Подробнее я, конечно, узнал про аварию во время обучения во ВВМУППе и, в дальнейшем, на командном факультете 6 ВСОК ВМФ.
Четыре дня, с 8 по 12 апреля 1970 года, в штормовом океане делали всё, что возможно и невозможно, для спасения своего корабля мужественные подводники под руководством командира капитана 2 ранга Всеволода Бессонова.
Попытаюсь же максимально подробно рассказать о тех событиях, а также и о всей истории этого корабля, аварийные происшествия с которым происходили не однажды.
Атомная подводная лодка проекта 627А («Кит»). 9 сентября 1957 года заложена на стапеле цеха №-42 ССЗ №-402 в г.Молотовск (ныне Северодвинск) как Крейсерская Подводная Лодка (КрПЛ). 2 марта 1958 года зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 31 мая 1959 года спущена на воду. Изначально лодка входила в состав 339-й Бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Беломорской флотилии.
26 июня - 16 ноября 1959 года она прошла швартовные испытания, и 4 декабря 1959 года был поднят Военно-Морской флаг. С 4 по 31 декабря
1959 года подводная лодка К-8 прошла ходовые испытания, во время которых на подводной лодке дважды самопроизвольно отдавался кормовой аварийный буй, а буйреп наматывался на винты. 31 декабря 1959 года К-8 прибыла к постоянному месту базирования в бухту Малая Лопаткина губы Западная Лица и вошла в состав 206-й Отдельной Бригады подводных лодок Северного флота, окончательно вступила в строй и вошла в боевой состав Северного флота.
13 октября 1960 года вышла в море для похода к Северному Полюсу. На К-8 было укреплено ограждение рубки, установлены вторые комплекты эхолота и эхоледомера, пульт штурмана, два дополнительных гироазимута, самописец для обсерваций по подводным взрывам. В Баренцевом море произошел разрыв парогенератора. При ликвидации аварии тринадцать человек переоблучились, подводная лодка вернулась в базу в дизель-генераторном режиме.
1 июня 1961 года при отработке задач боевой подготовки в море образовалась течь активной воды из парогенератора, часть личного состава получила облучение.
В июле 1961 года перечислена в состав 3-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок СФ с прежним местом базирования. 8 октября 1961 года во время атаки отряда боевых кораблей на первенство ВМФ вновь открылась течь активной воды из парогенератора. С 11 ноября 1961 года по 31 декабря 1963 года на ПО «Севмашпредпрятие» в г.Северодвинске прошла средний ремонт.
В апреле 1964 года при выходе в море на отработку задач боевой подготовки от командира БЧ-5 поступил доклад, что испарительная установка не рассаливается. За несколько часов ремонтных работ наладить работу установки так не удалось, и подводная лодка была
вынуждена прервать выход и зайти в губу Гремиха для пополнения запасов воды.
Летом 1964 года К-8 впервые заступила на боевое дежурство в пункте базирования.
В 1965 году при выполнении торпедной стрельбы боевой торпедой по мысу Пикшуев, торпеда, пройдя некоторое расстояние, внезапно развернулась и пошла на сближение с подводной лодкой. Энергичным маневром по курсу, скорости и глубине К-8 уклонилась от собственной торпеды.
С августа 1966 года по июля 1968 года на СРЗ «Звездочка» в г.Северодвинске прошла средний ремонт с заменой парогенераторов. Тогда же на подводной лодке демонтировали противогидролокационное покрытие в связи с прекращением его производства.
В 1968 году перечислена в состав 17-й Дивизии подводной лодки Йоканьгской ВМБ с базированием в губе Гремиха.
17 февраля 1970 года вышла в море для выполнения задач второй боевой службы. В течение похода К-8, обогнув Скандинавский полуостров и, миновав Фареро - Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар и в Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами CVB 41 «Midway» и CVA 60 «Saratoga». На подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во втором отсеке обнаружилась течь по периметру съемного листа.
К-8 всплыла в надводное положение, был поджат лист, но течь не прекратилась. Командир принял решение устранять течь после форсирования Гибралтара. Пролив подводная лодка прошла под днищем БПК «Неуловимый», и через 8 часов всплыла у острова Албаран для замены всей резиновой прокладки съемного листа. В Средиземном море К-8 была обнаружена тремя эсминцами вероятного противника. Через несколько часов преследования подводная лодка резко ушла на глубину 140 метров, изменила курс и на полном ходу оторвалась от преследования.
15 марта 1970 года в районе острова Капри К-8 всплыла для встречи с БПК «Бойкий». С борта надводного корабля были погружены запасы регенерации и продуктов для обратного перехода. 1 апреля 1970 года было получено приказание на возвращение. Пролив Гибралтар был форсирован в течение шести часов под днищем БПК «Бойкий». 6 апреля 1970 года атомная подводная лодка К-8 была переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах «Океан-70».
8 апреля 1970 года в 22.30 на глубине 120 метров почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3 отсеке и в труднодоступном месте 7 отсека из-за короткого замыкания произошел пожар. Увеличивая ход с 10 до 16 узлов, в 22.36 К-8 всплыла. Очаг возгорания в 3 отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3 отсека был выведен в 4 отсек. Очаг пожара в 7 отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных
патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7 отсека был выеден в 8 отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, К-8 лишилась хода, электроэнергии и связи. Оба дизель-генератора были запущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за обесточенного щита гребного электродвигателя в 7 отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 минуты после всплытия личный состав ПУ ГЭУ из-за невозможности пребывания в нем был переведен в 6 отсек, а через 30 минут из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6 отсеке, включившись в ИДА-59, перешли в 4
отсек. Аварийно-спасательный люк 8 отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8 отсек. Сравнять давление воздуха в 8 отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3 и 4 отсеки, при этом потушили вновь возникшее пламя в 3 отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции находился старшина 1 статьи срочной службы Ю.Ильченко. Его ИДА-59 находился в другом отсеке, и, спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан медицинской службы А.Соловей отдал ему свой дыхательный аппарат.
9 апреля 1970 года весь личный состав 4 отсека выеден на мостик через 3 отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, погибли от угарного газа 15 человек. В живых осталось четверо, в том числе и Ю.Ильченко, который рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8 отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших от отравления окисью углерода. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние осталось неизвестным. К-8 оставалась в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с третьего по девятый. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек.
Личный состав расположился в первом и втором отсеках, часть на верхней палубе. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кабельтовых, канадское судно обошло ее по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ.
10 апреля 1970 года только через тридцать часов после начала аварии К-8 случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном-наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии
был передан в Москву, и только таким образом, в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь К-8 были посланы подводные лодки К-83 проекта 629, Б-109 и Б-413 проекта 641, судно разведки
«Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гидрорулевой», БПК «Бойкий», буксир СБ-38 и килекторное судно КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из сорока трех человек, не занятых ликвидацией аварии. Положение подводной лодки было тяжелым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможным, поскольку К-8 была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал, погода ухудшалась, запас баллонов для ИДА-59 также был израсходован.
11 апреля 1970 года в 3 часа утра к подводной лодке подошел теплоход «Саша Ковалев». В 04.20 - теплоход «Комсомолец Литвы», чуть позже – «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов», а «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался
завести буксирный конец на подводную лодку. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось сделать, но трос сразу же лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка подводной лодки от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с командой подводной лодки К-5 и руководителем операции по спасению, крейсер «Мурманск» с Командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться - угарный газ поступал через неплотности переборок. Еще тридцать моряков были эвакуированы на «Касимов». На подводной лодке остались двадцать два человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна, проходя от кормы в нос, заливала всю надстройку, вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял около трех градусов на корму.
12 апреля 1970 года в 02.40 к подводной лодке подошел КРТР «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник капитана судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была подводная лодка, а радиолокационная отметка от подводной лодки стала быстро исчезать. Через минуту раздались два гидравлических удара, свидетельствующие о гибели подводной лодки К-8. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт в условиях шторма удалось лишь тело командира 2-го дивизиона БЧ-5. К-8 затонула на глубине 4 125 метров от потери продольной остойчивости.
Определенную роль в невозможности длительного удержания подводной лодки в надводном положении в штормовых условиях сыграла безкингстонность ЦГБ - через шпигаты медленно стравливался воздух, находящийся в цистернах, которые постепенно заполнялись водой, и К-8 монотонно теряла запас плавучести. Причины пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная причина- короткое замыкание в кабельных трассах. Наиболее вероятная причина затопления отсеков - выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников.
Погибло пятьдесят два моряка-подводника, из них тридцать отравились продуктами горения и двадцать два подводника погибли в результате затопления подводной лодки. На борту атомной подводной лодки К-8 затонуло четыре торпеды с ядерным боезапасом.
13 февраля 1971 года подводная лодка К-8 исключена из состава Военно-Морского флота СССР.
Гибель К-8 стала первой потерей советского атомного флота. В.Б.Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены команды закрытым Указом
Президиума Совета Министров СССР были награждены орденом Красного Знамени, оставшиеся в живых - медалью Ушакова. В поселке Гремиха, где базировалась К-8, погибшим подводникам поставили памятник.
В Гремихе именами Всеволода Бессонова и Арсентия Соловья названы улицы; мне довелось пожить на обеих. Каждый год проводится траурный митинг, а памятник героям возвышается на сопке над дорогой, соединяющей два микрорайона ЗАТО Островной.
Мир и вечная память героям!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев