, мой сосед!
Играет, не боится!
А ведь кругом народ...
Скрипка, словно птица,
Поет, поет, поет...
И вдруг она умолкла,
А зал загрохотал!
Я как крикну:
— Толька!
Ну что ж ты перестал?
Сосед толкнул меня плечом:
— Ты что, знаком со скрипачом? -
И я ответил с торжеством:
— Да мы же вместе с ним живем!
. . . . . . . . . . . . . . . .
Домой нам было по пути.
Он дал мне
Скрипку понести!
Нет на свете лучше инструмента:
Голоса, что музыкой живёт.
Нет для сердца лучшего момента,
Если хор возвышенно поёт…
Будто бы звучат органа трубы –
Тело так людей напряжено,
О святом о чём-то шепчут губы,
Что с молитвою сопряжено.
Вознесётся голос, в небе тая,
Словно это ангелы поют,
И летает звук, не улетая,
Да и сам ты будто уж не тут!
Голос, голос, кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живёт:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовёт.
Звуки всё просторней, всё согласней,
Будто наполняют паруса…
Я не знаю музыки прекрасней,
Чем людские эти голоса!
************
Ура! На тропке узенькой
Встречаются порой
Стихотворенье с музыкой,
Как парочка весной…
И той порой, сердечные,
Сливаются тогда
Они в понятья вечные,
Как – воздух, хлеб, вода.
Поют они чудеснее,
Звучат ещё светлей
И, став хорошей песнею –
Порадуют людей
К сожалению, не помню - откуда у меня этот материал и кто автор. ( ну и, разумеется. совершенно не помню - где взяла). Если знаете автора - уточните, пожалуйста.
Какого цвета ноты
Какого цвета нота до?
Ей больше всех идет бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.
У нотки ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она, как ручеек,
То низок тон, а то высок.
У ноты ми вуаль полей.
Зеленый цвет сверкает в ней.
Ми как волшебная волна,
Несет всем людям мир она.
Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет.
Жаль только, фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.
Соль словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде желто-золотом
Приносит нотка радость в дом.
Вопросы и задания
• Нарисуйте нотки в нарядах, описанных в стихотворении.
• С какими цветами у вас ассоциируется звучание разных нот?
• Знаете ли вы художников, которые рисовали музыкальные картины?
• Педагог включает музыку. Дети должны нарисовать эту музыку теми красками, с которыми эта музыка у них ассоциируется.
Заботливые нотки
У нотки До забот полно.
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.
Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.
Ми обожает мир, покой.
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.
Фа — фантазерка и поэт.
Есть у нес велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.
Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит
Дом нотки Ля из лепестков.
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых.
Сама похожа Ля на них.
А нота Си у нас скромна.
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.
У каждой нотки жизнь своя.
По вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.
Вопросы и задания
• Нарисуйте, как нотки из этого стихотворения выполняют разные дела.
• Дети делятся на группы. Каждая группа—семь нот. Ноты должны придумать какое-либо общее дело и рассказать о нем.
• Каждая группа — семья нот. Дети должны рассказать, кто в этой семье родители, кто — дети, кто — бабушка с дедушкой, и объяснить почему.
• Каждая нотная группа придумывают сценку из жизни нотной семьи.
• Нарисуйте домики для разных нот.
• На какие цветы похожи разные ноты? Нарисуйте музыкальный букет, в котором каждый цветок будет символизировать какую-либо ноту.
Песня нотки позвала
Песня над землей звучала
Без конца и без начала.
«Принимайтесь за дела!»
— Нотки песня позвала.
Принялись послушно ноты
За волшебную работу.
Стали песенку писать
Быстро в нотную тетрадь.
Песня в ноты превратилась.
Рассмеялась, оживилась,
И пропела звонко нотам:
«Всем спасибо за работу!»
Вопросы и задания
• Где живут нотки? Нарисуйте домик для ноток.
• Нарисуйте нотки в виде забавных человечков, которые карандашами записывают песню в нотную тетрадь.
• Почему у ноток волшебная работа?
• Нарисуйте песню в виде красивой девушки в одежде из ноток.
• Как выдумаете, что песня подарила ноткам в благодарность за работу?
• Придумайте сказку о том, как однажды нотки потерялись и не вышли на работу.
• Дети получают карточки с разными нотами и под музыку танцуют. Затем музыка останавливается, и педагог говорит: «Ну-ка, ноты, принимайтесь за работу!» Дети, у которых карточки с одноименными нотками, должны объединиться в группы. Побеждает группа, которая быстрее всех выполнит эту работу.
• Дети делятся на группы. Каждая группа встает на скамейку. Все члены групп получают карточки с нотами. По команде дети должны перестроиться по нотам в нотном ряду. Побеждает группа, которая быстрее перестроится и в которой ни одна «нотка» не упадет со скамейки.
Как нотки научились петь
Мальчик спал, но ноткам в нотной тетради не спалось, и они попросили:
— Маэстро Скрипичный ключ, слышите, как красиво поет соловей в лесу. Отпустите нас в лес. Мы выучим песенку соловья и принесем ее в подарок мальчику.
— Ладно, летите, непоседы, только утром возвращайтесь, — велел Скрипичный ключ.
Нотки выпорхнули из тетради и полетели в лес. Песенка соловья переливалась и взвивалась под небеса, и нотки летали вместе с ней. Так прекрасна была эта песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь. Утром соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел отдыхать.
— Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке, — стали просить звери и птицы.
— Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат, — показал соловей на нотки, сидящие на ветках, и добавил:
— Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку.
Нотки обрадовались, что им поручили такое важное дело, и спрыгнули на землю.
Ноту До забрал медведь. Он уселся возле дерева и начал петь: «До-до-до».
— Это песня совсем не соловьиная, — пробурчал медведь и закинул нотку До на дерево.
Ноту Ре взяла волчица. Она завыла монотонно «Ре-ре-ре».
— Эта нота не выучила песню соловья, — решила волчица и бросила нотку Ре в ручей.
Лиса унесла ноту Ми и затявкала: «Ми-ми-ми».
— Это совсем не соловьиная песенка, — засмеялись лисята.
— Видно, мне досталась неправильная нотка, — протявкала лиса и спрятала ноту Ми в мох.
— Послушай, ежиха, песню соловья «Фа-фа-фа», — зафыркал ежик, который взял ноту Фа.
— Какие глупости, вместо фырканья лучше подари мне фиалки, — сказала ежиха.
Пристыженный ежик отправился за фиалками и засунул ноту Фа в одну из фиалок.
Ноту Соль унесла белка, чтобы спеть бельчатам песню соловья. К сожалению, у нее тоже ничего не получилась. Тогда белка наколола ноту Соль на сучок, как грибок.
Нота Ля досталась мышке. «Ля-ля-ля, песня соловья», — пищала мышка, но другие мышки стали смеяться над ней. Положила мышка нотку Ля на листик и забыла про нее.
Нотку Си подхватила синичка и защебетала: «Си-си-си». Песенка получилась веселая, но у соловья она звучала переливчато, а у синички — однотонно.
Утром мальчик открыл свою нотную тетрадь и обнаружил, что все нотки пропали.
— Это я виноват, — признался маэстро Скрипичный ключ. — Я отпустил нотки в лес до утра учить соловьиную песенку. Но они почему-то не вернулись.
— Наверное, нотки попали в беду, — воскликнул мальчик и побежал в лес.
Ноту До мальчик снял с дерева, нотку Ре выловил из ручья, ноту Ми нашел во мху, ноту Фа достал из фиалки, ноту Соль снял с сосны, ноту Ля поднял с листика, а ноту Си ему сама синичка принесла. Сели нотки на свои линеечки нотного стана и загрустили.
— Вы что, нотки, не рады, что домой вернулись? — удивился Скрипичный ключ.
— Мы грустим, потому что не смогли спеть песенку соловья. Видно, эта песенка нам не подходит, — запищали нотки.
— Постойте, что вы говорите, — вмешался в разговор соловушка. Он отдыхал на дереве за окном и все слышал. — Ну-ка, повторяйте за мной. И соловей засвистел: «Фьють-фьють-фьють». Все нотки хором запели вместе с ним, но получился такой писк и визг, что мальчик закрыл уши руками.
— Все понятно, — сказал Скрипичный ключ. — Вы, нотки, пока не знаете законов Музыкальной гармонии. Запомните первый закон. Все ноты должны петь звуки разной высоты. Когда соловушка запоет свою песенку, пусть каждая из вас подхватывает только тот звук, который подходит ей по высоте.
Снова запел соловей, а нотки запели вместе с ним, но каждая теперь пела только тот звук, который подходил ей по высоте. Получилась чудесная соловьиная мелодия.
Маэстро Скрипичный ключ записал эту мелодию на первой странице нотной тетради.
Вопросы и задания
• Какие нотки каким зверям больше всего подходят?
• Какая нотка больше всего подходит вам по характеру?
• Придумайте сказку о том, как лесные обитатели устроили для ноток лесной концерт.
• Нарисуйте приключения ноток в лесу.
• Почему мальчик сразу же пришел ноткам на помощь?
• Почему нотки не смогли спеть слаженно соловьиную песенку?
• Что такое музыкальная гармония и для чего она нужна?
Музыкальная лестница
Марина Финкель
Лестницу-чудесницу
Хочу нарисовать.
Лестницу-чудесницу
Я смогу играть.
Пять линеек:между строчек
Спрятан очень важный тон-
Нота ЛЯ для всех оркестров
Самый главный камертон.
Ниже СОЛЬ- ключом скрипичным
Управляется она,
И свою вторую строчку
Не уступит никогда.
На добавочной линейке-
На короткой, как тире,-
ДО отважно восседает,
Рядом с нею нота РЕ.
Примостилась, как под крышей,
Нота РЕ-не оторвать:
Между двух линеек разных
Её можно отыскать.
МИ линейке первой рада-
Не проскочишь мимо МИ!
Да и ФА,соседка, рядом-
Очень дружные они-
СИ сигналит с третьей строчки,
Завершает звуков ряд,
Созывает всех по росту
На звучащий звукоряд.
Вот теперь сыграю гамму:
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-
Получилось очень складно-
Наизусть меня спроси!
Марина Финкель
Музыкант
Приютили мы кота,
Талисман пушистый.
Музыкантом стали звать
Все в округе киску.
Стоит скрипке зазвучать-
Тут как тут мохнатый,
Начинает подпевать
И мяукать-плакать.
И за каждый свой "романс",
Как артист из цирка,
Получал наш меломан
Молочко и "Вискас".
Тяжела кошачья жизнь
От сплошной кормёжки,
Только к музыке любовь
Не у каждой кошки!
ВСЮДУ С НАМИ МУЗЫКА.
Всюду с нами музыка рядышком живёт,
В летнем тёплом дождике песню нам поёт.
Ветерок под музыку водит хоровод,
Пляшет вместе с музыкой весь лесной народ.
Всюду с нами музыка рядышком живёт,
В старой доброй скрипочке свой мотив несёт
Крылья есть у музыки если грустно вам,
Вас поднимет музыка прямо к облакам.
Всюду с нами музыка рядышком живёт,
На большую сцену нас с тобой зовёт.
Рассыпает музыка звонкий смех вокруг,
Музыка - волшебница - самый лучший
Друг.
Любовь Алейникова
Нотки прыгают по стану,
Сочиняют песенку,
Льётся звук фортепианный,
Очень-очень весело!
В клетку, модный знак Диез,
Между нотками пролез,
Посмотреть на Си-бемольку,
Как танцует нота польку!
Звучит песенка на стане,
Пляшут нотки, не устали,
"Ля-Фа-Соль, Ля-Фа-Соль,
Ключ скрипичный - наш король!
Без Бемольки и Диеза
Не сыграть нам полонеза!"
#ДеньМузыки
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5