Исследователи предполагают, что развитие опухолей мозга может быть связано с некоторыми сопутствующими факторами, которые еще предстоит изучить.
Наиболее эффективным способом лечения считается комбинирование нескольких методов: лучевой терапии или химиотерапии с хирургическим удалением опухоли (однако из-за локализации и размера опухоли мозга удалить ее зачастую невозможно), а также с иммунотерапией, целью которой может являться усиление собственного иммунного ответа организма на злокачественные образования и увеличение чувствительности раковых клеток к медицинским препаратам.
Возможно, если бы опухоль не была случайно обнаружена, Маккейн скончался бы еще раньше.
«Самое опасное — когда нет вообще никаких симптомов», — говорит Гита Кватра, директор по развитию Фонда глиобластомы, финансирующего исследования терапии агрессивных опухолей. Также лечение осложняется тем, что опухоль можно обнаружить только тогда, когда она дорастет до таких размеров, что будет заметна на МРТ.
Успех в лечении глиобластомы обусловлен в том числе и тем, насколько хорошо о больных заботятся их близкие или сиделки. Мозг контролирует все тело, и его поражение зачастую связано с ухудшением зрения, появлением судорог, головными болями и другими дополнительными проблемами со здоровьем. Также могут возникать перепады настроения и изменения личности, что осложняет уход за такими пациентами.
Тем не менее, забота важна — проведенный в 2017 году анализ 88 пар, состоящих из пациента и кого-то, кто о нем заботился, показал: если помощник хорошо справлялся с ситуацией, это сокращало риск смерти пациента на 16%.
«Влияние семьи огромно, и это та часть, которая не освещается», — считает доктор Сюзан Чанг, директор отделения нейроонкологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Она основала программу помощи семьям, в которых есть пациенты с опухолью мозга. В рамках программы родственники и опекуны посещают группы поддержки, получают консультации психологов и разъяснение тонкостей медицинского страхования.
Проблемы могут оказаться совершенно неожиданными — так, например, дочь Маккейна в феврале призналась, что ощущает вину за то, что в такой ситуации она живет своей обычной жизнью. Также она подчеркнула, что многие родственники больных переживают подобные трудности.
В 2015 году бывший президент США Джимми Картер заявил об успешном излечении от рака мозга. Такая разница в результатах лечения у Маккейна и Картера была обусловлена разными исходными данными — у Картера опухоль была вызвана метастазами меланомы, затронувшей также печень. Опухоль в печени была удалена, а от опухоли мозга экс-президента США лечили с помощью иммунотерапии.
Если раньше и метастатическая меланома мозга, и глиобластома имели одинаково неблагоприятный прогноз, то сегодня современные препараты позволяют успешно лечить первое заболевание.
«Результаты лечения метастатической меланомы благодаря иммунотерапии сегодня противоположны результатам лечения глиобластомы», — поясняет доктор Эзра Коэн, директор Онкологического центра Мура в Калифорнийском университете в Сан-Диего.
Эффективность иммунотенрапии против меланомы обусловлена выраженными мутациями клеток, говорит он. Эти мутации позволяют иммунной системе с большей вероятностью обнаруживать поврежденные клетки и уничтожать их. А изменения клеток при глиболастоме не вызывают такой выраженной реакции иммунитета.
В перспективе, однако, лечение может быть найдено, обнадеживает Коэн. По его словам, весьма многообещающие результаты показывают препараты на основе вирусов, а также те, которые взаимодействуют с особыми рецепторами клеток глиобастомы.
Комментарии 2