Столовое белье – неотъемлемая часть любого банкета. Но так было далеко не всегда. Все знают, хотя бы по историческим фильмам, что столовые приборы появились всего несколько веков назад, а до этого принято было есть в основном руками, но руки надо было вытирать.Древние греки, к примеру, использовали для этого, покрытые кучерявыми волосами, головы своих рабов. Ну а суровые северные воины – штаны.В конце средневековья столы стали покрываться тканым полотном.Свисающим тканым материалом было очень удобно вытирать руки.
С приходом эпохи Возрождения расцвели всевозможные виды искусства, в том числе – искусство изготовления столового белья – скатертей и салфеток.
На Руси столовому белью всегда придавалось огромное значение. Девушки до 15-16 лет были обязаны полностью изготовить и вышить свое приданое, в которое входили скатерти и рушники – полотенца. При этом девушки обеспечивали себя таким приданым практически на всю будущую замужнюю жизнь, так что одних полотенец могло насчитываться штук сто.
Для русского человека обильная трапеза - неотъемлемая часть счастливой жизни. Чисто русское выражение «чтобы стол ломился» достаточно точно отражает гастрономические пристрастия наших соотечественников.Обеды готовили не только для членов семьи, но и с запасом на случай неожиданного прихода гостей.Умение продумать домашние и званые обеды, тщательно и со вкусом сервировать стол, следить за хранением в чистоте столовых принадлежностей (серебра и фарфора, скатертей и салфеток) ценилось в хозяйке дома также высоко, как и умение поддержать беседу, создать тёплую и доброжелательную атмосферу во время обеда.И теперь сервировка стола это проявление, прежде всего, художественного вкуса хозяйки, ее фантазии, необходимой для украшения, когда в ход идет всё от цветов и свечей до бантов из ткани. Но основными составляющими сервировки все же являются скатерти и салфетки.Приемы отделки столового белья, как и традиционные материалы - хлопок и лен, пришли к нам из далекого прошлого. Самым распространенным и старинным украшением является вышивка, которая по технике исполнения делится на гладь, вышивку крестом, стебельчатым швом и позднее появившимся «рококо», когда нитка накручивалась на иголку, а в результате на ткани появлялись туго скрученные рельефные спиральки, образующие цветочный рисунок. Многоцветный растительный узор вышивали шелковыми нитями.Вышивка «гладью с настилом» предполагала несколько слоев цветных нитей, и тогда рисунок приобретал рельеф и мог переливаться за счет просвечивающего нижнего слоя.Помимо вышивки, традиционно русским украшением столового белья считается плетеное на коклюшках тончайшее кружево и мережка - это тоже вышивка, но нитками, обычно в тон ткани, по полоскам образованным на скатерти, когда часть ниток, составляющих ткань, из нее выдернуто. Тонкая филигранная работа, сложный ажур, непревзойденная по изяществу исполнения ручная работа придает скатерти вид настоящего произведения искусства.
В XVII веке в Европе появилась техника вышивки «ришелье», когда переведенный на ткань рисунок обшивался плотными стежками шелком или хлопковыми нитями, а затем пространство между вышивкой аккуратно вырезалось.В России ришелье стало очень популярным в начале прошлого века. А для чаепитий и на дачных верандах в это же время использовались вязаные крючком скатерти, под которые подкладывалась ткань.
Стремительный двадцатый век, с его тягой к минимализму принес пластиковые и стеклянные столешницы, а скатерти заменил салфетками под приборы. Причем салфетки были не только из ткани, но из тонких деревянных палочек и тростника.А потом скатерти вновь стали входить в моду, но вместо ткани и кружевных полотен появилась их имитация из пластика или синтетики - их легче мыть и совсем не надо гладить.Натуральные ткани вновь вернулись на наши обеденные столы, но обычно их отделка теперь уже не столь дорога и трудоемка: рисунки наносятся краской или вышиваются на машине.А с появлением прочных, не линяющих красок, скатерти стали сочного, насыщенного цвета.Сейчас самыми распространенными тканями для столового белья по-прежнему остаются льняное полотно и плотный хлопок, имеющий блестящую поверхность с вытканным матовым рисунком - дамаст.Цвет скатерти нужно выбирать в зависимости от колорита интерьера столовой и в гармонии с цветом посуды на столе: чем ярче интерьер и посуда, тем светлее и более однотонной должна быть скатерть. И, наоборот, скатерти насыщенного густого цвета (сочно-красного, цвета малахита или темной бронзы) прекрасно оттеняют белый фарфор и хрусталь, в котором отражаются мерцающие свечи. Помимо популярных льна и дамаста, есть и более дорогие варианты. Например, светло-золотистая камчатная скатерть из шёлка напоминает о времени Людовика XV. На ее фоне гармонично смотрятся серебряные приборы и изящные подсвечники в стиле барокко.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев