Монархисты продолжают дело Кирилла Серебрянникова
========================================
«В самом центре Москвы, на Старом Арбате, появилась инсталляция с великим русским мыслителем Иваном Ильиным. Можно себе представить, как корёжит красных бесов», — злорадствуют в Сети борцы «за белое дело».
Создаётся впечатление, что «корёжить красных бесов» — главная цель любителей «хруста французской булки». Кто им её поставил? Или, лучше, кто их на неё навёл? Неужели сейчас в России нет более важного занятия, нежели имитация идеологической и политической борьбы между «красными» и «белыми»?
НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ И НУДНЫЙ
Поздравление с годовщиной победы националистов в Испании во главе с Франсиско Франко. Разъездная ярмарка с фильмом «Мумия» о Ленине. Иван Ильин на Старом Арбате. Тенденция!
Великий мыслитель Иван Ильин или заурядный — неважно. Важно, что в стране, где главная, если не единственная, духовная скрепа — память о победе СССР над фашизмом и нацизмом, почитать его вряд ли стоит. Изучать его работы, читать его статьи, конечно, надо. Но почитать — нет. Не заслужил он этого в стране, где главная, если не единственная, духовная скрепа — память о победе над фашизмом и нацизмом. Я специально повторяю это утверждение, делаю на этом акцент.
Иван Ильин воспевал итальянский фашизм и немецкий нацизм, возлагая на эти движения большие надежды и утверждая, что «фашизм является итальянской светской вариацией белого движения». Ильин восхищался Бенито Муссолини, считая, что главе фашистской Италии «присущ дар политического скульптора, оригинальное, завершающее дерзновение Микельанджеловской традиции».
Победа Гитлера в Германии воодушевила Ильина, наверное, даже больше, чем приход к власти Муссолини в Италии. В 1933-м Ильин пишет статью «Национал-социализм. Новый дух», в которой заявляет: «Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе. Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт Германию — европейской культуре даётся отсрочка».
Вот такая точка зрения. И она известна. Я не открываю ничего нового. И, тем не менее, у нас в России появляется Высшая политическая школа имени Ивана Ильина, а портреты Ильина выставляются на Старом Арбате, то есть в самом центре Москвы.
Нацисты не оценили дифирамбы Ильина в их адрес. Им заинтересовалось Гестапо. В 1934-м его отстранили от руководства Русским научным институтом в Берлине. Правда, Ильин продолжал выступать в Германии с антикоммунистическими статьями и речами. Но всё же в июле 1938 года философ вынужден был уехать в Швейцарию, спецслужбы которой подозревали его в работе на нацистов.
Утверждать, что сам Ильин был нацистом или фашистом — пропагандистский перебор. В фашизме есть бунтарский дух ниспровержения, а Ильин был традиционным консерватором. Назидательным и нудным. Но он уповал на нацистов и фашистов как силы, которые остановят коммунизм.
Кстати, очень схоже оценивали фашизм и сами коммунисты, когда он ещё только зарождался. Так, в 1923 году Николай Бухарин, в то время ведущий идеолог большевистской партии, писал, что фашизм — это «новая демагогическая форма», с помощью которой «буржуазия пробует и пытается править методами совершенно ненормального порядка», вызывая к политической жизни «часть мелкой буржуазии, промежуточных слоёв, иногда крестьянства». А делает это буржуазия в страхе перед пролетарской революцией, не могучи править «нормальным порядком».
Когда Гитлер напал на СССР, Ильин, любя Россию своей особенной любовью, мучительно не раздумывал, на чьей стороне быть в этой войне. Он отверг принцип «Хоть с чёртом против большевиков», выдвинутый Андреем Шкуро и другими бывшими белыми офицерами, которые воевали против Красной Армии под гитлеровским началом.
«У России может быть много неприятелей в мире, но враг у неё один. Это есть единственный враг, который хотел бы и мог бы завоевать её, расчленить и поработить, — пишет он в сентябре 1941 года. — Тягостно и опасно, что борьбу с этим врагом Россия должна вести, находясь в состоянии коммунистического тифа, не преодолев его и не оправившись от него. Однако сильный реактив войны может и должен помочь в этом преодолении».
То есть он надеялся теперь на то, что в ходе войны русский народ «преодолеет коммунистический тиф», другими словами — сбросит власть большевиков. Прозорливым мыслителем его не назвать, ибо он не понимал, что «коммунистический тиф», а именно — мобилизационные механизмы большевистского государства и социалистическая экономика, построенная на плановом начале, позволят СССР оправиться от сокрушающего немецкого удара и одолеть Гитлера.
В сентябре 1945 года Иван Ильин пишет: «Я никогда не мог понять, как русские люди могли сочувствовать национал-социалистам... Они — враги России, презиравшие русских людей последним презрением. Коммунизм в России был для них только предлог, чтобы оправдать перед другими народами и перед историей свою жажду завоевания. Германский империализм прикрывался антикоммунизмом».
И он был бы честнее, если бы открыто признал, что одним из таких русских людей на определённом этапе был и он сам. Но назидательный Ильин не любил признавать свои ошибки. Тем более, что через три года, в 1948-м, он вновь пытается оправдать фашизм, заявляя, что, «выступая против левого тоталитаризма, фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ».
До конца жизни Ильин с энтузиазмом смотрел на режимы Франко в Испании и Салазара в Португалии, которые, по его мнению, избегают ошибок фашизма, призывая русских патриотов копировать их авторитарные методы в будущем. «Новое государство» Антониу ди Салазара было правой диктатурой, установленной с целью достижения «национальной солидарности». Что касается режима Франсиско Франко в Испании, то он вынужден был многое заимствовать из фашистского тоталитарного арсенала. Например, франкисты создали культ «вечно присутствующего» Хосе-Антонио Примо де Риверы — лидера национал-синдикалистов, расстрелянного республиканцами. Что это, если не фашистское идолопоклонство, раскритикованное Ильиным в статье 1948 года?
Один из доводов, которые используют наши «борцы за белое дело» против тех, кто критикует Ильина, бьёт, по их мнению, не в бровь, а в глаз: как вы смеете порочить «любимого философа президента»?! Да мы и не порочим. Ничего не выдумываем. Действительно глава российского государства неоднократно цитировал Ильина. Так, в Георгиевской речи, произнесённой на церемонии подписания договоров о принятии в состав России Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), в также Херсонской и Запорожской областей, Путин назвал Ильина «настоящим русским патриотом» и завершил её цитатой из его «Манифеста русского движения», изданного в 1938-м: «Если я считаю моей родиной — Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух — мой дух; его судьба — моя судьба; его страдания — моё горе; его расцвет — моя радость».
Красивые слова — не поспоришь. Но очень общие.
Читал ли Владимир Путин статьи и работы Ильина, мы не знаем. Однако он никогда не солидаризовался с политическими мыслями этого философа. Ильин почитал Франко, а Путин назвал сторонников Франко фашистами и предположил в 2022 году, что бывший главный дипломат ЕС Жозеп Боррель был бы в годы гражданской войны в Испании на их стороне. Нельзя не заметить, что в последних речах Путин ссылается не на Ивана Ильина, а Николая Данилевского и Николая Бердяева, который считал, что Ильин «чужд лучшим традициям нашей национальной мысли».
Кстати, по слухам, Высшая политическая школа получила имя Ивана Ильина в результате кулуарной шутки одного духовного лица на Русском народном соборе.
«Раньше были школы Ильича, а теперь будут школы Ильина!» — якобы сострил владыка.
Но его шуточное предложение приняли всерьёз...
Но если честно, то лучше не ссылаться на слова Ивана Ильина — даже самые красивые. Тот же «Манифест русского движения» — это далеко не просто сборник эссе о русском духе. Это — работа, призванная вдохновить людей на борьбу с советским строем, который, как полагал Ильин, попирает всё русское, но который, как мы все знаем, победил в схватке с фашизмом и нацизмом.
СОТРУДНИК ГЕББЕЛЬСА
Иван Ильин, чей потрёт появился на Старом Арбате, не предлагал свои услуги немцам. А вот самбист и журналист Иван Солоневич, весьма почитаемый нашими «сынами монархии» и прочими консервативными традиционалистами, был частью нацистской пропагандистской машины.
Если Ильин из Германии в 1938-м уехал, то Солоневич в тот год в этой стране поселился. Ещё в 1937-м нацисты издали его книгу «Россия в концлагере», правда, под другим названием — «Потерянные», и использовали её в своей антисоветской пропаганде.
«Читаю ужасающую книгу о России „Потерянные‟. Фюрер тоже заинтересовался ею. Следующий день в жизни [национал-социалистической] партии будет опять посвящён борьбе с большевизмом», — записал в своём дневнике главный нацистский пропагандист Йозеф Геббельс.
Нацисты несколько раз переиздали «Потерянных».
1 мая 1938 года Геббельс фиксирует в дневнике: «Даю Солоневичу субсидию в 30 тысяч марок для его антибольшевистской газеты. Он работает хорошо», а почти через месяц, 29 мая, отмечает: «Солоневич всё же остаётся в Берлине. Его газета должна и дальше выходить в Софии. Я предоставляю для этого средства. В Берлине она нам не слишком нужна».
И вот записи из дневника Геббельса, сделанные незадолго до нападения Германии на СССР: «07.06.41. Солоневич предлагает своё сотрудничество. Прямо сейчас я ещё не могу его использовать, но наверняка смогу очень скоро»; «08.06.41. Солоневич предлагает себя, чтобы работать против Москвы. Гестапо считает его подсадной уткой. Пускай за ним понаблюдают».
3 июля 1941 года в газете Геббельса «Атака» выходит статья Ивана Солоневича «Патриоты и комиссары. Враг N1 русских народных масс», в которой он заявляет: «Никакие патриотические и национальные лозунги не смогут отвратить ненависть русского народа от его истинного врага — еврейского комиссара... Для русских народных масс еврейский большевизм — это враг №1, давнишний враг, враг нации и враг Отечества... Никакая ложь и никакие напоминания о Суворове не вытеснят запечатлевшуюся в народном сознании картинку еврейского комиссара, который в случае победы уничтожит не только мужика и рабочего, но и всех крестьян и рабочих в Европе».
Что это, если не стопроцентная нацистская пропаганда?
«Солоневич — гад последний! Наёмный агент Геббельса, живёт под Берлином в отнятой у евреев вилле», — записал Иван Ильин.
И всё же Иван Солоневич не пригодился немцам, упёртым в своём презрении к славянам, и те сослали его вместе новой женой, немкой Рут... на курорт в Померанию, откуда в начале 1945 года он бежал с семьёй от наступающей Красной Армии.
Портрета Ивана Солоневича на Старом Арбате пока нет. Его книги издаются в России частными издательствами — имеют право. Но вот биография Ивана Солоневича в серии «Жизнь замечательных людей» (автор Константин Сапожников) выпущена в 2014-м издательством «Молодая гвардия» при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (2012—2018 годы).
И это ещё не всё. В том же 2014-м на экраны вышел полнометражный документальный фильм режиссёра Сергея Дебижева о Иване Солоневиче — «Последний рыцарь империи». Деньги на него выделило Министерство культуры. Естественно, в картине Солоневич представлен белым рыцарем. О его сотрудничестве с Геббельсом — ни слова. Как это могло случиться в стране, где главная, если не единственная духовная скрепа — память о победе СССР над фашизмом и нацизмом?
А как могла в июне 2016 года появиться памятная доска на Захарьевской улице в Петербурге в честь Карла Густава Маннергейма? В конце концов, и потрёт Ивана Ильина на Старом Арбате появился не просто так, а с санкции властей, и не на деньги «сынов монархии», а на государственные.
Ещё пример. Очень почитаемый нашей правой консервативной общественностью писатель и публицист Иван Шмелёв сотрудничал с нацистами в оккупированном Париже, поддержал нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, воспринимая это как начало освобождения России от большевизма. Историк Сергей Мельгунов, автор памфлета «Красный террор», записал 27 июля 1941 года в дневнике: «Шмелёв так и говорит: с фюрером — Бог». В письме к эмигрантке Ольге Бредиус-Субботиной от 30 июня 1941 года Шмелёв восклицает: «Я так озарён событием 22.VI , великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной».
Радовался он. Молился о победе немцев. Да, потом информация о преступлениях нацистов его, сердобольного, повергла в ужас. Но разве он заслуживает уважения в стране, где главная, если не единственная духовная скрепа — память о победе СССР над фашизмом и нацизмом? И, тем не менее, в Москве есть театр имени Ивана Шмелёва.
Но ведь если это всё есть, все эти книги, фильмы, театры, значит, это кому-то нужно.
ГОРДИТЬСЯ НЕЧЕМ И НЕКЕМ
Вернёмся к нашим «правым консерваторам», сторонникам «белого дела». Им надо быть поскромней в стране, где, повторю это ещё и ещё раз, главная, если не единственная, духовная скрепа — память о победе СССР над фашизмом и нацизмом. Под этим углом зрения им нечем и некем гордиться. За победу Советского Союза над гитлеровцами отдали жизнь два миллиона коммунистов. Все мы помним комсомольцев-героев и пионеров-героев.
А сколько русских монархистов отдали жизнь за победу над нацизмом?
«Когда стало ясно, что война Германии и СССР неизбежна, русская эмиграция раскололась на два лагеря спорами об исходе грядущего столкновения. Та часть, которая прогнозировала победу нацистов, была значительно большей», — отмечает биограф Ивана Солоневича Константин Сапожников.
Мы приблизительно знаем, сколько белоэмигрантов и их детей воевали за Гитлера. По самым скромным оценкам, всего с оружием в руках против СССР воевало от 12 до 21 тыс. русских эмигрантов и их детей.
По подсчётам Леонида Решетникова, задействованного в фильме «Мумия», а значит, не отличающегося большой симпатией к большевикам, из ста процентов способных носить оружие мужчин-эмигрантов (возрастом от 18 до 60 лет) 30 процентов поддержали нацистов словом или воевали против СССР; 60 процентов — никак не проявили себя; и лишь 10 процентов поддержали Советский Союз, в основном, публичными заявлениями. Среди последних был генерал Антон Деникин. Правда, как вспоминала его жена, старик испытывал «неотразимое сердечное влечение» к молодым власовцам, с которым он познакомился, живя во время войны на юге Франции. Известно, что после войны Деникин защищал власовцев, призывая американцев не отдать их для суда в СССР.
Трогательна история генерал-лейтенанта Русской императорской армии Петра Махрова, ветерана русско-японской и Первой мировой. Когда Гитлер напал на СССР, 65-летний генерал отправил в советское посольство во Франции письмо, в котором просил зачислить его в ряды Красной Армии, пусть и рядовым. Письмо попало в Гестапо и старика посадили в концлагерь, из которого, правда, его вскоре выпустили после заступничества за него французского генерала Анри Нисселя.
Вот, пожалуй, и всё. А кто хочет больше, тот смотрит фильм «Топор», в котором главный герой, бывший белый офицер, выбирается из тайги, где скрывался все годы после Гражданской войны, чтобы рубить гитлеровцев направо и налево.
Нет героев из числа белых, которые бы прославились на почве борьбы с нацизмом. Нет.
ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ВСЁ?
Народ, утомлённый диким капитализмом, жаждая социальной справедливости, всё чаще вспоминает о тех, кто поднимал его предков на последний и решительный бой. Значит, мыслят наши доморощенные буржуи и связанные с ними системные либералы, надо большевиков и красных вновь опорочить, представить их сатанистами, людоедами, одержимыми фанатиками, дикарями. Всё сгодится — лишь бы опорочить идею социализма. Кто за это возьмётся? Открытые либералы из страны убежали или, если остались, предпочитают не высовываться. Да и прошло их время. Кто им поверит? А «сыны монархии» вроде как патриоты.
Однако наши монархисты особо не изощряются — воспроизводят образ большевиков и красных, созданный ранее либеральной пропагандой. Отвратительные, кровожадные, тупые. Хотите убедиться — посмотрите сериал «Дневник убийцы», снятый в начале нашего века режиссёром Кириллом Серебрянниковым. Сейчас он живёт и работает в Европе в связи с тем, что в России «стало очень трудно дышать», а в 2003-м его сериал показывали на государственном телеканале «Россия». Сегодня его дело продолжают «правые консерваторы». Благо многие из них, тот же Егор Холмогоров, начинали в либеральной пехоте. Фильм «Мумия» и инсталляция «великого мыслителя» Ильина на Старом Арбате — всё это провокации, которые дают повод «сынам монархии» крутить пластинку о «кровавых преступлениях большевизма».
Однако провоцируй, не провоцируй, а нацизм победили под красным флагом. Это — исторический факт. И это самое важное, что нужно знать в стране, где главная, если не единственная, духовная скрепа — память о победе СССР над нацизмом.
Фото — по ссылке.
Дмитрий Жвания
ИА «Антифашист»
10.07.2025
#СССР #Социализм #Коммунизм #Россия #Либералы #Монархия #ПятаяКолонна #Антироссия #ИнформационнаяВойна #Пропаганда #PrТехнологии #Антисоветизм #Германия #Нацизм #Фашизм #История #ИсторическаяПравда #ВеликаяОтечественная
#af https://antifashist.online/item/ot-mumii-do-ilina-na-arbate-monarhisty-prodolzhayut-delo-kirilla-serebryannikova.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев