СЛУЖБА И МОЛИТВЫ ВСЕМ СВЯТЫМ, в Земле Московской просиявшим В Издательстве Московской Патриархии вышло в свет отдельное издание Службы всем святым, в Земле Московской просиявшим. Текст службы напечатан крупным церковнославянским шрифтом, украшен красивой орнаментикой. В конце службы дана версия прошения "Спаси, Боже..." на литии с полным перечнем Собора Московских святых. Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/sluzhba-i-molitvy-vsem-svyatym-v-zemle-moskovskoy-prosiyavshim Купить книгу «Служба и молитвы всем святым, в Земле Московской просиявшим» (Интернет-Магазин): https://rop.ru/shop/product/sluzhba-i-molitvy-vsem-svyatym-v-zemle-moskovskoy-prosiyavshim
    0 комментариев
    1 класс
    ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2025 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем особый день, связанный с завершением земной жизни Девы Марии, Матери Господа и Спасителя нашего. Если посмотреть на наш церковный ландшафт, обратить внимание на то, с какими праздниками связывается посвящение кафедральных соборов, больших монастырей, лавр, то легко заметить, что самые главные храмы, соборы, монастыри посвящаются Успению Пресвятой Богородицы. И почему же это так? Если понять причину, по которой наши благочестивые предки самые главные места свершения богослужений, центры монашеской жизни, вообще центры народного благочестия связывали с Успением Пресвятой Богородицы, нам может многое открыться. И в первую очередь — это особое значение Пресвятой Девы Марии в деле нашего спасения. Она родила Сына Божия и уже одним этим прославилась навеки. Но кроме того, что Она стала Матерью по плоти Господа и Спасителя, Она еще прославилась вовеки в роде христианском Своей жизнью, в центре которой было два чувства — смирение и любовь. Любовь к Своему Сыну, и, конечно, любя Сына, Спасителя мира, Она не могла не любить и других, кто прибегал в том числе к Ее помощи. А смирение — это можно видеть из Евангелия: нигде особо о Ней ничего не говорится, Она как бы в тени. Родила Сына Божиего. Конечно, мы знаем события Благовещения, события Успения. Но очень мало что сказано о жизни, о служении Пресвятой Богородицы, и это ничем нельзя объяснить, как только Ее личным смирением. А смирялась Она именно потому, что многое знала, многое познала, была рядом со своим Божественным Сыном с момента Его рождения, вхождения во взрослый возраст, была рядом во время Его проповеди и, наконец, Она стояла у Креста вместе с Его любимым учеником Иоанном Богословом. Вот это сопутствие Спасителю Пресвятой Богородицы означало, что Она в полной мере впитала в себя все, что говорил Ее Божественный Сын и, конечно, чему Она была свидетелем, в том числе и многочисленным великим свершениям, чудесам силой проповеди Господа и Спасителя нашего. Вот этот образ Богоматери, который мы называем Царицей Небесной, не связан ни с каким царствованием. Жизнь простой женщины, у которой был Сын, который действительно принес спасение всему миру, но Она как бы остается в тени. Она только там, где Сын Ее страдает. Мы особенно узнаем о Ней, еще раз повторю, когда у Креста стояла. А где же могла быть Мать, любящая Своего Сына, как ни там, где Сын страдает, разделяя Его страдания? И для первого поколения христиан, для святых апостолов, для их учеников Дева Мария была действительно особой святой. И не только потому, что родила их Учителя, но и потому, что жизнью Своей, видимо, мыслями и словами Своими Она была действительно выше всех ангелов и архангелов. В Ней воплотилась лучшее, что может присутствовать в человеческой природе. Это действительно Божественное явление, которое отобразилось в человеческой природе. И потому Дева Мария является Той, которая выше всех ангелов и архангелов. Ангелы, архангелы — там, где нас нет до нашей смерти. Мы не можем ссылаться на их пример как реальный пример, исторический пример. А вот Дева Мария явила этот пример жизни, богоподобной жизни, пример, зафиксированный теми же самыми учениками и апостолами и вошедшими в историческую память Церкви Божией. Поэтому Дева Мария велика и тем, что родила Сына, Сына Человеческого, Сына Божиего, воплотившегося через Нее в человеческое естество, но Она также велика и Своей жизнью, и особенно тем, как Она встретила и преодолевала все страшные страдания, которые, наверное, только мать может понять, которая видела страдания своих детей или была свидетелем смерти своего ребенка. А большинству людей не понять ни глубины этого страдания, ни величайшей любви, которую явила Царица Небесная просто как Мать, Мать своего возлюбленного Сына. И Господь прославил Свою Мать, Деву Марию, Пречистую и Благословенную, прославил так, что во всех местах, где существует вера во Христа, где существует молитва, воспоминается Ее Преблагословенное имя и к Ней обращаются особые слова молитвы. В самые тяжелые моменты жизни большинство из христиан молится Царице Небесной, и Она отвечает. Скажу кое-что и о своей собственной жизни. Не буду вдаваться в подробности, но был очень опасный момент в моей жизни, который мог развернуть эту жизнь в ту сторону, где неизвестно, смог ли бы я когда-то стать священником. И вот накануне возможного такого разворота, который был связан с воздействием определенных светских сил, я действительно сильно молился перед Царицей Небесной, перед ее иконой «Скоропослушница» в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга. И шансов избежать тех тяжких и опасных для моей дальнейшей жизни обстоятельств было очень немного, потому что за теми обстоятельствами стояла в каком-то смысле сила государства. И вот, все произошло так, как я просил у Царицы Небесной. Делюсь с вами этим личным опытом, потому что, может быть, опыт очевидца, свидетеля реальной помощи Царицы Небесной может быть более влиятельным на религиозное сознание, чем чтение каких-то книг. Я никогда не забуду этого особого события в своей жизни и всегда благодарю Царицу Небесную за то, что Она, оградив меня от очень опасных обстоятельств, предопределила мое служение Церкви Божией и привела меня к тому служению, которое я несу сейчас. Я позволил себе привести пример из своей личной жизни, но ведь сколько всего сказано о чудесах, о милости, которую изливала Пресвятая Дева на поколения и поколения христиан, о том, как Она укрепляла мучеников, исповедников и в Древней Церкви, во времена языческих гонений, как Она укрепляла мучеников, исповедников Церкви нашей в недавние времена гонений в нашей стране. Поэтому не случайно в честь именно Пресвятой Богородицы, еще раз хочу сказать, названы основные кафедральные исторические соборы нашей Церкви и самые большие монастыри и лавры. Вспоминая обо всем этом, мои дорогие владыки, отцы, братья, сестры, мы еще и еще раз должны укрепляться в уверенности в особой милости Царицы Небесной над нашей страной, над нашей Церковью, над народом нашим, прошедшим тяжелейшие испытания и самые страшные искушения безбожием, какие были за всю историю, начиная от Рождества Христова. Царица Небесная была с народом нашим, с Церковью нашей. И верим, Она не оставит ни Отечество наше, ни народ наш, ни Церковь нашу. Нужно только чтобы мы не забывали о Ней, чтобы мы молились, взирая на Ее Пречистый лик, чтобы мы сохраняли эту живую реальную связь с Матерью Божией и Матерью всех верующих. Особенно об этом нужно вспоминать, когда входим под своды Успенских храмов, как я уже сказал, названных именно так в честь Пресвятой Богородицы в центрах православной жизни нашей страны. И самым главным Успенским храмом Святой Руси является тот, в котором мы сейчас с вами стоим, в котором молимся и прославляем Преблагословенное имя Царицы Небесной. И даже воскрешение этого храма как места молитвы, которое было предназначено совершенно к другим целям, определенным безбожной властью, уже одно это свидетельствует о чудесах, проистекающих от Девы Марии, Матери Божией и Покровительницы всего рода человеческого. А потому вывод один: мы должны сохранять веру — веру в Господа, веру в Его Пречистую Матерь. Мы должны посещать храмы, молиться, особенно вспоминать Ее святое имя в тех храмах и обителях, которые посвящены Ей, и надеяться на то, что несмотря на очень непростые обстоятельства нынешней жизни Царица Небесная сохраняет Свой Покров над землей Русской, над Церковью нашей и над всеми, кто с верой, надеждой и любовью обращается к Ее святому имени. Аминь! С праздником поздравляю всех вас! ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Канон молебный ко Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии. Молитва о восстановлении мира. Издательство Московской Патриархии выпустило дополнительный тираж брошюры «Канон молебный ко Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии. Молитва о восстановлении мира». Ежедневное чтение канона к Божией Матери с прибавлением к нему «Молитвы о восстановлении мира» благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 16 марта 2022 года в связи с событиями на Украине. Текст напечатан гражданским шрифтом, удобным для чтения, в две краски. Лёгкая, тоненькая брошюра малого формата может быть вложена в обычный молитвослов для домашней молитвы. Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/kanon-molebnyy-ko-presvyatey-bogorodice-poemyy-vo-vsyakoy-skorbi-dushevnoy-i-obstoyanii-molitva-o-vosstanovlenii-mira-1 Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    2 класса
    29 АВГУСТА ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 29 августа Православная Церковь празднует память Феодоровского образа Пресвятой Богородицы. По преданию, и Владимирская, и Феодоровская иконы были написаны апостолом Лукой. Перед обоими этими образами русские князья молились о победах. И та, и другая почитались царской семьей и были участницами знаменательных событий. Внешне Феодоровская икона Божией Матери также очень похожа на Владимирскую. Обе относятся к иконографическому типу «Умиление». Божья Матерь держит Христа правой рукой, а левой указывает на Младенца как на Спасителя. Сын обнимает Мать, щеки Их соприкасаются. На обеих иконах Младенец как будто делает шаг в чашу, образованную складками одежд Пречистой. Это движение символизирует жертвенность Христа. На Феодоровской, в отличие от Владимирской, видна не только стопа, но ножка до колена. Эта открытость подчеркивает добровольность Его жертвы. «Феодоровская» икона известна с XIII века. Она стала так именоваться по названию часовни, в которой находилась изначально. Святой воин-мученик Феодор Стратилат, в честь которого была освящена маленькая часовенка, и дальше сопровождал святыню. День Феодоровской иконы Божьей Матери отмечается дважды в году. Согласно преданию, святой воин Феодор Стратилат не раз являлся с образом в руках во времена татарских разорений. Одно из таких явлений произошло в XIII веке в Костроме в день Успения Божьей Матери. А на следующий день, 16 (29) августа, князь Василий чудом нашел икону, принадлежавшую его брату Александру Невскому и считавшуюся утерянной. Произошло это в день Перенесения Нерукотворного Образа из Едессы в Царьград. Именно поэтому на месте, где, как принято считать, явилась Феодоровская икона, позже был построен Спасо-Запрудниковский монастырь (сейчас храм). На 29 августа теперь также приходится праздник в честь чудотворного образа. По указу Николая II в течение 15 лет (1902–1917) в Костроме этот день был праздничным и выходным. До XVII века Феодоровская икона была скорее известна как местночтимая. Повсеместное празднование было установлено в 1613 году, после того как в Успенском соборе Московского Кремля был венчан на царство Михаил Федорович Романов. За несколько месяцев до этого, 14 (27) марта, именно перед этой иконой в Костромском Ипатьевском монастыре он получил материнское благословение быть государем. Эта дата и была выбрана в церковном календаре для чествования образа. С тех пор Феодоровская почиталась как одна из главных святынь царской семьи, стали появляться и распространяться ее списки. Так, одна из первых копий была привезена в Москву матерью юного царя инокиней Марфой. За пять лет до гибели, в год 300-летия дома Романовых, императорская семья посетила Кострому, чтобы поклониться Феодоровскому образу. Один из списков был с царственными страстотерпцами и в их последние дни. После революции древняя намоленная икона переходила из одного костромского храма в другой, чудом не была утрачена, а с 1990-х годов возобновилось ее почитание. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    2 класса
    29 АВГУСТА ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПЕРЕНЕСЕНИЕ ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА (УБРУСА) ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 29 августа Православная Церковь вспоминает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, которое совершилось в 944 году. Это событие неразрывно связано с историей появления образа «Спас Нерукотворный». Предание гласит, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел и до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатался Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Когда один из потомков Авгаря, впав в грех идолопоклонства, захотел снять этот Образ, епископ Едесский, по наставлению свыше, тайно замуровал нишу, скрыв Образ за глиняной доской. Со временем о местонахождении Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу осадило войско персидского царя Хозроя I, Небесная Владычица, явившись архиерею Евлалию (Евлавию), указала на Образ и повелела извлечь его из городской стены. Ниша была вскрыта, и к удивлению присутствующих помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. По вознесении горожанами молитв к Богу и совершении Крестного хода (с Нерукотворным Образом) вражеское войско отступило, и город был избавлен от меча и позора. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа (по ст.ст.) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». В народе его также называют «Ореховый» и «Хлебный». Этот праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    1 класс
    28 АВГУСТА ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 28 августа Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В Священном Писании ничего не сказано о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви. Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Когда же настало время Ее земной кончины, во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость, что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась, ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем свою жизнь. Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы. Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и вознести Ее в рай. Тело же Богородицы апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф. Сопровождая гроб, апостолы и другие жители Иерусалима несли светильники и пели псалмы. Иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Иисусовой Матери, толкнул гроб, желая перевернуть его, — и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся — и кисти приросли. На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было. В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами». Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. В Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Он называл при этом именно успением. Не умерла, но спит, — сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира (Мф 9:24). И о Лазаре, который заболел и умер: Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его (Ин 11:11). В дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв…» — и здесь сну уподоблена смерть Самого Христа. Поэтому праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу. На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям. ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Канон молебный ко Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии. Молитва о восстановлении мира. Издательство Московской Патриархии выпустило дополнительный тираж брошюры «Канон молебный ко Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии. Молитва о восстановлении мира». Ежедневное чтение канона к Божией Матери с прибавлением к нему «Молитвы о восстановлении мира» благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 16 марта 2022 года в связи с событиями на Украине. Текст напечатан гражданским шрифтом, удобным для чтения, в две краски. Лёгкая, тоненькая брошюра малого формата может быть вложена в обычный молитвослов для домашней молитвы. Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/kanon-molebnyy-ko-presvyatey-bogorodice-poemyy-vo-vsyakoy-skorbi-dushevnoy-i-obstoyanii-molitva-o-vosstanovlenii-mira-1 Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    1 класс
    ЧУДОТВОРНАЯ ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ будет принесена в Донской монастырь 1 сентября 2025 года, в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря. По сложившейся традиции, в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесен прославленный чудотворный образ Донской иконы Божией Матери. Прибытие святыни ожидается 31 августа. Икона будет установлена для всеобщего поклонения в Большом соборе монастыря, где будет находиться до 2 сентября. Подробнее: https://moseparh.ru/chudotvornaya-donskaya-ikona-bozhiej-materi-budet-prinesena-v-donskoj-monastyr-2.html Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    1 класс
    ЕЖЕДНЕВНИК СРЕДНЕГО ФОРМАТА Патриарший православный ежедневник среднего формата на 2026 год Издательство Московской Патриархии выпустило Патриарший православный ежедневник среднего формата на 2026 год. Ежедневник среднего формата содержит цитаты из слов Святейшего Патриарха Кирилла на каждом развороте. Календарная основа ежедневника учитывает необходимые переносы празднований в конкретном богослужебном году, как и официальный календарь Русской Православной Церкви. В издании на каждый день года помещен указатель чтений из Священного Писания. В календарной сетке ежедневника указаны постные дни и дни сплошных седмиц. В издании приводится также список церковных праздников, юбилейных и памятных дат, а также указания о постах и трапезе в 2026 году. Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/patriarshiy-pravoslavnyy-ezhednevnik-srednego-formata-na-2026-god Купить Патриарший православный ежедневник среднего формата на 2026 год (Интернет-Магазин): https://rop.ru/shop/product/patriarshiy-pravoslavnyy-ezhednevnik-srednego-formata-na-2026-god
    0 комментариев
    1 класс
    В день Собора Московских святых 7 сентября Святейший Патриарх Кирилл возглавит ОБЩЕМОСКОВСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 7 сентября 2025 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день празднования Собора Московских святых, состоится общемосковский крестный ход от кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря. Возглавит крестный ход Святейший Патриарх Кирилл. Участие в крестном ходе примут викарии Московской епархии, благочинные церковных округов столицы, наместники и настоятельницы ставропигиальных обителей, насельники монастырей, настоятели и клирики московских приходов, Патриарших и монастырских подворий, члены приходских собраний и все желающие разделить радость православного московского торжества. Сбор участников крестного хода начнется с 10.00 у Храма Христа Спасителя (проход к Храму Христа Спасителя с ул. Волхонки со стороны Боровицкой площади — станции метро Боровицкая, Александровский сад и др.). Начало крестного хода — по окончании Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. На приходских и монастырских стендах и в социальных сетях будут размещены афиши о проведении общемосковского крестного хода. Скачать афишу в формате А3: https://moseparh.ru/files/2025/08/афиша-ход-а3-cmyk.pdf Скачать афишу в формате А4: https://moseparh.ru/files/2025/08/афиша-ход-а4-cmyk-2.pdf ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл РЕВНУЙТЕ О ДАРАХ ДУХОВНЫХ Настоящий сборник, составленный из слов Святейшего Патриарха Кирилла, произнесённых им в разные годы пастырского служения, посвящён молитве и духовному возрастанию. Слова Патриарха помогут читателю осознать истинное призвание человека и направить все свои духовные силы на решение главной жизненной задачи, стоящей перед каждым христианином. Книга обращена ко всем, кто стремится обрести радость в сердце, подлинное благополучие и счастье. Подробнее: https://rop.ru/shop/product/revnuyte-o-darah-duhovnyh
    0 комментариев
    1 класс
    ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПОЧАЕВСКАЯ» Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери было установлено 5 августа (23 июля ст. ст.) в память об избавлении Успенской Почаевской лавры от турецкой осады в 1675 году. Свое название икона получила от местечка Почаев, расположенного между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины. По тому же селу называется и Почаевская гора, на которой находится Успенская Почаевская лавра. По преданию, обитель была основана в 1240 году монахами Киево-Печерского монастыря, бежавшими от войск Батыя на Волынь. Есть и другое предание, которое гласит, что еще до нашествия татар в этих местах был скит, который в 1228 году основал Мефодий, греческий монах Афона. Однако документальных свидетельств об основании монастыря не сохранилось. В 1597 году местная помещица Анна Тихоновна Гойская сделала богатый вклад в Почаевский монастырь, пожертвовав большую сумму денег и обширные земельные угодья, что значительно укрепило финансовое положение обители. И самое главное, она подарила монастырю образ Божией Матери, который стал главной его святыней. Икону Анна Гойская получила в дар от константинопольского митрополита Неофита (впоследствии патриарх Константинопольский в 1602–1603 и 1607–1612 годах). Митрополит Неофит в 1559 году (по другим сведениям, в 1595-м) проезжал мимо Почаева, направляясь в Москву, и остановился в имении Орля, которым владела Гойская. Помещица приняла высокого гостя с большим почтением. В благодарность за гостеприимство владыка подарил хозяйке свою дорожную икону Божией Матери. Гойская поместила образ в небольшой домашней часовне. Через некоторое время слуги и домочадцы стали замечать, что икона источает свет. А однажды от этого образа исцелился брат Гойской Филипп Козинский (по одним источникам, он был слепым, по другим — хромым). После этого Анна Гойская поняла, что икона необычная, чудотворная, и решила передать икону в Почаевский монастырь. Полностью читайте в августовском номере «Журнала Московской Патриархии» (№8, 2025) и на нашем сайте: http://e-vestnik.ru/analytics/ikona_bozhiey_materi_pochaevskaya_13546/ ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Ты еси Бог творяй чудеса» В Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви вышла в свет новая книга Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Ты еси Бог творяй чудеса». Ты еси Бог творяй чудеса (Пс. 76:15) — эти строки псалма мы слышим во время пения великого прокимна на вечерни. Господь силой Своей совершает чудеса. Иногда мы по неведению, забвению или окамененному нечувствию не способны их серьезно воспринять и начинаем что-то объяснять таким образом, чтобы исключить прямое вмешательство Бога в нашу жизнь. Но если внимательнее смотреть, не пытаясь объяснять естественными обстоятельствами нечто для нас непонятное, что с нами произошло, тогда мы увидим руку Божию — то, что Господь, по милости Своей, совершил чудо. Но чудо в руках Божиих не является силой, которую Бог использует для обращения людей к вере. Он дает нам чудо по Своей любви к нам, Он отвечает чудом на нашу молитву. Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/patriarh-moskovskiy-i-vseya-rusi-kirill-ty-esi-bog-tvoryay-chudesa Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/
    0 комментариев
    1 класс
    23 АВГУСТА ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО 23 августа Православная Церковь вспоминает второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Преподобный Савва очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского († 1392) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души. По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия – игумен Никон – оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря. Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место – гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию. За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение. Скончался святой в глубокой старости 3 декабря (по ст.ст.) 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью. Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы. Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 (ст.ст.) декабря. Нетленные мощи его обретены 19 января (1 февраля по н.ст.) 1652 года. 23 августа по н.ст. Церковь празднует второе обретение и перенесение честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал историю изъятия мощей большевиками и их возвращения в Звенигород. Читайте №8 за 2018 год и на нашем сайте интервью с ним «Обитель на Стороже»: http://e-vestnik.ru/interviews/savva_storozhevskiy_10373/ ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ЖИВАЯ ПАМЯТЬ: СВЯТЫЕ И МЫ Книга посвящена святым угодникам Божиим, а также новомученикам и исповедникам Церкви Русской XX века. Предстоятель Русской Православной Церкви рассказывает, какое значение они имеют для современных людей, почему нужно помнить и почитать их, чему мы сегодня можем у них научиться и почему так важно войти с ними в молитвенное соприкосновение. Издание осуществили Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви совместно с Издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Подробнее: https://rop.ru/shop/product/zhivaya-pamyat Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/ Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/
    0 комментариев
    1 класс
Фильтр
Показать ещё