Мартин Лютер Кинг-младший посвятил свою жизнь ненасильственной борьбе за расовое равенство в Соединенных Штатах. В третий понедельник января отмечается День Мартина Лютера Кинга, американский праздник в честь его наследия, когда граждане добровольно служат своим общинам.
Начало пути
Кинг родился 15 января 1929 года в семье, представляющей династию баптистских священников, и рос в Атланте в то время, когда законы Джима Кроу превратили сегрегацию и дискриминацию чернокожих на Юге в повседневную реальность.
Кинг учился в Атланте в Колледже Морхауза. Здесь он убедился, что религия является мощной движущей силой социальных изменений. Затем он получил докторскую степень на теологическом факультете Бостонского университета, после чего вернулся на Юг, в Алабаму, где служил пастором в Баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери.
Место в Атланте, где родился Кинг, в настоящее время зарегистрировано в реестре Службы национальных парков США как памятник национальной истории.
Кинг помог организовать длившуюся в течение года кампанию бойкота автобусов в Монтгомери, развернувшуюся вследствие ареста швеи Розы Паркс за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру. После того как Верховный суд США отменил в 1956 году законы штата Алабама о сегрегации в автобусах, Кинг стал одним из учредителей Конференции христианских лидеров Юга и пропагандировал ненасильственные действия за гражданские права во всех южных штатах. На него оказало большое влияние учение Махатмы Ганди, и в 1959 году он посетил Индию.
В качестве одного из пасторов баптистской церкви Эбенезер в Атланте, в которой служил и его отец, Кинг с присущим ему красноречием призывал положить конец сегрегации и юридическому неравенству.
На протяжении 1960-х годов его подвергали арестам за участие в ненасильственных акциях протеста в Алабаме, Флориде и Джорджии. В 1963 году, находясь в заключении после одного из таких арестов, Кинг опубликовал “Письмо из Бирмингемской городской тюрьмы”, посвященное нравственным основам движения за гражданские права. В августе того же года перед более чем 200 тысячами человек, которые собрались на Национальном молле в Вашингтоне, он произнес свою знаменитую речь “У меня есть мечта”.
День 7 марта 1965 года печально известен как Кровавое воскресенье, так как участники марша за избирательные права были избиты сотрудниками патрульной полиции штата и гражданскими лицами на мосту Эдмунда Петтиса в Сельме (штат Алабама). Силой их вынудили повернуть обратно, но это суровое испытание побудило Кинга призвать к проведению другого, более продолжительного, 87-километрового марша Сельма-Монтгомери.
Успех движения за гражданские права
В 1964 году президент США Линдон Джонсон подписал Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию в сфере занятости, в общественных местах и в других аспектах жизни. Кинг принял участие в церемонии подписания закона и его ввода в действие (на фото). Он продолжал настаивать на принятии закона, который бы гарантировал, что чернокожие американцы не могут быть лишены права голоса посредством дискриминационной практики, такой как тесты на грамотность, и в 1965 году президент Джонсон подписал Закон об избирательных правах. В 1964 году Кинг получил Нобелевскую премию мира.
После убийства
4 апреля 1968 года Кинг был убит на балконе своего гостиничного номера в Мемфисе (штат Теннесси). На похоронах тысячи скорбящих шли через Атланту за запряженной мулами двуколкой, на которой везли гроб с его телом.
В посмертно изданном эссе под названием “Завет надежды” Кинг призвал афроамериканцев оставаться приверженными ненасильственным действиям, но вместе с тем предупредил, что “справедливость для чернокожих американцев не может быть достигнута без радикальных изменений в структуре нашего общества”.
Наследие Кинга: ненасильственный протест
В радиообращении, с которым Кинг выступил в 1959 году во время визита в Индию, он сказал: “Сегодня у нас больше нет выбора между насилием и ненасилием; это либо ненасилие, либо несуществование”. Вдохновляющим началом его философии стали ненасильственные действия Ганди, направленные на прекращение британского правления в Индии. В свою очередь, Кинг вдохновил людей в других странах на общественные изменения с помощью ненасильственных методов борьбы, от противостоявших советской оккупации Польши членов движения “Солидарность” до выступавшего за прекращение апартеида в Южной Африке Нельсона Манделы.
Наследие Кинга: борьба с предрассудками
Во время Марша на Вашингтон 1963 года Кинг заявил, что о людях следует судить не “по цвету кожи, а по их внутреннему содержанию”. Центр Кинга в Атланте – это живая память о том, каким он представлял себе свободный равноправный и полный возможностей мир, в котором нет места расизму и любым формам дискриминации.
Наследие Кинга: стремление к социальной справедливости
Институт исследований и образования имени Мартина Лютера Кинга при Стэнфордском университете осуществляет проект “Документы Кинга”. В его рамках собрана полная коллекция всех выступлений Кинга, его переписка и другие письменные источники. Институт является участником Инициативы учебных программ “Освобождение” и организации “Сообщество Ганди-Кинга”, которые воплощают в жизнь идею об объединении отстаивающих права человека социальных активистов всего мира.
Наследие Кинга: служение другим
В США День Мартина Лютера Кинга назван Национальным днем служения. Отдавая дань приверженности Кинга улучшению жизни других людей, американцев призывают праздновать его “не как выходной, а как день служения обществу”. Президент Обама приветствует деятельность волонтеров, способствующих решению стоящих перед миром задач.
Сохраняя мечту
Национальный мемориал Кинга построен рядом с Мемориалом Линкольна, там, где Кинг произнес свою речь “У меня есть мечта”. Мемориал приглашает посетителей к размышлениям о его жизни и наследии.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 29
В истории США под термином реконструкция подразумевают, во-первых, исторический период после Гражданской войны между Севером и Югом, а во-вторых, преобразование Юга в период примерно с 1865—1866 по 1877 годы с изменением структуры власти и общества в бывшей Конфедерации. Три принятые к Конституции поправки повлияли на всю страну. В разных южных штатах реконструкция началась и закончилась в разное время; в конце концов, завершением этого процесса в целом считают компромисс 1877 года.
Реконструкция обсуждалась ещё во время войны, а всерьёз она началась после издания Прокламации об освобождении рабов 1 января 1863 года. Политика Реконструкции была осуществлена после того, как рабовладельческий Юг оказался во власти федеральной армии. През...ЕщёРеконструкция Юга — период в истории США после окончания Гражданской войны, с 1865 по 1877 годы, в который происходила реинтеграция проигравших в войне южных штатов Конфедерации в состав США и отмена рабовладельческой системы на всей территории страны.
В истории США под термином реконструкция подразумевают, во-первых, исторический период после Гражданской войны между Севером и Югом, а во-вторых, преобразование Юга в период примерно с 1865—1866 по 1877 годы с изменением структуры власти и общества в бывшей Конфедерации. Три принятые к Конституции поправки повлияли на всю страну. В разных южных штатах реконструкция началась и закончилась в разное время; в конце концов, завершением этого процесса в целом считают компромисс 1877 года.
Реконструкция обсуждалась ещё во время войны, а всерьёз она началась после издания Прокламации об освобождении рабов 1 января 1863 года. Политика Реконструкции была осуществлена после того, как рабовладельческий Юг оказался во власти федеральной армии. Президент Авраам Линкольн во время войны создал реконструкционное правительство в нескольких южных штатах — Теннесси, Арканзасе и Луизиане, и предоставил земли для бывших рабов в Южной Каролине.
После убийства Линкольна президент Эндрю Джонсон пытался следовать политике своего предшественника и назначил новых губернаторов летом 1865 года. Вскоре он заявил, что цели войны — национальное единство и ликвидация рабства — были достигнуты, и, следовательно, реконструкция завершена. Однако республиканцы в Конгрессе отказались признать «мягкую» политику Джонсона (объявившего себя независимым политиком и президентом) и принять в свой состав новых членов Конгресса от Юга. Победа радикального крыла республиканцев в 1866 году на выборах в Конгресс дала им достаточно мест в палате представителей, чтобы преодолеть вето Джонсона и в 1867 году начать «радикальную реконструкцию». Ввиду желания радикалов партии республиканцев принимать экстремальные методы для Юга США были осуществлены попытки голосования за Импичмент Эндрю Джонсона, провалившиеся ввиду отсутствия лишь одного голоса в Сенате. За мягкую политику Джонсона обвиняли в предательстве.[1]. Конгресс отстранил от власти все гражданские органы местного самоуправления в южных штатах[2] и передал все их полномочия военным. Новые выборы были проведены под контролем армии, а лицам, ранее участвовавшим в органах власти Конфедерации, было запрещено выставлять свои кандидатуры.
В большинстве южных штатов после этого в органах местного самоуправления оказались и представители негров. Однако в ответ на Юге появились многочисленные тайные расистские организации, в том числе Ку-клукс-клан, осуществляющие политику террора и насилия. Неудачи республиканских властей усугубил экономический кризис 1873 г. В конце концов республиканские правительства потеряли поддержку избирателей южных штатов, и к власти на Юге вернулись демократы.
В 1877 г. участие армии в государственном управлении на Юге было прекращено. Демократические правительства южных штатов не восстановили рабовладение, но приняли дискриминационные законы, называемые законами Джима Кроу. В результате негры стали гражданами второго сорта, и расистские принципы превосходства белых по-прежнему господствовали в общественном мнении[3]. Монополия демократической партии на власть на территории Монолитного Юга продолжалась после этого до 1960-х годов.