Сани – один из древнейших предметов быта поморов. В древнерусском (и старославянском) языке сани–сань означало «змея»: два полоза зимней повозки, скользящей по снегу, напоминали нашим предкам дружно ползущих змей. Кстати, сами эти скользкие брусья были названы тем же словом, что и одна из не ядовитых змеиных пород – полоз. Вот как тесно переплелись друг с другом сани, змеи, полозы и полозья.
Изящные, добротно сделанные сани – лучшая награда мастеру. А вот о том, как выбрать подходящий материал, подготовить его, и сделать сани, радующие душу, мы решили узнать у умельцев родного села Нюхча. Народная пословица гласит: «Готовь сани летом, а телегу зимой».
Сани – один из древнейших предметов быта поморов. В древнерусском (и старославянском) языке сани–сань означало «змея»: два полоза зимней повозки, скользящей по снегу, напоминали нашим предкам дружно ползущих змей. Кстати, сами эти скользкие брусья были названы тем же словом, что и одна из не ядовитых змеиных пород – полоз. Вот как тесно переплелись друг с другом сани, змеи, полозы и полозья.
Изящные, добротно сделанные сани – лучшая награда мастеру. А вот о том, как выбрать подходящий материал, подготовить его, и сделать сани, радующие душу, мы решили узнать у умельцев родного села Нюхча. Народная пословица гласит: «Готовь сани летом, а телегу зимой».
1.Розвальни – это мужицкие сани. Сзади над последним вязом устанавливалась кривая березовая кокорка, на которую набивался облук (тонкие еловые доски) до говенника и чаповицы. Первым делом, в них возили навоз. Иногда в хозяйстве оставляли чистые розвальни, для деловых поездок (сарафанная почта) они удобнее дровней. Накидают сена побольше, в нем теплее извозчику, да и коню в дороге пригодится. Облук не позволяет небольшому грузу вывалиться в снег, и извозчик, если задремлет в дороге, ненароком не вывалится. Боярыню Морозову, между прочим, – будущую хозяйку поморья, – Марфу Борецкую из Москвы в северную ссылку везли в розвальнях – на мужицких санях, чтобы еще более унизить.
2.Бесколёсная повозка, состоящая из двух жердей, передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле . Волокуша была распространена в северных губерниях России (Вологодской, Архангельской), в Сибири и др.
3.Рыбацкие сани – название говорит само за себя. В них ездили на рыбалку. На них ставили широкий облук. Они были четырех-копыльными. Чтобы личные вещи рыбака не пачкались во время транспортировки, над первым вязом облук разделяли доской, этот отдел называли – передок.
4.Сани или дровни были рассчитаны для лошадиной упряжки. Они были разной длины, трех — и четырехкопыльные, но ширина колеи у них была одинаковая. Длинные сани использовали для более легких грузов. На санях возили сено, дрова. Для подвозки дров к средним копыльям привязывали «кряквы» — палки, которые стягивались вверху веревкой буквой «П», для того, чтобы можно было наложить высокий воз дров. И сейчас воз дров оценивают по высоте: «Воз выше говенника».
Сверху на дровни кладут постильник, сейчас – это доски, а раньше был плетень из тонкой березы. Между собой длинные тонкие березовые заготовки перевязывали березовой вицей, а позднее – веревкой. Сейчас уже редко кто знает, что такое плетень, только осталось в Нюхче шутливое выражение: «Нашему забору – двоюродный плетень» — подтверждение очень дальнего родства.
Над первым и последним вязом сверху на нащепы привязывали небольшие березовые палочки – «кокорочки», при помощи которых силу тяжести дров переносили на копылье, чтобы вязья под тяжестью дров не лопнули пополам.
На дровнях помора везли в последний путь. Если это случалось летом, то отрывали железные полозки, которые издают резкие царапающие звуки при наезде на мелкие камушки по дороге, чтобы не «беспокоить» покойного. В данном случае не обращали внимания на то, что полоз по грунту истирается. С кладбища разрешалось посадить на дровни старушек, которым было трудно идти обратно: «На кладбище – пешком, а с кладбища – хоть катком» — звучит нюхотская пословица.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев